Главная » Учебно-методические материалы » БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ » Практикум по дисциплине "Бюджетная система Российской Федерации"

7. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС. ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ
08.01.2012, 20:12

7.1. Методические указания по изучению темы

Изучив данную тему, студенты должны получить достаточно полное представление об одном из самых сложных сегментов бюджетной работы -формировании бюджета, а также его рассмотрении и утверждении, после чего он становится главным финансовым документом соответствующей территории, определяющем темпы и пропорции экономического и социального развития. Чтобы максимально усвоить материал, необходимо кратко повторить основные моменты всех предыдущих разделов, т.к. каждый из них является неотъемлемым элементом построения бюджета.

7.2. Контрольные вопросы

1.    Перечислите участников бюджетного процесса.

2.    Укажите полномочия законодательной (представительной) и исполнительной власти в бюджетном процессе.

3.    Какие организации включаются в состав получателей бюджетных средств?

4.    Для чего создается временная финансовая администрация?

5.    Какие сведения необходимы для составления проекта бюджета?

6.    Охарактеризуйте взаимосвязь бюджета и других экономических и финансовых планов.

7.    Какая роль в процессе составления бюджета отводится докладам о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования?

8.    Назовите цели разработки и состав показателей среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования). В каких случаях среднесрочный финансовый план не утверждается?

9.    Как связаны с проектом бюджета долгосрочные целевые программы? Для чего предназначены ведомственные целевые программы?

10.    Дайте определение и укажите цель применения условно утверждаемых расходов.

11.    Что понимается под действующими и принимаемыми обязательствами?

12.    Дайте краткую характеристику процедуры рассмотрения и утверждения федерального бюджета в Государственной думе в каждом из трех чтений.

13.    Опишите основные этапы и последовательность формирования проектов бюджетов субъектов РФ.

14.    Назовите документы, направляемые в законодательный орган власти субъекта РФ одновременно с проектом бюджета при его рассмотрении и утверждении.

15.    В чем заключается процедура временного управления бюджетом?

7.3. Тесты

1.    В каком документе определяются приоритетные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период?

A.    Среднесрочном финансовом плане.

Б. Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ.

B.    Прогнозе социально - экономического развития.

Г. Плане развития государственного и муниципального сектора экономики.

2.    Как распределяются полномочия органов государственной власти субъекта РФ по организации бюджетного процесса?

A.    Законодательные (представительные) органы власти составляют проект бюджета и исполняют бюджет; исполнительные органы власти рассматривают и утверждают бюджет.

Б. Бюджетный процесс полностью организует исполнительный орган власти субъекта РФ.

B.    Исполнительные органы власти составляют проект бюджета, исполняют утвержденный бюджет; законодательные (представительные) органы власти рассматривают и утверждают бюджет, осуществляют контроль за бюджетным процессом.

Г. Проекты бюджетов субъектов РФ составляются Министерством финансов РФ; рассмотрение и утверждение проектов бюджетов осуществляется одновременно с утверждением федерального бюджета Федеральным собранием России; исполнение бюджетов организуют исполнительные органы власти субъектов РФ.

3.    Составление федерального бюджета непосредственно осуществляет:

A.    Президент РФ.

Б. Правительство РФ.

B.    Министерство финансов РФ.

Г. Федеральное собрание РФ.

4.    Бюджет действующих обязательств - это:

A.    Бюджет на очередной финансовый год

Б. Объем ассигнований, необходимый для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств РФ (субъекта РФ, муниципального образования), обусловленных действующими нормативными правовыми, договорами и соглашениями.

B.    Объем ассигнований, необходимых для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств РФ (субъекта РФ, муниципального образования), обусловленных вступающими в силу нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, вводимыми или планируемыми (предлагаемыми) к введению в плановом периоде.

Г. Предельный объем денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

5.    Формирование трехлетнего бюджета является обязательным для:

A.    Федерального уровня.

Б. Федерального и регионального уровней.

B.    Федерального, регионального и местного уровней.

Г. Федерального, регионального и местного уровней, за исключением городских и сельских поселений.

6.    Среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального образования) представляет собой:

A.    Документ, содержащий основные параметры бюджета субъекта РФ (муниципального образования) на среднесрочную перспективу.

Б. Документ, характеризующий исполнение бюджета субъекта РФ (муниципального образования) за три отчетных года.

B.    Документ, определяющий основные направления бюджетной политики на среднесрочную перспективу.

Г. Документ, содержащий основные макроэкономические показатели развития соответствующей территории на среднесрочную перспективу.

7.    Целью составления сводного финансового баланса РФ является:

A.    Получение данных для разработки основных направлений бюджетной и налоговой политики на среднесрочную перспективу.

Б. Достижение сбалансированности федерального бюджета.

B.    Составление оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Г. Составление такого документа не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ.

8.    Инвестиционный фонд РФ - это:

A.    Государственный внебюджетный фонд РФ.

Б. Часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

B.    Часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах полного государственного финансирования.

Г. Часть средств Резервного фонда, подлежащую использованию в целях реализации инвестиционных проектов.

