Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) » Экономическая теория (Микроэкономика)

Тема 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
23.12.2011, 01:10

4.1. Спрос. Кривая спроса. Закон спроса

Спрос (Demand) – это модель, описывающая поведение реальных и потенциальных потребителей (рис. 4.1),

Qd = F(P)

где Qd – величина спроса; Р – цена (price).


Рис. 4.1. Кривая спроса

Закон спроса формулируется следующим образом: на рынке существует обратная зависимость между ценой и количеством спроса, т. е. при прочих равных условиях снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, а возрастание цены – к уменьшению величины спроса. Следует разграничить такие понятия, как «изменение спроса» и «изменение величины (объемаспроса». В первом случае, мы имеем в виду сдвиг самой кривой спроса вверх или вниз, а во втором, – изменение значения спроса при изменении цены, движение вдоль кривой спроса.

Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказываясь от потребления альтернативных товаров.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стали относительно дороже. Например, снизилась цена на говядину и ее стали больше покупать (эффект дохода), но ее стали покупать вместо цыплят и свинины (эффект замещения).

Цена спроса – максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель при покупке данного количества товара. Величина спроса зависит от изменения не только самой цены, но и от изменения следующих неценовых факторов:

  1. Вкусы потребителей часто меняются в зависимости от моды, сезона, рекламы и т. д. Смещение кривой спроса (рис. 4.2) зависит, в первую очередь, от числа потребителей на рынке. Увеличение покупателей смещает кривую D вправо вверх.
  2. Доходы населения также не являются постоянными. Рост доходов смещает кривую D вправо вверх.

  3. Рис. 4.2. Смещение кривой спроса

  4. Следующим фактором выступают ожидания покупателей. Если мы считаем, что цены должны вырасти, то начнем делать покупки впрок. На графике это отмечается как сдвиг кривой D вправо вверх.
  5. Влияние на предпочтения потребителей оказывают цены взаимосвязанных товаров. Выделяются товары-заменители (субституты), например, пиво и квас, молоко и кефир и т. д. Повышение цен на заменяемые товары смещает кривую вправо вверх. Для сопутствующих (комплементарных) товаров зависимость будет обратной. Рост цен на эти товары приведет к смещению кривой D влево вниз. Такими товарами являются бензин и автомобили, электроэнергия и бытовые приборы и т. д.

4.2. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения

Кривая предложения (Supply) такая же модель, как и кривая спроса (рис. 4.3):

QS = f(P)

где QS - величина предложения.

Предложение – это количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой возможной цене в течение определенного периода времени.


Рис. 4.3. Смещение кривой предложения

Зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем больше товара готовы предложить продавцы. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара называется законом предложения.

На предложение блага влияет не только цена этого блага, но и другие факторы: цены на ресурсы, технология производства, ценовые и дефицитные ожидания агентов рынка, размер налогов и субсидий, цены на другие товары, число продавцов на рынке. При росте предложения кривая предложения сдвигается вправо вниз, а при уменьшении - влево вверх.

Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара.

4.3. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Устойчивость рыночного равновесия

Рассматривая законы спроса и предложения, легко заметить, что интересы продавца и покупателя различны. Однако между ними возможно нахождение компромисса – он находится в точке пересечения кривых спроса и предложения. Действительно, могут ли цены, находящиеся выше или ниже точки пересечения линий спроса и предложения, быть устойчивыми? Однозначно нет, поскольку очевидно, что здесь возникает либо дефицит, либо излишек товаров, что ведет к повышению или снижению цены. И в этом выражается несовпадение интересов продавца и покупателя.

Только в одной точке, где планы продавца и покупателя совпадают, количество товара, которое продавец согласен продать по данной цене, равно количеству товара, которое покупатель согласен купить. В этой точке наступает рыночное равновесие.

Равновесие – это ситуация, при которой интересы продавца и покупателя на рынке полностью совпадают, так что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Соответственно, равновесная цена – это та цена, которая позволяет продать все количество товара, которое производители при данной цене согласны произвести. Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цены.

При совмещении кривых спроса и предложения определяется точка равновесия Е (см. рис. 4.4):

PE = PS = PD,

где PE – цена равновесия; PS – цена предложения; PD – цена спроса.


Рис. 4.4. Кривые спроса и предложения

Это означает, что

QE = QS = QD,

где QE – объем равновесный; QS – объем предложения; QD – объем спроса.

Колебания спроса и предложения изменяют равновесную цену и равновесное количество товара на рынке. Это выражается в следующем:

  • увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;
  • уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;
  • рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;
  • сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

Таким образом, через постоянные колебания спроса и предложения рынок стремится к равновесию, которое может быть более или менее устойчивым.

Влияние различных факторов может привести к дефициту товаров на рынке или к их перепроизводству. Возникает вопрос, сможет ли вновь установиться равновесное рыночное состояние? Выводы об устойчивости (неустойчивости) равновесия могут привести, в свою очередь, к выводам о необходимости государственного вмешательства в экономику.

Устойчивое равновесие – это такое равновесное состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние.

Анализ экономического равновесия с точки зрения его устойчивости требует определения динамики изменения цены во времени.

Рассмотрите стабильность равновесия на примере предложения в мгновенном, краткосрочном и длительном периодах.

Неустойчивое равновесие – это такое равновесное состояние, отклонение от которого не приводит к возвращению в это состояние. Следствием неустойчивого равновесия является несовпадение спроса и предложения в долгосрочном периоде. В связи с этим различают рынок производителя и рынок потребителя.

http://portal.tpu.ru/ido




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 42
Гостей: 42
Пользователей: 0