Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ » Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ: учебный курс

6.5. АНАЛИЗ ЗАТРАТ С ЦЕЛЬЮ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗУБЫТОЧНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА (2)
19.12.2011, 12:31

Решение.

Определение рентабельности по обороту (Р0) следующее:

Рентабельность по обороту должна составлять 30%. Поэтому порог прибыли составляет:

ПРу × q3 + ПЗ = 0,70 × Ц × q3;

9,0 × q3 + 1950 = 0,7 × 14,5 × q3;

1950 = (10,150 - 9,0) × q3;

1950 = 1,150 × q3;

q3 = 1696 наборов мебели.

Фирма достигнет желаемой рентабельности по обороту при объеме сбыта q3 = 1696 наборов мягкой мебели. Так как предел производственной мощности q составляет 1300 наборов, фирма не в состоянии достигнуть желаемого порога рентабельности по обороту.

При анализе финансовых результатов предприятия необходимо определить порог прибыли (рентабельности) по всему объему реализуемой продукции. Целесообразность такого показателя вызывается необходимостью определения запаса финансовой устойчивости предприятия.

Порог прибыли (ПП) определяется как отношение суммы постоянных затрат (ПЗ) в себестоимости продукции к доле маржинального дохода (МД) в выручке от реализации (QР). Формула расчета:

Запас финансовой устойчивости в абсолютной сумме (ЗФУ) определяется как разность между суммой выручки от реализации и безубыточным объемом продаж (порогом прибыли):

ЗФУ = QР - ПП.   (6.21)

Запас финансовой устойчивости в процентах исчисляется как отношение разности между выручкой от реализации и порогом прибыли (рентабельности) к сумме выручки от реализации. Формула расчета:

Для расчета динамики порога прибыли и запаса финансовой устойчивости используют данные формы № 2 и аналитическую таблицу 6.22.

Таблица 6.22

Расчет порога прибыли (точки безубыточности)
и запаса финансовой устойчивости

Как видно из табл. 6.22, в предыдущем году необходимо было реализовать продукцию на сумму 34 852 тыс. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактическая выручка в прошлом году составила 57 800 тыс. руб., т. е. запас финансовой устойчивости составил 22 948 тыс. руб., или 39,7%.

В отчетном году запас финансовой устойчивости в абсолютной сумме снизился на 359 тыс. руб., или на 1,6%, что связано с разнонаправленным влиянием изменения порога прибыли и объема продаж продукции: при снижении объема продаж на 3610 тыс. руб. порог прибыли уменьшился на 3251 тыс. руб.

Вместе с тем относительная величина запаса финансовой устойчивости возросла на 2 пункта, что связано с возрастанием суммы и доли маржинального дохода в результате снижения переменных расходов на 11,3%. Предприятию необходимо постоянно следить за уровнем запаса финансовой устойчивости, выяснять величину порога прибыли, меньше которого не должна снижаться выручка от реализации продукции предприятия.

Создание и функционирование любого предприятия представляет процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли.

Возрастание прибыли, достигаемое в процессе управления финансовыми ресурсами, вложенными в активы предприятия, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левериджа (рычага).

Леверидж понимается как фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей, в частности прибыли и рентабельности. Существует три вида левериджа: производственный (операционный), финансовый и производственно-финансовый. Наличие трех видов левериджа обусловливается тем, что прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации и расходами двух типов ¾ производственного и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять.

Величина прибыли зависит от многих факторов. С позиции финансового управления деятельностью предприятия на нее оказывают влияние:

1) степень использования предоставленных предприятию финансовых ресурсов;

2) их структура.

Первый момент находит отражение в формировании себестоимости продукции. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется техникой и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение величины и структуры себестоимости, а также объема продукции существенно влияет на величину прибыли. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного левериджа.

Итак, производственный леверидж ¾ это потенциальная возможность влиять на прибыль путем изменения размера, структуры себестоимости и объема продукции.

Второй момент находит отражение в соотношении собственных и долгосрочных заемных средств как источников финансирования, целесообразности их использования. Использование заемных средств связано с определенными, порой значительными, издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание между собственными и привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами, как оно повлияет на прибыль? Эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа.

Итак, финансовый леверидж ¾ потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры источников финансирования.

Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей:

¨ выручки;

¨ расходов производственного и финансового характера;

¨ прибыли.

