Главная » Учебно-методические материалы » БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ » Бюджетная система РФ: конспект лекций. Бурханова Н. |
18.12.2011, 15:24 | |
1. Понятия о доходах бюджетовДоходы бюджетов формируются в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты для целевого финансирования централизованных мероприятий, и безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К собственным доходам бюджетов относятся: 1) налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, пени и штрафы. Размер налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов в бюджет учитывается в доходах соответствующего бюджета; 2) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ. К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов. В доходах бюджетов учитываются: 1) средства, получаемые за сдачу во временное владение или пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; 3) средства, получаемые от передачи находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества под залог или в доверительное управление; 4) плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах; 5) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям; 6) часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; 7) другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Все перечисленные выше доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов; 8) доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений; 9) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов; 10) средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в бюджеты в полном объеме; 11) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности – это штрафы, конфискации, компенсации, средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и другие суммы принудительного изъятия. Штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов; 12) безвозмездные и безвозвратные перечисления: а) финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; б) субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций; в) субвенции из местных бюджетов бюджетам других уровней; г) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ; д) безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов; е) безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований. 2. Доходы федерального бюджетаВ федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов: 1) налога на прибыль организаций; 2) налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам); 3) налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»; 4) налога на добавленную стоимость; 5) акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья; 6) акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого; 7) акцизов на спиртосодержащую продукцию; 8) акцизов на табачную продукцию; 9) акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей; 10) акцизов на легковые автомобили и мотоциклы; 11) акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ; 12) налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; 13) налога на добычу полезных ископаемых; 14) налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ; 15) регулярных платежей за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья; 16) регулярных платежей за добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции; 17) сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов; 18) водного налога; 19) единого социального налога; 20) государственной пошлины. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет: 1) доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ; 2) части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; 3) сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; 4) прочих лицензионных сборов; 5) таможенных пошлин и таможенных сборов; 6) платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню; 7) платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий; 8) платы за пользование водными объектами; 9) платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям; 10) платы за негативное воздействие на окружающую среду; 11) консульских сборов; 12) патентных пошлин; 13) платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество. 3. Доходы бюджетов субъектов РФНалоговые доходы бюджетов субъектов РФ В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов: 1) налога на имущество организаций; 2) налога на игорный бизнес; 3) транспортного налога. В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов: 1) налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ; 2) налога на доходы физических лиц; 3) акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья; 4) акцизов на спиртосодержащую продукцию; 5) акцизов на алкогольную продукцию; 6) акцизов на пиво; 7) налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; 8) налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых; 9) налога на добычу полезных ископаемых; 10) сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов; 11) сбора за пользование объектами животного мира; 12) единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; 13) единого сельскохозяйственного налога. Зачисление в бюджеты субъектов РФ налоговых доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта от 9 до 25 % включительно и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 %, производимую на территории РФ, осуществляется по следующим нормативам: 1) 20 % указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта РФ по месту производства алкогольной продукции; 2) 80 % указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов РФ по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет: 1) части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет; 2) платы за негативное воздействие на окружающую среду; 3) платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню; 4) сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ. В бюджеты субъектов РФ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80 % платы за негативное воздействие на окружающую среду. Законодательные органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ. 4. Доходы местных бюджетовВ бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих налогов: 1) от местных налогов: а) земельного налога; б) налога на имущество физических лиц; 2) от федеральных налогов и сборов: а) налога на доходы физических лиц; б) единого сельскохозяйственного налога; 3) от федеральных и региональных налогов и сборов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Бюджетным кодексом; 4) в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии с Бюджетным кодексом. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от: 1) местных налогов: а) земельного налога, взимаемого на межселенных территориях; б) налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях; 2) федеральных налогов и сборов: а) налога на доходы физических лиц; б) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; в) единого сельскохозяйственного налога; г) государственной пошлины. Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления. В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду. В бюджеты городских округов и муниципальных районов подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления. В бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства. В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального района установлены единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законом субъекта РФ в бюджет муниципального района. Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок и предоставляют льготы по уплате налогов и сборов в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ. А органы местного самоуправления определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных и региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты. | http://lib.rus.ec/ |