Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ » Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ: учебный курс

6.5. АНАЛИЗ ЗАТРАТ С ЦЕЛЬЮ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗУБЫТОЧНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА (1)
19.12.2011, 12:30

Анализ безубыточности, или минимального уровня деятельности, широко используется в странах с рыночной экономикой для оценки выгодности производства и реализации продукции. Он базируется на взаимосвязи между объемом производства (продаж), себестоимостью и прибылью. В ее основу положена классификация затрат по отношению к объему производства на переменные и постоянные.

Переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменению объема производства и сбыта продукции (сырьематериалы, электроэнергия на производственные нужды, заработная плата производственных рабочих). Эти расходы легко поддаются стандартизации и нормированию. Постоянные затраты не зависят от изменения объема производства и сбыта продукции, а обусловливаются условиями их организации и продолжительностью отчетного периода, по истечении которого определяются финансовые результаты. Как затраты, не подлежащие прямому учету, т. е. постоянные, рассматриваются: амортизационные отчисления, оклады, которые нельзя отнести непосредственно к конкретным видам продукции, налоги, взносы, пошлины, включаемые в себестоимость продукции, и другие общехозяйственные затраты.

Смешанные издержки включают элементы и переменных, и постоянных затрат. К ним относятся оплата топлива и электроэнергии, которые расходуются на технологические нужды и, кроме того, используются на отопление и освещение; почтовые и телеграфные расходы; затраты на текущий ремонт оборудования и т. п. При анализе необходимо разделить смешанные издержки на переменные и постоянные по данным бухгалтерского учета и отчетности.

Существуют три основных метода дифференциации смешанных издержек.

1. Метод максимальной и минимальной точки.

2. Графический (статистический) метод.

3. Метод наименьших квадратов.

Рассмотрим механизм дифференциации на конкретном примере.

Пример 1.

Организация производит товарный бетон. При анализе себестоимости продукции возникла проблема дифференциации смешанных издержек производства на переменные и постоянные. Особенно сложно оказалось выделить сумму постоянных расходов на электроэнергию (табл. 6.19).

Таблица 6.19

Расходы на электроэнергию

1. Дифференциация издержек методом максимальной и минимальной точки.

Из приведенных выше данных выбираются два периода с наибольшим и наименьшим объемом производства.

В нашем примере это август и январь. В августе сумма переменных расходов будет максимальной, а постоянных ¾ минимальной. В январе, естественно, наоборот (табл. 6.20).

Таблица 6.20

Определяется ставка переменных издержек ¾ это средние переменные расходы в себестоимости единицы продукции:

где qmax ¾ максимальный объем производства, тыс. м3;

qmin ¾ минимальный объем производства в процентах к максимальному.

Определяется сумма постоянных издержек:

Переменные издержки составляют 1605 тыс. руб.

Постоянные издержки = 4800 - 107 × 15 = 4800 - 1605 = 3195 тыс. руб.

2. Дифференциация издержек графическим (статистическим) методом.

На график (рис. 6.1) наносятся все данные о совокупных издержках организации за потребленную электроэнергию. Потом проводится линия совокупных издержек: точка пересечения ее с осью издержек показывает сумму постоянных расходов ¾ 3100 тыс. руб.

Рис. 6.1. Дифференциация смешанных издержек производства

Тогда ставка переменных расходов составит:

3. Дифференциация затрат методом наименьших квадратов.

Сумма совокупных издержек на электроэнергию определяется уравнением первой степени:

у = а + bх,

где у ¾ совокупные издержки;

а ¾ сумма постоянных затрат;

¾ ставка переменных расходов;

х ¾ объем производства, физических единиц.

Разграничение смешанных затрат на постоянные и переменные методом наименьших квадратов является наиболее точным, так как в нем используются все данные о совокупных издержках и определяются величины «а» и «b».

Методика определения коэффициентов и результаты расчетов приведены в табл. 6.21.

Таблица 6.21

Данные о затратах (у) и объемах производства (х)

Ставка переменных расходов «b» равна:

Переменные расходы в расчете на среднемесячный объем производства составляют 1400,5 тыс. руб. (119,7 × 11,7).

Тогда постоянные затраты составят 3041,2 тыс. руб. (4441,7 - 1400,5).

Таким образом, в аналитической форме совокупные издержки на электроэнергию можно представить в следующем виде:

¨ по методу максимальной и минимальной точки:

у = 3195 + 107 × x;

¨ по статистическому методу: у = 3100 + 114,7 × х;

¨ по методу наименьших квадратов:

у = 3041,2 + 119,7 × х.

Себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных производственных затрат. Постоянные расходы при этом полностью списываются за счет доходов отчетного периода ¾ маржинального дохода, т. е. относятся на уменьшение маржи. Маржинальный доход, или маржа, представляет собой разницу между выручкой от продаж и переменными затратами и предназначен для возмещения постоянных затрат и полученияприбыли. Другими словами, прибыль в сумме с постоянными затратами понимается как маржинальный доход предприятия. Этот метод учета получил название «директ-кост» (direct-cost).

Использование его в управлении позволяет принять наиболее эффективное решение из альтернативных на основе анализа функциональной математической зависимости между себестоимостью, объемом и прибылью (CVP).

Наличие такой зависимости используется менеджером для анализа порога прибыли, или «критической («мертвой») точки объема производства» (break-even). Этот анализ является инструментом для определения того количества продукции, которое необходимо произвести и сбыть, чтобы покрыть переменные и постоянные затраты за соответствующий период. Точка критического объема производства (ТКОП) показывает, что общая сумма маржинального дохода возмещает общую сумму постоянных затрат за определенный период.