Анализ этой взаимосвязи, т. е. количественная оценка уровня левериджа, выполняется с помощью рассмотренного выше метода, известного в финансовом анализе как метод «мертвой точки», точки безубыточности, порога прибыли.

На основе метода определения точки безубыточности формула влияния производственного (операционного) левериджа (рычага) принимает следующий вид:

¨ на сумму прибыли:

Р = Ц × q - ПPy × q - ПЗ;   (6.23)

¨ на уровень рентабельности продаж (оборота):

Таким образом, три основные составляющие производственного рычага, на которые можно оказать влияние, следующие:

1) постоянные затраты;

2) переменные затраты;

3) объем продаж: цена и количество.

Все они в той или иной форме связаны с объемом реализации. Покажем эффект на сумму прибыли и уровень рентабельности от изменения всех трех элементов, меняя первоначальные условия в нашем примере.

Влияние на сумму прибыли изменения величины постоянных затрат устанавливается по следующей формуле

При снижении величины постоянных затрат на 50 тыс. руб. сумма прибыли увеличилась на 50 тыс. руб.:

DР = (18 850 - 11 700 - 1900) - (18 850 - 11 700 - 1950) = 50 (тыс. руб.).

Анализ влияния фактора переменных издержек на величину прибыли производится по формуле

При снижении переменных расходов на единицу продукции на 1000 руб. сумма прибыли увеличилась на 1300 тыс. руб.:

DР = (18 850 - 10 400 - 1950) - (18 850 - 11 700 - 1950) = 1300 (тыс. руб.).

Влияние изменения цены на сумму прибыли определяется по формуле

В нашем примере в результате снижения цены на единицу продукции на 500 руб. сумма прибыли снизилась на 650 тыс. руб.:

DР = (18200 - 11 700 - 1950) - (18850 - 11700 - 1950) = -650 (тыс. руб.).

Наконец, влияние изменения объема продаж продукции на сумму прибыли может быть исчислено по следующей формуле:

При увеличении объема продаж на 200 наборов мягкой мебели сумма прибыли возросла на 1100 тыс. руб.:

DР = (21 750 - 13 500 - 1950) - (18 850 - 11700 - 1950) = 1100 (тыс. руб.).

Уровень рентабельности реализации в отчетном периоде:

Рассмотрим эффект снижения постоянных затрат. Если предприятие может снизить постоянные затраты, решительно урезав накладные расходы или используя имеющееся оборудование более интенсивно, величину минимального безубыточного объема можно значительно снизить и повысить уровень рентабельности реализации продукции:

В результате снижения суммы постоянных затрат на 50 тыс. руб., или на 2,6%, уровень рентабельности повысился на 0,26 пункта (27,85 - 27,59).

Эффект снижения переменных затрат. Если предприятие способно уменьшить переменные затраты на производство, увеличив тем самым маржинальный доход от каждой единицы продукции, то такое изменение может одновременно повлиять и на величину прибыли, и на точку безубыточности. Предположим, что переменные затраты на единицу продукции (набор мягкой мебели) снизились с 9000 руб. до 8000 руб. В этом случае уровень рентабельности реализации

или повысится по сравнению с первоначальным вариантом на 6,89 пункта (34,48 - 27,59).

Эффект снижения цены. Изменения переменных и постоянных затрат большей частью находятся под контролем предприятия. В противоположность этому изменения цен в значительной мере зависят от конкурентной среды. В результате изменившиеся цены влияют не только на уровень рентабельности реализации, но и на объем продукции. Следует ожидать вероятных изменений объема реализации в результате колебаний цен.

Увеличение цены может негативно отразиться на объеме продукции, которую предприятию трудно продать в условиях конкуренции, и такое воздействие на цену может, фактически, вылиться в снижение суммы прибыли. И наоборот, снижение цены может скомпенсировать потерянную маржу от каждой единицы продукции и сумму прибыли за счет увеличения объема продаж.

Рассмотрим влияние изменения цены на единицу продукции (набор мягкой мебели) на уровень рентабельности реализации. Допустим, цена одного набора мебели снизилась на 500 руб. и составила 14 000 руб. Уровень рентабельности реализации 1300 наборов мебели

По сравнению с первоначальным вариантом он снизился на 2,59 пункта (25,0 - 27,59).

Снижение цены привело к повышению покупательского спроса, что позволило увеличить объем продаж продукции на 500 единиц и повысить уровень рентабельности реализации на 0,38 пункта (27,97 - 27,59):

http://www.sibe.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0