Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ » Ценообразование: учебное пособие. Замураева Л.Е.

Тема 14. Ценообразование и система налогообложения
08.01.2012, 21:55

14.1.    Характеристика налогообложения и связь с ценой

14.2.    Налог и его социально-экономическая роль

14.3.    Социальные налоги

14.4.    Понятие прямых и косвенных налогов

14.5.    Налог на прибыль (доход) предприятий

14.6.    Налог на добавленную стоимость и его экономическая сущность

14.7.    Акциз и его воздействие на уровень цены

14.1. Характеристика налогообложения и связь с ценой

Система налогообложения - важнейший элемент экономики государства и главный инструмент перераспределения финансовых ресурсов общества. За счет налогов государство содержит непроизводственную (бюджетную) сферу, осуществляет финансирование перспективных научно-технических программ, решает другие задачи. Система налогов оказывает влияние на формирование цен и их динамику. Цены во многом определяют размеры налоговых поступлений. В условиях рынка необходима система налогов, стимулирующая предпринимательскую деятельность и одновременно поддерживающая бюджетные организации.

Налогообложение - определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти. От прогрессивности этой системы, ее направленности на стимулирование предпринимательской деятельности в значительной степени зависят темпы экономического роста.

Налоги, сборы, пошлины и платежи, определяющие финансовые взаимоотношения предприятия с государством, отражаются в составе цен неадекватно:

-    некоторые из них входят в состав затрат (социальные налоги, плата за пользование водными объектами, земельный налог, плата за выбросы в окружающую среду и др.);

-    иные ограничивают прибыль, остающуюся у предприятий (налог на прибыль, налог на имущество);

-    прочие представляют прямую надбавку к цене (НДС, акцизы).

Налоги имеют двойственную связь с ценой. С одной стороны, налоги входят в состав цены товара, с другой - выступают в роли цен соответствующих видов ресурсов. Так, плата за воду промышленных предприятий - это цена за пользование водой, взимаемая по всей территории страны. Плата за воду в пределах норматива входит в затраты на производство, а при сверхнормативном потреблении относится на прибыль предприятия.

14.2. Налог и его социально-экономическая роль

По своей экономической сути налог - это принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социально-экономической политики.

Налоги тесно связаны с ценой и выполняют определенную социально-экономическую роль:

•    налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета;

•    налоги влияют на развитие производства, способствуя его росту или сокращению;

•    налоги могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их движение и инфляцию;

• налоги выполняют социальные действия - определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоев населения.

В состав цены включаются следующие виды налогов: социальные налоги, налог на добавленную стоимость, акциз и налог на прибыль.

14.3.    Социальные налоги

Социальные налоги - это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд медицинского страхования. Величина перечисленных социальных налогов жестко связана с расходами на заработную плату, включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат - «единый социальный налог». Социальные налоги имеют целевое назначение, поэтому их называют специальными налогами, отчисляются они не в бюджет, а во внебюджетные фонды. Единый социальный налог составляет 26 %, в том числе в пенсионный фонд - 20 %, в фонд социального страхования РФ - 3,2 %, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,8 %, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2 %.

14.4.    Понятие прямых и косвенных налогов

По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов. К прямым налогам относят подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, земельный налог, налог на доходы банков и др.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет в бюджет государства. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.

Следует обоснованно подходить к определению рационального соотношения прямых и косвенных налогов в системе налогообложения. В настоящее время в России упор сделан на косвенные налоги. В рыночной экономике считается целесообразным использовать косвенные налоги для сдерживания потребления, т.к. косвенные налоги - это налоги на потребителя. Они считаются несправедливыми, т.к. регрессивны по отношению к доходу. Регрессивный налог означает взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких. Например, семья с доходом 25 тыс. руб. и семья с доходом 250 тыс. руб. покупают бытовой прибор за 10 тыс.руб. При этом они уплачивают косвенный налог - НДС в размере 18 %, то есть 1525 руб. В одном случае НДС составит 6,1 % (1525 / 25 000 * 100%), в другом - только 0,61 % (1525 / 250 000 * 100 %).

14.5. Налог на прибыль (доход) предприятий

Налог на прибыль (доход) предприятий - это форма платежа, взимаемая с доходов или имущества юридических лиц, характеризующаяся обязательностью, регламентацией размера и сроками внесения. Этот налог является одним из основных источников налоговых поступлений в бюджет. Налог на прибыль платят все предприятия и организации по соответствующим ставкам. Ставки налога на прибыль дифференцированы для предприятий, кредитных и посреднических организаций, развлекательных учреждений.

Объектом налогообложения является валовая прибыль за вычетом отдельных видов расходов и скидок (дивидендов, расходов на расширение производства, расходов на НИР).

Прибыль представляет собой ту часть произведенного дохода, которая тесно связана с уровнем цен и затрат. Предприятия стремятся к максимизации прибыли, что достигается увеличением объема продаж, минимизацией затрат или ростом цен. Среди российских предприятий более распространен вариант максимизации прибыли за счет повышения цен в силу недостаточной развитости конкуренции на рынке.

14.6. Налог на добавленную стоимость и его экономическая сущность

Налог на добавленную стоимость и акциз были введены в России с января 1992 года. Произошло совмещение введения НДС, акцизов и либерализации цен.

По экономической сущности налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара, услуги, работы. На каждой стадии производства товаров (работ, услуг) создается новая добавленная стоимость. Прирост этой добавленной стоимости определяется как разница между стоимостью изготовленных и реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью приобретенных сырья, материалов, использованных при изготовлении.

