Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) » Экономическая теория (Микроэкономика)

Тема 9 ФИРМА И РЫНОК: РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
23.12.2011, 01:20

9.1. Совершенная конкуренция

Известно, что цель существования фирмы – это максимизация прибыли. Менеджерам фирмы необходимо выбрать объем реализации продукции так, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж.

Другими словами, необходимо ответить на вопросы: какой объем продукции следует произвести, чтобы получить максимальную прибыль, а также – какую выбрать стратегию развития фирмы?

Рассмотрим исходную модель поведения фирмы в условиях чистой конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется следующими условиями:

  • цена товара задается самим рынком и не зависит от объема производства каждого отдельного производителя, т. к. доля его в общем объеме продаж низка;
  • продаваемые на рынке товары абсолютно однородны. Например, пшеница по каждому сорту имеет единую сложившуюся цену;
  • отсутствие барьеров для входа в данную сферу производства и выхода из нее;
  • полная мобильность факторов производства и свободный доступ к экономической информации.

Отсюда следует, что спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен. Если продавец превысит цену, сложившуюся на рынке, то он мгновенно лишится своей клиентуры, и объем его продаж снизится до нуля. Если же он понизит цену, то, имея ограниченный объем производства, он получит меньшую выручку (рис. 9.1). Поэтому продавцы на конкурентном рынке предпочитают придерживаться рыночной цены либо добровольно, либо принудительно (госрегулирование, рэкет).


Рис. 9.1. Спрос, средняя и предельная выручка для отдельного продавца в условиях чистой конкуренции

Следовательно:

  1. Конкурентная фирма может влиять на свой доход, только изменяя объем продаж.
  2. Средняя выручка (average revenue – АR) продавца – выручка, приходящаяся на единицу проданного товара. В условиях чистой конкуренции средняя выручка равна цене товара AR = = TR / Q = P.
  3. Предельная выручка продавца (marginal revenue – MR) – прирост выручки, получаемый продавцом при продаже дополнительной единицы товара. В условиях чистой конкуренции MR равна цене товара (МR = Р).

Заметим, что величина изменения дохода, зависит от конкретного типа рыночной структуры, в которой действует предприятие.

9.2. Правило максимизации прибыли

Чтобы определить объем производства, при котором прибыль является максимальной, существует два подхода:

  1. Сравнение валового дохода с валовыми издержками.
  2. Сравнение предельного дохода с предельными издержками.

Остановимся на первом подходе.

Общая получаемая фирмой прибыль может быть определена как разность между валовым (совокупным) доходом и валовыми (совокупными) издержками за период продаж по следующей формуле:

Прибыль = TR − TC,

где ТR – валовой доход; ТС – валовые издержки.

Валовой доход (total revenue – TR) – это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q).

С изменением последнего изменяются издержки производства

ТС = FC + VC.

Пока валовой доход больше совокупных издержек, фирме следует производить. Максимальная прибыль достигается тогда, когда разница между валовым доходом и издержками является максимальной, а наклон кривой ТС равен наклону кривой TR.

Заметим, что экономические издержки отличаются от бухгалтерских в том случае, когда владельцы фирмы поставляют свои собственные ресурсы, а не купленные. Экономическая прибыль определяется путем вычета из доходов всех экономических издержек. Термин «прибыль» в данном анализе используется как синоним экономической прибыли.

Когда фирма получает нулевую прибыль, она покрывает все свои издержки. Нормальная прибыль – это прибыль, от которой владельцы фирмы отказываются, используя свои собственные ресурсы в своей фирме, но которую они могли бы получить, вложив эти ресурсы в другое дело. Другими словами, нормальная прибыль – это альтернативная стоимость использования собственных ресурсов.

Фирма, которая получает нулевую экономическую прибыль, таким образом, рассматривается как получившая нормальную прибыль и покрывшая неявные издержки. Если фирма не может покрыть экономические издержки и, следовательно, получает меньше нормальной прибыли, её владельцы будут заинтересованы использовать свои ресурсы в альтернативном предприятии.


Рис. 9.2. Валовой доход, совокупные издержки и прибыль

На рис. 9.2 видно, что наклон кривой валового дохода равен предельному доходу или рыночной цене продукта. А наклон кривой совокупных издержек в любой точке – это предельные издержки. Следовательно, выбирая максимальную прибыль, можно сравнивать MR и МС для каждой дополнительной единицы товара.

Когда предельный доход больше предельных издержек, продажа дополнительной единицы товара увеличит прибыль. Если же MR падает ниже МС, дополнительная продажа снизит прибыль. Изменение прибыли от продажи товара (предельная прибыль) равна MR – MC.

Сделаем краткие выводы:

  1. Фирма в любой экономической структуре максимизирует прибыль при таком объеме производства, когда MR = .
  2. Равновесный выпуск для конкурентной фирмы достигается при цене, равной МС.
  3. Любой выпуск ниже этого уровня означает, что фирма может увеличить выпуск для роста своей прибыли, и наоборот.

    Чем больше степень контроля производителя над ценой, тем больше последняя отклоняется в точке максимальной прибыли от величины, равной MR илиМС.

