Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) » Экономическая теория (Микроэкономика)

Тема 5 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
23.12.2011, 01:11

5.1. Эластичность спроса

Спрос и предложение на различные товары по-разному изменяются под действием того или иного фактора.

Эластичность – это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам. В качестве таких факторов могут быть рассмотрены цена, доходы потребителей, качество, цены на взаимосвязанные товары и др.

Эластичность спроса по цене - это степень чувствительности спроса на товар к изменению его цены. Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на 1 %:

Такая эластичность называется точечной. Она определяется для каждого значения цены, для каждой точки на кривой спроса, если зависимость между ценой (Р) и спросом (QD) нелинейная.

Ценовая эластичность будет изменяться по мере движения вниз по кривой спроса. Обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним.

Линейная кривая спроса имеет вид

Q = a − bP,

где отношение изменения Q к изменению Р является величиной постоянной и равной b. Кривая, однако, не имеет постоянного коэффициента эластичности. По мере движения вниз по кривой величина Р/Q снижается и, следовательно, ЕD тоже будет уменьшаться.

При определении точечной эластичности спроса существует проблема выбора одного из двух значений цены и спроса. Если разница между возможными двумя коэффициентами эластичности спроса велика, то при расчете ЕD целесообразнее будет пользоваться формулой дуговой эластичности спроса.

Дуговая эластичность спроса – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке:

.

Коэффициент эластичности спроса по цене имеет отрицательное значение, т. к. движение цены и спроса происходит в противоположных направлениях. При характеристике эластичности спроса принято рассматривать его абсолютное значение и не обращать внимание на отрицательный знак.

Спрос называют эластичным, если . Это означает, что он растет или падает быстрее цены. Спрос называют неэластичным (жестким), когда , т. е. спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены.

Если изменение цены не вызывает никаких изменений спроса, то . Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то .

Оценка эластичности спроса по показателю общей выручки:

  1. Если спрос эластичен (ED > 1), уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки (Р · Q). Даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.
    Следовательно, если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.
  2. Если спрос неэластичен (ED < 1), уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно.
    Следовательно, если спрос неэластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

  3. При единичной эластичности (ED = 1) увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.

Эластичность предложения не влияет на общую выручку производителя, т. к. между ценой (Р) и величиной предложения (Q) связь прямая. Поэтому независимо от степени эластичности или неэластичности предложения цена и доход (выручка) всегда изменяются в одном и том же направлении.

Эластичность спроса по цене зависит от целого ряда факторов.

Факторы ценовой эластичности спроса:

  1. наличие заменителей (чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичным бывает спрос на него);
  2. степень насущности потребности в данном товаре (чем насущнее потребность, тем меньше эластичность);
  3. удельный вес в доходе потребителя (чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса на него при прочих равных условиях);
  4. качество товара и размер дохода потребителя;
  5. степень ограниченности доступа к товару (например, спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен);
  6. ожидания потребителей;
  7. фактор времени (спрос на продукт тем эластичнее, чем больше времени для принятия решений).

Примером весьма неэластичного спроса является спрос на наркотики, лекарства и соль. Дело в том, что одного килограмма соли хватает надолго; удельный вес в доходе потребителя этого продукта невысок; у соли мало хороших заменителей, и она является предметом первой необходимости.

Практическое применение теории ценовой эластичности:

  1. Эластичность спроса важно учитывать фирмам при выборе цены. При неэластичном спросе продавцу выгодно повышать цену товара, т. к. в этом случае его выручка увеличится. При эластичном спросе производителю выгодно понижение цены.
  2. При выборе объектов налогообложения. Введение акцизных и других косвенных налогов предполагает анализ эластичности, т. к. в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные товары, налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями.

    Если спрос эластичен, потери производителя после введения налога будут выше, налоговое бремя ляжет в основном на него, а количество недопотребленных и непроизведенных товаров в масштабах всего общества будет большим.

    В случае, если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет в основном на потребителя. Кроме того, абсолютно размер собираемого налога будет выше, а потери для общества, наоборот, относительно ниже. Именно поэтому государство обычно облагает косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичный (сигареты, соль, алкогольные напитки и др.).

  3. При решении вопроса о правительственной поддержке той или иной отрасли. Например, о выделении субсидий сельскому хозяйству, спрос на продукцию которого большей частью неэластичен. Вследствие этого в урожайные годы снижение цен на сельскохозяйственные товары не будет компенсироваться ростом дохода их производителей.

Эластичность спроса по доходу определяется аналогично ценовой эластичности. Это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению доходов потребителей:

где I (incom) — доход.

Как правило, при росте доходов спрос увеличивается. Следовательно, эластичность спроса по доходу в большинстве случаев является положительной. Но могут быть и другие варианты. В зависимости от изменения коэффициента эластичности спроса по доходу товары можно сгруппировать:

  1. Товары первой необходимости. Спрос на них неэластичен по доходу. Это обусловлено «физиологическим» уровнем потребления. При этом

    .

  2. Предметы роскоши. Спрос эластичен по доходу . Например, для заграничной поездки ЕI = 3. Это означает, что рост дохода на 1 % повлечет за собой рост в количестве поездок – 3 %.
  3. Низкокачественные товары, т. е. такие, которые при высоком уровне дохода могут быть заменены другими. До определенного уровня дохода спрос на такой товар неэластичен по доходу (и на этом участке он не отличается от товара первой необходимости). После определенного уровня дохода эластичность спроса на такой товар становится отрицательной. Т. е. с ростом дохода спрос на такой товар уменьшается: , при i < i0 и  при i > i0.

Фирмы, занимающиеся розничной торговлей, очень интересуются данным коэффициентом эластичности товаров, которыми они торгуют. Если у фирм есть оценки эластичности спроса по доходу, то они могут регулировать свои складские запасы и заказы, чтобы быть готовыми к изменению рыночной конъюнктуры. Например, если доходы растут быстро, то спрос на мебель в рамках короткого периода растет еще быстрее (ЕI = 2,6). Однако при падении доходов и спрос на этот товар падает быстрее падения доходов.

На спрос также влияют цены на другие товары.

Перекрестная (взаимная) эластичность спроса – это степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар А при изменении цены на товар В на 1 %:

где Qa и Pa, соответственно, объем и цена одного товара; QbPb – другого товара.

Знак  зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняемыми или независимыми. Если  > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если  < 0 – взаимодополняемые.

Коэффициент перекрестной эластичности также очень важен для корпоративного планирования. Например, как отразится повышение цены природного газа на спросе на электроэнергию?

5.2. Эластичность предложения

Схема анализа эластичности предложения подобна анализу эластичности спроса. Однако здесь имеется ряд особенностей.

Эластичность предложения – это степень чувствительности предложения к изменению цены товара. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) предложение товара при увеличении (уменьшении) его цены на 1 %:

Поскольку величина предложения повышается по мере роста цен, то коэффициент эластичности предложения – величина положительная. На эластичность предложения влияют такие факторы, как степень загрузки производственных мощностей, размер товарных запасов, наличие свободной рабочей силы, возможность перелива капитала и т. д. Большое значение при определении эластичности предложения имеет учет фактора времени. Эластичность предложения постепенно увеличивается во времени.

http://portal.tpu.ru/ido




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0