На практике НДС определяется как разница между суммой налога, полученной предприятием по реализованным товарам (работам, услугам) и суммой налога, уплаченной предприятием по приобретенным сырью и материалам.

Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Ставка НДС в 1992 г. составляла 28 %, с января 1993 г. - введено две ставки - 20 % и 10 % (на детские и продовольственные товары, кроме подакцизных), в настоящее время - 18 и 10% к цене реализации. В перечень продовольственных товаров, по которым применяется ставка НДС в размере 10 %, включены: мясо и мясопродукты, яйца и яйцепро-дукты, хлеб и хлебобулочные, масло растительное, макаронные изделия, рыба, морепродукты (за исключением деликатесных), овощи и др. Список детских товаров с НДС в размере 10 % включает: швейные и трикотажные изделия, обувь, школьно-письменные принадлежности и т.д.

Если установлена цена, включающая НДС, то исчисление НДС производиться их этих цен по ставке 15,25 % (18/118*100) и 9,09 % (10/110*100). Основными являются ставки в 18 и 10 %, а ставки в 15,25 и 9,09 % - производными от основной.

Как показывает практика, ставка в размере 18% достаточно высокая, она увеличивает цену реализации и тем самым представляет собой налог на потребителя, перераспределяя его доходы в бюджет. В большинстве стран ставка НДС ниже, чем в России. Например, в Италии льготная ставка в размере 2 % применяется к товарам первой необходимости, по непродовольственным товарам установлена основная ставка 9%, по предметам роскоши - 38 %. Во Франции применяются три основных ставки: сокращенная (2,1%), нормальная (5,5%), повышенная (25%).

В России действует перечень социально значимых товаров и услуг, освобожденных от НДС. Это услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), квартирная плата, услуги в сфере образования, услуги учреждений культуры и искусства и т.д.

НДС является регрессивным налогом для конечного потребителя. При отсутствии каких-либо скидок и льгот НДС вынуждает лиц с низкими доходами выплачивать больший по сравнению с более состоятельными слоями населения процент своих доходов.

14.7. Акциз и его воздействие на уровень цены

На товары, которые не являются предметами первой необходимости, введены с января 1992 г. акцизы. Акциз - косвенный налог, включенный в цену товара и взимаемый с потребителя. Он устанавливается государством на отдельные товары, услуги и некоторые виды минерального сырья. Акцизы устанавливаются на: спирт и спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию, пиво, шоколад, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, газовый конденсат, бензин, легковые автомобили, икра осетровой и лососевых рыб, готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов и др. Через акцизы государство реализует перераспределительную функцию цены.

Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением акцизов на минеральное сырье) являются едиными по всей территории РФ и устанавливаются в процентах или абсолютной сумме (в рублях) на единицу измерения. Ставки акцизов колеблются от 13 до 190 % к отпускной цене. По подакцизным видам минерального сырья, производимого на территории РФ (нефть, природный газ и др.), ставки акцизов дифференцированы для отдельных месторождений.

Наибольшую сумму в бюджет приносят 3 налога: НДС, акцизные сборы и налог на прибыль (доход) предприятий.

НДС и акцизы являются ценообразующими факторами, они способствуют росту цен, часто делая их недоступными для людей с низкими доходами, перераспределяют средства из доходов покупателей в бюджет, тем самым не стимулируют спрос.

С другой стороны косвенные налоги, включаемые в цену, увеличивают себестоимость изготовления товаров, удорожают их, тем самым не стимулируют предпринимательство, сдерживают производство.

Действующая в России система налогообложения, с одной стороны, является необходимым источником формирования государственного бюджета, с другой - влияет на рост цен. Налоговые платежи и другие сборы непосредственно увеличивают цены товаров, воздействуя как на уменьшение предложения, так и на сокращение спроса. Чем выше ставки налогов и платежей, тем больше их воздействие на спрос и предложение товара на рынке.

Резюме к теме 14

Налогообложение - определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти.

Налоги, сборы, пошлины и платежи отражаются в составе цен неадекватно: некоторые из них входят в состав; иные ограничивают прибыль, остающуюся у предприятий; прочие представляют прямую надбавку к цене.

Налог - это принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социальноэкономической политики. Налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета. Налоги влияют на развитие производства, способствуя его росту или сокращению. Налоги могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их движение и инфляцию.

Социальные налоги - это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд медицинского страхования; они связаны с расходами на заработную плату, включаются в себестоимость продукции в качестве статьи затрат - «единый социальный налог».

Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий и др.).

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Они считаются несправедливыми, т.к. регрессивны по отношению к доходу. Регрессивный налог означает взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких.

Налог на прибыль (доход) предприятий - это форма платежа, взимаемая с доходов или имущества юридических лиц, характеризую -щаяся обязательностью, регламентацией размера и сроками внесения. Ставки налога на прибыль дифференцированы для предприятий, кредитных и посреднических организаций, развлекательных учреждений.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара, услуги, работы. На практике НДС определяется как разница между суммой налога, полученной предприятием по реализованным товарам (работам, услугам) и суммой налога, уплаченной предприятием по приобретенным сырью и материалам. В настоящее время ставки НДС составляют 18 и 10%.

Акциз - косвенный налог, включенный в цену товара и взимаемый с потребителя. Он устанавливается государством на отдельные товары, услуги и некоторые виды минерального сырья. Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением акцизов на минеральное сырье) являются едиными по всей территории РФ и устанавливаются в процентах или абсолютной сумме (в рублях) на единицу измерения. По подакцизным видам минерального сырья ставки акцизов дифференцированы для отдельных месторождений.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0