  4. Фирма стремится максимизировать совокупную прибыль, а не прибыль на единицу продукции. Соотношение МС и MR – это сигнальная система, которая информирует о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли. Однако нельзя точно определить получаемую фирмой массу прибыли на основании динамики МСт. к. они не учитывают постоянных издержек. Лишь соединив проведенный анализ MR и МС с анализом динамики средних издержек (ТС = Q · АС), можно точно определить объем получаемой прибыли.

Понятия средних издержек (АСAVCAFC) помогут также решить проблемы самоокупаемости, минимизации убытков и прекращения деятельности фирмы в краткосрочном периоде.

Рассмотрим три возможных рыночных ситуации.

Если линия цены и MR располагаются выше кривой АС, то в точке равновесия (Е) фирма будет получать прибыль выше нормальной или квазиренту (рис. 9.3).Продавец будет получать прибыль до тех пор пока Р > AC. Она может быть определена (Р − АС) · Q. Однако в этом случае в эту отрасль будут стремиться новые фирмы, и предложение продукции вырастет, в результате конкуренции цена на товар упадет.


Рис. 9.3. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

Фирма получит нулевую прибыль в точке равновесия ЕМC = MR = P = AC (рис. 9.4).


Рис. 9.4. Самоокупаемость конкурентной фирмы

Алгебраически точка нулевой прибыли или безубыточности предприятия (break–even point – ВЕР) определяется по формуле

.

Например, предприятие приобретает линию по производству крышек. Переменные затраты на одну крышку – 80 р., постоянные – 50 млн р. в месяц. Цена однойкрышки – 120 р. Сколько надо продать крышек предприятию, чтобы возместить все издержки производства?

ВЕР = 50 000 000 / (120 − 80) = 1 250 000 шт.

Если 1250 тыс. крышек продать не удастся, то фирма понесет убытки. В то время как каждая дополнительно (свыше 1250 тыс. шт.) проданная крышка приносит прибыль в размере 40 р. (рис. 9.5).


Рис. 9.5. Конкурентная фирма, несущая потери

Если АС при любом объеме производства превышают рыночную цену, то фирма несет убытки. Будет ли это означать, что фирма обязательно закроется? Нет,т. к. оплачивать постоянные издержки (арендную плату, например, или проценты за кредит) в краткосрочном периоде надо в любом случае. Поэтому, продолжая даже убыточное производство, фирма понесет меньшие потери, возместит переменные издержки и часть постоянных.

Вывод: в случае бесприбыльного производства главное – минимизировать убытки. Всегда, когда TR > VC, фирма будет терять меньше, продолжая производство.

До каких пор фирма будет работать с убытком и не закрывать свой бизнес? До тех пор, пока MR превышает минимальные AVC. Как только цена опускается ниже этого уровня, производство лучше прекратить (рис. 9.6).


Рис. 9.6. Точка прекращения операций

Вывод: Фирма стремится минимизировать свой убыток, но не закрывается, если AVCmin < P < ACmin в точке равенства MC = MR = P. Если Р < AVC, фирме лучше закрыться.

Восходящая ветвь кривой МС выше минимальной точки AVC является кривой краткосрочного предложения фирмы.

В долгосрочном периоде фирма может менять все вводимые факторы производства. Мы уже знаем, что будет происходить с АС в процессе роста размеров предприятия.

Сначала, какое то время средние издержки будут падать, но затем ввод новых мощностей вызовет их рост. Для каждого размера предприятия будут свои минимальные значения АС. Следовательно, можно определить те объемы производства, при которых фирме следует изменить свой размер, чтобы обеспечить, возможно, более низкие издержки производства единицы готовой продукции.

В долгосрочном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом средних издержек производства. Это так, потому что экономические прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией. И наоборот, убытки вызовут массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки.

Действия стремящихся к прибыли производителей приведут к наиболее эффективному распределению ресурсов.

Подведем итоги. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде объем выпускаемой продукции должен соответствовать минимуму кривой средних долгосрочных издержек. Его следует расширять до тех пор, пока срабатывает эффект «экономии на масштабах».

Максимум прибыли достигается тогда, когда выполняется равенство

MR = MC = P = AC.

Равенство цены и минимальных средних издержек (Р = АС) означает производственную эффективность: фирма использует эффективную из известных технологий, назначает самую низкую цену и производит наибольший объем продукции, соответствующий ее издержкам.

Равенство цены и предельных издержек (Р = МС) указывает на эффективность распределения ресурсов: ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей.

Рассмотренный анализ максимизации прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах показывает, что в конкурентной рыночной системе действует «невидимая рука», которая приводит к производственной эффективности и к эффективности распределения ресурсов. Однако это не означает оптимального распределения доходов. Рассмотренная конкурентная модель не допускает побочных издержек, выгод или производства общественных благ, т. к. ставка делается только на окупаемые издержки. Конкурентная система не обеспечивает также достаточных условий для проведения научных исследований и разработки новых продуктов.

http://portal.tpu.ru/ido




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0