Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ » Ценообразование: учебное пособие. Замураева Л.Е.

Тема 2. Формирование цены на макроуровне
08.01.2012, 21:23

2.1.    Закон стоимости как основной регулятор рыночной экономики

2.2.    Общественно-необходимые затраты труда (ОНЗТ) как основа цены. Факторы формирования ОНЗТ в рыночной экономике

2.3.    Факторы формирования цены в рыночной экономике

2.1. Закон стоимости как основной регулятор рыночной экономики

Закон стоимости действует в системе экономических законов товарно-денежных отношений. Через механизм рынка, систему СЭК и, в первую очередь, цену, он оказывает регулирующее воздействие на весь процесс воспроизводства.

Закон стоимости определяет масштабы общественного труда и позволяет измерить результаты этих затрат. В соответствии с законом стоимости обмен товаров на рынке осуществляется по стоимости, что обеспечивает его эквивалентность. В экономике могут возникнуть условия, при которых нарушается это равновесие, что приводит к возникновению кризисов в стране.

Закон стоимости: величина стоимости определяется не индивидуальными, а общественными условиями производства, общественнонеобходимыми затратами труда (ОНЗТ), которые в свою очередь измеряются общественно-необходимым рабочим временем (ОНРВ) на производство товара (овеществленный в товаре труд производителя).

ОНРВ - время, которое требуется для изготовления какого-либо продукта при нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности (напряженности) труда.

Общественно-нормальными являются условия, при которых производится подавляющая часть товара, нужная для удовлетворения потребностей в данном виде продукта.

Различия в формировании ОНЗТ и цены в плановой и рыночной экономике:

1.    В плановой экономике осуществлялось административное воздействие через государственные органы на формирование ОНЗТ и производилось жесткое регулирование системы цен. К ОНЗТ относились усредненные затраты, не ориентированные на научно-технический прогресс, потери, излишние запасы, что приводило к завышению цен, препятствовало эффективному производству. В результате сфера деятельности закона стоимости была ограничена, и постепенно это привело к негативным последствиям в экономике, созданию кризисной обстановки.

2.    В рыночной экономике закон стоимости проявляется в полной мере через систему СЭК. Это влияет на экономические интересы участников рынка, на создание условий для развития НТП, роста эффективности, снижения ОНЗТ на единицу продукции.

2.2. Общественно-необходимые затраты труда (ОНЗТ) как основа цены. Факторы формирования оНЗт в рыночной экономике

ОНЗТ являются составной частью стоимости. Уровнем ОНЗТ определяется количественная характеристика стоимости. ОНЗТ определяют базу цены, ее уровень и динамику.

Величина стоимости товара, определяемая ОНРВ, изменяется вместе с изменением производительности труда. Например, НТП приводит к снижению ОНРВ на ед. продукции и, в результате, к снижению стоимости единицы продукции.

Факторы формирования уровня и динамики ОНЗТ в рыночной экономике делятся на следующие основные группы:

1 группа. Уровень техники и технологии. Влияние этой группы факторов зависит от вида отраслей (с высокой, средней и низкой эффективностью).

2    группа. Уровень организации производства. Для разных отраслей характерны разные формы организации производства (концентрация, специализация, диверсификация, кооперирование, комбинирование). Форма организации производства влечет за собой разный уровень экономической эффективности и разный уровень ОНЗТ.

3    группа. Уровень организации труда, квалификации и образования.

4    группа. Структура производства. Разные отрасли и товары требуют различных затрат общественного труда на производство, поэтому возникают различия по отраслевой структуре. Выделяют смешанные, материалоемкие, капиталоемкие и энергоемкие отрасли.

5    группа. Природные факторы (удорожающие). Влияние этих факторов в различных отраслях сказывается по-разному, что приводит к отличиям в затратах на производство по регионам и предприятиям. ОНЗТ формируются регионально, цены территориально дифференцированы.

6    группа. Географические (удорожающие). Реализуются через формирование транспортных расходов.

2.3. Факторы формирования цены в рыночной экономике

Все факторы, влияющие на образование цены в рыночной экономике принято делить на 3 группы:

•    Базовые факторы - различные производственные и непроизводственные затраты. Изменение цен под воздействием этих затрат происходит том же направлении, что и изменение затрат.

•    Конъюнктурные факторы - являются следствием изменения рынка и зависят от макроэкономических условий, спроса потребителей и т.п.

•    Регулирующие факторы - определяются степенью вмешательства государства в экономику.

Кроме того, факторы, влияющие на формирование цены в рыночной экономике целесообразно делить на 2 группы:

•    Внутренние - факторы, определяющие уровень и динамику ОНЗТ (по экономической природе - это производственные факторы). Внутренние факторы зависят от самого производителя (например, качество производимой продукции, эффективность рекламной деятельности, особенности производственного процесса, специфика жизненного цикла товара, длительность продвижения товара по цепочке между производителем и потребителем). Они в значительной мере определяют уровень и динамику цен.

•    Внешние - факторы, не зависящие от предприятия. К внешним факторам, влияющим на отклонение цены от стоимости, относят политические, экономические, психологические, социальные факторы. Например, степень политической стабильности, уровень и характер конкуренции на рынке, соотношение спроса и предложения, характер эластичности спроса, мода и престижность товара, факторы национальных и климатических особенностей, психология поведения покупателей, участие государства в формирование цены и др.

В рыночной экономике все ценообразующие факторы действуют в совокупности. Это предопределяет формирование цен как единого экономического механизма.

Резюме по теме 2

Закон стоимости: величина стоимости определяется не индивидуальными, а общественными условиями производства, общественнонеобходимыми затратами труда (ОНЗТ), которые в свою очередь измеряются общественно-необходимым рабочим временем (ОНРВ) на производство товара (овеществленный в товаре труд производителя).

Факторы формирования уровня и динамики ОНЗТ в рыночной экономике: а) уровень техники и технологии; б) уровень организации производства; в) уровень организации труда, квалификации и образования; г) структура производства; д) природные факторы (удорожающие); е) географические (удорожающие).

Факторы формирования цены в рыночной экономике:

а)    базовые - различные производственные и непроизводственные затраты; конъюнктурные факторы - являются следствием изменения рынка;

б)    внутренние - факторы, определяющие уровень и динамику ОНЗТ; внешние - политические, экономические, психологические, социальные факторы.

В рыночной экономике все ценообразующие факторы действуют в совокупности. Это предопределяет формирование цен как единого экономического механизма.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0