Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) » Экономическая теория (Макроэкономика)

Тема 14. Фискальная политика. Бюджетный дефицит и государственный долг
23.12.2011, 02:06

1. Фискальная политика

Налоги и государственные расходы служат основными инструментами фискальной политики. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.
Фискальная политика может быть дискреционной и автоматической.
Дискреционная политика является активной фискальной политикой. Ее целью является сознательное воздействие на совокупный спрос.

Дискреционная фискальная политика -  это сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

ris24.gif (6640 bytes)Чтобы показать, как она осуществляется, вспомним модель макроэкономического равновесия, используемую нами в теме 2 (рис.24).

Посмотрим, как влияют государственные расходы на совокупный спрос. Включая в наш анализ государственные расходы, мы увеличиваем совокупный спрос с величины (C+I ) до (C+I+G ). При этом график совокупных расходов сдвинется вверх и пересечет линию в 45 градусов в более высокой точке. Равновесие установится при более высоком уровне ВНП.

Интересно, что государственные расходы подобно инвестициям обладают мультипликационным эффектом.

Мультипликатор государственных расходов MG показывает, насколько возрастает ВНП в результате роста государственной расходов.

где D G-государственные расходы на закупку товаров и услуг. Следовательно,

Аналогичным образом государственные расходы могут способствовать сокращению ВНП. Влияние налогов на величину ВНП может быть представлено следующим образом. Предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог, величина которого не зависит от уровня ВНП. Введение этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков, следовательно уменьшатся их потребительские расходы, а значит и вся сумма совокупных расходов.

ris25.gif (7193 bytes)При постоянном I и G график совокупных расходов сдвинется вниз, точка равновесия будет достигнута при меньшем объеме ВНП (рис.25).

Но здесь мы должны учитывать, что изменение располагаемого дохода на величину налога Т уменьшит не только потребительские расходы, но и сбережения.

Это зависит от предельной склонности к потреблению MPC. Поэтому для определения величины сокращения потребления надо сумму приращения налога умножить на предельную склонность к потреблению.

Изменение налогов тоже обладает мультипликационным эффектом. Но мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, поскольку потребление при сокращении налогов увеличивается лишь частично, тогда как каждая единица государственных расходов оказывает прямое воздействие на ВНП.

Налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов умноженному на предельную склонность к потреблению.

Это позволяет осуществлять государственное регулирование на различных стадиях экономического цикла.
В период спада проводится экспансионистская (стимулирующая) дискреционная фискальная политика, которая включает:
  • увеличение государственных расходов;

  • снижение налогов;

  • сочетание того и другого.

При этом увеличивается дефицит госбюджета.
В период инфляционного роста принимаются меры, обратные названным выше. Такая политика называется сдерживающей.
На практике проведение дискреционной фискальной политики порождает большое количество проблем. Они связаны с усилением дефицитности бюджета, большим временным лагом между принятием решений и их воздействием на экономику, инерционностью экономики, обострением социальных проблем при проведении сдерживающей политики. Большое значение имеют и политические факторы. Это снижает эффективность фискальной политики, особенно тогда, когда требуется быстрое вмешательство государства.
Автоматическая фискальная политика является пассивной, она не требует принятия специальных решений. При ее использовании необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически через действие встроенных стабилизаторов.
Встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит госбюджета в период спада и уменьшать его в период подъема автоматически, без каких- либо специальных шагов со стороны правительства.

Например, система прогрессивного налогообложения. В период активного роста налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности и сдерживает экономический рост. Сюда же относят систему пособий по безработице, различные социальные выплаты и субсидии. Автоматическая фискальная политика не может предотвратить спад производства, но может уменьшить его глубину.

2. Бюджетный дефицит и государственный долг

Бюджетный дефицит - это превышение расходов госбюджета над доходами.


Общая, накопленная за все годы сумма дефицитов составляет государственный долг.
На сегодняшний день нет единой оценки данного явления. Например, представители кейнсианской школы считают, что умеренный бюджетный дефицит полезен, поскольку дает возможность увеличить совокупный спрос за счет увеличения государственных расходов. Для решения этого вопроса необходимо определить природу этого дефицита.

Бюджетный дефицит может быть:

1.Структурным, возникающим в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов при угрозе экономического спада ( вспомним фискальную политику).

2.Циклическим, то есть являющимся результатом циклического падения производства. Такой дефицит свидетельствует о недоиспользовании ресурсов и больших экономических проблемах в стране.

Считается, что приближение дефицита бюджета к 10 % ВНП является опасным, поскольку это двигает экономику к гиперинфляции.
Еще одним отрицательным последствием бюджетного дефицита признается то, что он может привести к вытеснению частных инвестиций. Это вызывается тем, что для покрытия дефицита государство идет на выпуск государственных ценных бумаг .Это влияет на денежный рынок, поскольку растут процентные ставки. А их рост снижает инвестиционные расходы. В нашей стране "эффект вытеснения” ярко виден на примере активно выпускаемых государством государственных краткосрочных обязательств ( ГКО), высокая степень доходности которых отвлекает из производства значительную часть потенциальных инвестиций.
Бюджетный дефицит увеличивает размер государственного долга.
Государственный долг может быть внутренним и внешним.
Внутренний долг- задолженность государства своим собственным гражданам.
Внешний - задолженность иностранным государствам, организациям и гражданам.
Оценки влияния государственного долга на экономику также неоднозначны. Как правило отмечают следующие моменты: вытеснение частного капитала ; перераспределение доходов в пользу держателей государственных облигаций; увеличению налогов для оплаты растущего государственного долга; опасность переложения долгового бремени на будущие поколения.
Погашение внутреннего долга идет как правило путем рефинансирования, то есть выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по старым. При этом возникает своеобразная финансовая пирамида.
Наличие внешнего долга более опасно, поскольку предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж, а так же снижает международный авторитет страны. Для России проблема внешнего долга на сегодняшний день является наиболее актуальной.
В большинстве западных стран сейчас происходит переход от дефицитного финансирования к политике сбалансированного бюджета. Это достигается прежде всего за счет увеличения доходной части бюджета через стимулирование предложения.
Это потребовало проведения налоговых реформ с целью снижения налогового бремени на производителей, снижение прогрессивности налогов. Одновременно с этим происходит и снижение государственных расходов в основном за счет ассигнований на социальные цели.
Снижение бюджетного дефицита в России будет возможно только при условии создания реальных условий для повышения доходной части бюджета, поскольку сокращение расходов в существующих условиях приводит к резкому снижению уровня жизни.

Выводы

  • Финансы - это отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Центральное место в этой системе занимают государственные финансы. Основой государственной финансовой системы является госбюджет.
  • Государственный бюджет- это годовой план государственных расходов и источников их покрытия. Он состоит из расходной и доходной части. Расходование государственного бюджета отражает основные цели и приоритеты государства.
  • Основой формирования доходов государства являются налоги. Налоги- это обязательные платежи, взимаемые в бюджет. Они различаются по объекту налогообложения, механизму расчета и взимания в бюджет.
  • Налоговая система выполняет фискальную, социальную и экономическую функцию . Взаимоотношения между бюджетами различных уровней строятся на принципах бюджетного федерализма.
  • Бюджетно-налоговая, или фискальная политика предполагает регулирование экономики через изменение государственных расходов и налогов. Она может быть дискреционной и автоматической, основанной на использовании встроенных стабилизаторов.
  • При превышении расходов государства над доходами возникает бюджетный дефицит, который накапливается в виде государственного долга.
http://portal.tpu.ru/ido




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0