Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ » Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ: учебный курс

6.2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА 1 РУБ. ОБЪЕМА ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
19.12.2011, 12:23

Затраты на 1 руб. объема продукции занимают в настоящее время одно из центральных мест среди показателей себестоимости промышленной продукции. Показатель затрат на 1 руб. объема продукции является универсальным, обобщающим показателем себестоимости продукции. Он может быть рассчитан для любого предприятия, что очень важно при сравнительном анализе уровня себестоимости различных предприятий.

Снижение затрат на 1 руб. объема продукции характеризует успешность работы предприятия по внедрению новой техники, повышению производительности труда, соблюдению режима экономии в расходовании материальных, трудовых и денежных ресурсов, выявлению и использованию внутренних резервов.

Затраты на 1 руб. показывают себестоимость одного рубля обезличенной продукции и определяются делением полной себестоимости отгруженной продукции на стоимость этой продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов). Формула расчета этого показателя имеет следующий вид:

   (6.1)

где З ¾ затраты на 1 руб. объема продукции, коп.;

¾ количество изделий каждого вида;

¾ себестоимость единицы отдельных видов изделий;

¾ цена единицы изделия;

¾ число наименований изделий.

В процессе анализа затрат на 1 руб. объема продукции необходимо выяснить, как они изменяются по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Уровень затрат на 1 руб. объема продукции за предыдущий и отчетный период можно исчислить по данным формы № П-1, 5-3, 1-предприятие и бухгалтерского учета. Методика анализа изменения затрат на 1 руб. товарной продукции по сравнению с предыдущим периодом представлена в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Динамика затрат на 1 руб. объема продукции

Как видно из табл. 6.1, темпы прироста объема продукции в оптовых ценах опережают темпы прироста себестоимости продукции на 4,64 процентных пункта (22,36 - 17,72). В связи с этим затраты на 1 руб. продукции снизились по сравнению с прошлым годом на 3,52 коп., или 3,79%. В результате снижения затрат на 1 руб. продукции предприятие получило экономию по себестоимости в сравнении с предыдущим годом в размере 1918,4 тыс. руб. (3,52 × 54 500 : 100).

На изменение уровня затрат на 1 руб. продукции могут оказать влияние следующие факторы: изменение структуры и ассортимента отгруженной продукции, изменение себестоимости отдельных видов продукции, изменение оптовых цен на продукцию. Влияние этих факторов на изменение затрат на 1 руб. продукции можно установить способом цепной подстановки. С этой целью производится следующий расчет (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Факторный анализ затрат на 1 руб. продукции (работ, услуг)

Примечание. «0» и «1» ¾ базисные и отчетные показатели.

Сущность влияния изменения структуры и ассортимента продукции состоит в том, что рентабельность изделий, вырабатываемых предприятием, не одинакова. Следовательно, выпуск продукции с относительно высокой рентабельностью в большем размере, чем это имело место в прошлом году, вызовет снижение затрат на 1 руб. объема продукции, и наоборот, увеличение отгрузки менее рентабельной продукции приведет к увеличению уровня затрат.

Для измерения величины влияния этого фактора необходимо определить разницу между затратами на 1 руб. фактически отгруженного объема продукции в отчетном году по себестоимости и в ценах предыдущего года и затратами на 1 руб. продукции предыдущего года.

Влияние фактора структуры и ассортимента продукции на изменение затрат на 1 руб. продукции определяется по формуле

Под влиянием изменения структуры и ассортимента продукции затраты на 1 руб. продукции снизились на 1,54 коп. (91,23 - 92,77), а сумма экономии на весь объем продукции составила 839,3 тыс. руб. (1,54 × 54500 : 100).

Снижение себестоимости отдельных изделий является основным фактором снижения уровня затрат на 1 руб. продукции. Однако этот ресурсосберегающий фактор на многих предприятиях еще не занял преобладающего места в обеспечении роста прибыли и повышения рентабельности производства. Величина влияния этого фактора на изменение уровня затрат на 1 руб. продукции исчисляется путем сопоставления фактических затрат на 1 руб. продукции отчетного года в оптовых ценах предыдущего года с затратами на 1 руб. продукции предыдущего года, пересчитанными на фактический объем и ассортимент продукции отчетного года, по формуле

Под влиянием повышения себестоимости отдельных видов изделий затраты на 1 руб. продукции выросли на 0,16 коп. (91,39 - 91,23), а себестоимость продукции увеличилась на 87,2 тыс. руб. (0,16 × 54 500 : 100).

На уровень затрат на 1 руб. продукции оказывает влияние изменение цен на готовую продукцию. Причем зависимость здесь обратная. При снижении оптовых цен на продукцию при прочих равных условиях увеличиваются затраты на 1 руб. продукции, и наоборот, при их увеличении уровень затрат снижается. Величина влияния фактора изменения цен на уровень затрат определяется путем сопоставления затрат на 1 руб. фактически отгруженной продукции в ценах, действующих в отчетном году, с затратами на 1 руб. той же продукции в ценах предыдущего года. Расчет выполняется по формуле

Под влиянием повышения цен на продукцию затраты на 1 руб. продукции снизились на 2,14 коп. (89,25 - 91,39).

Совокупное влияние рассмотренных факторов на изменение уровня затрат на 1 руб. продукции и себестоимости продукции представлено в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Результаты влияния факторов

Как видно из таблицы, снижение уровня затрат на 1 руб. продукции было обусловлено увеличением доли отгрузки более рентабельных изделий и повышением оптовых цен на продукцию. Повышение себестоимости изделий привело к росту затрат на 1 руб. продукции.

http://www.sibe.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 19
Гостей: 18
Пользователей: 1