Определение порога прибыли (ТКОП) осуществляется двумя способами планирования или одним из них. Первый способ известен под названием «графика критического объема производства» (break-even-chart). Второй способ базируется на алгебраическом решении. Рассмотрим указанные способы. Первый способ предусматривает графическое решение. По горизонтали показывают объем продукции (в натуральном или стоимостном выражении), который регламентирован наличием производственных мощностей у предприятия. По вертикали показывают постоянные и переменные затраты, т. е. полную себестоимость регламентированного объема продукции и прибыль, в сумме составляющие выручку от продаж. На графике видно, что разность между выручкой от продаж и переменными расходами, или сумма постоянных затрат и прибыли, представляет собой маржинальный доход предприятия.

График позволяет определить точку пересечения затрат и выручки от продаж, в которой величина затрат на производство и сбыт продукции будет равна величине выручки от продаж. Эта точка получила название «точки критического объема производства» (ТКОП), т. е. того объема продукции, при котором предприятие показывает все свои расходы или как раз получает заданную минимальную прибыль (порог прибыли). На графике видно, что слева от ТКОП предприятие находится в зоне убытков, а справа попадает в зону прибыли.

Пример 2.

Фирма прогнозирует произвести и реализовать на рынке 1300 наборов мягкой мебели (q), что соответствует производственной мощности:

На основании приведенных данных построим график для определения ТКОП наборов мягкой мебели (рис. 6.2).

Рис. 6.2. График определения точки критического объема продукции

На графике видно, что критический объем производства наборов мягкой мебели составляет 355 шт. Таким образом, зона убытков занимает около одной трети ¾ 27,3% (355 : 1300 × 100) ¾ максимального объема продаж. Эти данные будут служить ориентиром для определения оптимальной краткосрочной производственной программы изготовителя мебели и формирования портфеля заказов.

Для решения проблемы вторым, алгебраическим, способом в странах с регулируемой рыночной экономикой используется модель формирования финансового результата по методу CVP «Затраты - объем - прибыль». Он определяется уравнением:

Результат (Р) = объем продаж (q × Ц) минус сумма переменных расходов (ПРу × q) минус сумма постоянных затрат (ПЗ).

Объем продаж и сумма переменных расходов определяются как произведение физического объема продаж в натуре (q) соответственно на цену одного изделия (Ц) и удельные переменные расходы (ПРу):

Р = Ц × q - Пру × q - ПЗ,

или

Р = (Ц - Пру× q - ПЗ.   (6.14)

Зная, что в точке критического объема реализации сумма прибыли равна нулю (нулевой вариант), получим уравнение

(Ц - Пру× q - ПЗ = 0,   (6.15)

отсюда

(Ц - Пру× q = ПЗ.   (6.16)

Так как значение (Ц - ПРу) представляет собой маржинальный доход на одно изделие (МДу), то формула примет вид

МДу × q = ПЗ.   (6.17)

Таким образом, точка критического объема производства (ТКОП) продукции равна делению постоянных затрат на маржинальный доход на одно изделие:

или

Исходя из этого уравнения менеджер может определить комплекс управленческих решений.

Пример 3.

На основании данных анализируемой нами фирмы по изготовлению мебели можно определить:

1. При каком объеме выхода и сбыта (q1) наборов мягкой мебели фирма достигнет покрытия общих затрат (З)?

Решение.

(14,5 - 9,0) × q1 = 1950 × 5,5 × q1 = 1950,

q1 = 1950 : 5,5 = 355 (шт.)

Фирма достигает порога прибыли при объеме сбыта 355 наборов мягкой мебели.

Критический объем реализации составляет:

14 500 × 355 = 5147,5 тыс. руб., или 27,3% от всей выручки (5147,5 : 18 850) × 100).

2. Порог прибыли (q2), если изготовитель мебели желает получить прибыль на единицу продукции (Ру), предположим, в размере 2792 руб., или 19,2% к цене.

Решение:

q2 × (14,5 - 9,0) - 1950 = 2,792 × q2;

5,5 × q2 - 1950 = 2,792 × q2;

(5,5 - 2,792) × q2 = 1950;

2,708 × q2 = 1950;

q2 = 1950 : 2,708 = 720 наборов мебели.

Теперь порог прибыли соответствует объему сбыта в количестве 720 наборов мягкой мебели, при котором выручка покрывает затраты и плановую прибыль.

Объем продаж (q), необходимый для достижения той или иной суммы прибыли, определяется по формуле

Поскольку после достижения безубыточности (точки критического объема производства) продажа каждого последующего изделия обеспечивает получение прибыли, равной величине удельного маржинального дохода, то для целей анализа и управления прибылью предпочтительно представить данную формулу следующим образом:

где первая составляющая показывает количество продаж, необходимых для покрытия затрат и соответственно достижения безубыточности, а вторая ¾ количество продаж, непосредственно обеспечивающих получение заданной прибыли в размере 2010 тыс. руб. (2,792 × 720). Так, используя формулу (6.18(б)) и данные примера, произведем расчет:

q2 = (1950 : 5,5) + (2010 : 5,5) = 355 + 365 = 720 наборов мебели.

Для лиц, принимающих решения, принципиально важно знать, что из 720 изделий только 365 обеспечили получение прибыли в сумме 2010 тыс. руб., а остальные 355 изделий лишь создали соответствующую базу для этого. Таким образом, менеджер видит, что производство и продажа, например, дополнительных 365 изделий обеспечит такую же прибыль, что и 720 предыдущих.

3. Возможность достижения более высокого порога рентабельности по обороту, скажем, в размере 30% (q3).

http://www.sibe.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 44
Гостей: 44
Пользователей: 0