9.    Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период вносится в Государственную думу:

A.    В течение 15 дней после его одобрения Правительством РФ.

Б. В течение 26 дней после его одобрения Правительством РФ.

B.    Не позднее 15 августа текущего года.

Г. Не позднее 26 августа текущего года.

10.    Какие из перечисленных показателей не являются предметом обсуждения при рассмотрении федерального бюджета в Государственной думе в первом чтении?

A.    Доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов РФ.

Б. Объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде.

B.    Общий объём расходов федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде.

Г. Дефицит (профицит) федерального бюджета.

7.4. Задачи

Задача 1. Составить прогноз поступления налога на доходы физических лиц на очередной финансовый год в субъекте РФ. Порядок расчета и исходные данные приведены в таблице. Необходимо заполнить пустые клетки таблицы.

1.

Оценка фонда оплаты труда работающих граждан в текущем финансовом году, млн руб.

4 303,52

2.

Индекс роста фонда оплаты труда на очередной финансовый год, %

115,2

3.

Прогноз фонда оплаты труда на очередной финансовый год, млн. руб.

4.

Совокупная оценка льгот на очередной финансовый год, %

8,74

5.

Итого налогооблагаемая база, млн руб.

6.

Сумма налога по ставке 13%, млн руб.

7.

Совокупная оценка суммы налога по доходам нерезидентов, выигрышам и призам, процентов и дивидендов, млн руб.

46,7

8.

Всего прогноз поступления налога, млн руб.

в том числе:

9.

Прогноз поступления налога в бюджет субъекта РФ, млн руб.

10.

Прогноз поступления налога в местные бюджеты на территории субъекта РФ, млн руб.

Примечание:

Нормативы распределения налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты установлены в Бюджетном кодексе РФ.

Задача 2. Требуется рассчитать объем расходов бюджета субъекта РФ на финансирование государственного образовательного стандарта по учреждениям общего образования на основе подушевого норматива, используя следующие данные:

п/п

Категории учащихся

Число учащихся, чел.

Норматив, тыс. руб.

Городских

Сельских

1.

Общеобразовательный класс общеобразовательного учреждения

25278

13694

21,006

2.

Общеобразовательный класс общеобразовательного учреждения-интерната

8945

9618

84,024

3.

Коррекционный класс общеобразовательного учреждения

1328

1090

25,207

4.

Коррекционный класс общеобразовательного учреждения-интерната

3675

340

88,225

5.

Класс с углубленным изучением предметов, кадетский класс, лицейский класс, гимназический класс общеобразовательного учреждения

1487

24,157

6.

Класс с углубленным изучением предметов, кадетский класс, лицейский класс, гимназический класс общеобразовательного учреждения-интерната

896

87,175

7.

Вечерний класс общеобразовательного учреждения

8763

-

15,755

Примечание:

Норматив для учащихся сельских учреждений общего образования подлежит увеличению в 1,2 раза.

Порядок расчетов:

Расчеты расходов осуществляются в разрезе каждой категории учащихся по формуле:

Фгс = № * Ус + Кг * Уг, где Фгс - объем финансирования на реализацию государственного стандарта;

N - подушевой норматив для сельской местности;

Кг - подушевой норматив для городской местности;

Ус - количество сельских учащихся;

Уг - количество городских учащихся.

Полученные в разрезе каждой категории учащихся результаты суммируются.

7.5. Темы рефератов (докладов)

1.    Приоритеты бюджетно-налоговой политики.

2.    Развитие среднесрочного финансового планирования в публичноправовых образованиях.

3.    Модели и методы планирования расходов бюджетов.

4.    Модели и методы прогнозирования расходов бюджетов.

5.    Предпосылки и основные направления реформирования бюджетного процесса в РФ.

6.    Бюджетные целевые программы и их взаимосвязь с бюджетом.

7.    История развития бюджетирования, ориентированного на результат, в зарубежных странах.

8.    Доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.

9.    Теоретические основы оценки эффективности бюджетных расходов.

10.    Законодательство и практика организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях.

7.6. Задания для индивидуальной работы

Изобразите в виде схемы порядок и организацию работы по составлению проекта федерального бюджета. Укажите на схеме органы, с которыми Минфин РФ осуществляет взаимодействие, а также перечень документов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета.

При выполнении задания рекомендуется использовать документы, представленные на официальном сайте Минфина РФ в разделе «Федеральный бюджет».

7.7. Список рекомендуемой литературы

1.    Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2.    О государственном прогнозировании и программах социальноэкономического развития РФ: Федеральный закон РФ от 20.07.1995 № 115-ФЗ.

3.    О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249.

4.    Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

5.    Бюджетное послание Президента РФ на очередной финансовый год и плановый период.

6.    Бюджетирование, ориентированное на результат: опыт Ленинградской области / Под ред. М.В. Романовского и А.И. Яковлева.- СПб.: 2007.

7.    Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского.- СПб.: Питер, 2008.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