Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) » Макроэкономика (2)

Измерение уровня цен в экономике. Индексы цен
17.12.2011, 21:26

Измерение уровня цен в экономике. Индексы цен

Важнейшая макроэкономическая проблема — обеспечение низкого уровня инфляции и стабильного уровня цен в экономи­ческой системе. Это вызывает необходимость введения показате­ля, позволяющего отражать уровень цен в экономике. Подобная необходимость объективно предопределена еще и тем, что пока­затель ВВП является величиной стоимостной, т. е. имеющей де­нежное выражение. Следовательно, изменение цен может иска­жать его величину. При макроанализе учитывают, что некоторые цены из года в год растут, некоторые остаются неизменными, некоторые снижаются. Так как в экономике действуют миллио­ны цен, то анализировать экономическую ситуацию на их осно­ве невозможно. Поэтому для анализа используется показатель среднего уровня цен в экономике. Изменение среднего уровня цен отражает рост или падение цен в среднем.

В зависимости от того какие товары вошли в упомянутый «набор», выделяют следующие индексы цен:

• индексы потребительских цен, которые отражают обуслов­ленные изменением цен изменения расходов на приобрете­ние товаров и услуг, необходимых для поддержания нор­мальной жизнедеятельности и восстановления жизнеспо­собности людей. Индекс цен потребительских благ или индекс потребительских цен (ИПЦ) определяется исходя из рыночной цены корзины товаров и услуг, которая пред­ставляет собой покупки типичной городской семьи.. Корзи­на включает, как правило, свыше 250 различных наимено­ваний товаров и услуг;

• индексы цен производителей, дающие информацию о ди­намике цен по отраслям, товарным группам и отдельным товарам. В этот блок индексов входят индексы цен пред­приятий-производителей промышленной продукции с вы­делением индексов по отраслям промышленности и от­дельным видам продукции» индексы цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию и ее основные вилы, индексы цен в капитальном строительстве, индексы тарифов на грузовые перевозки, индексы тарифов связи и пр.

Некоторые из названных индексов цен, рассчитанных для России,  представлены в таблице.

Индексы цен в секторах экономики РФ (в процентах к предыдущему периоду)

В качестве показателей, отражающих средний уровень цен в экономике, выступают индексы цен. Индекс цен — измеритель соотношения между стоимостью определенного набора товаров и услуг для данного периода времени и стоимостью идентичного набора товаров и услуг в базовом периоде (период, принимае­мый за основу (базу) для сравнения):

  • • индексы цен на продукцию и услуги производственно-тех­нического назначения, приобретаемые предприятиями (ин­дексы цен на продукцию и услуги, приобретаемые промыш­ленными, сельскохозяйственными предприятиями, строи­тельными организациями и т. д.);
  • • индексы Цен внешней торговли, т. е. индексы цен на экс­портируемую и импортируемую продукцию;
  • • индексы-дефляторы. Дефлятор — индекс цен для пересче­та в сопоставимые (сравнимые) цены сложных макроэко­номических показателей, в частности ВВП. С помощью де­флятора можно сравнить стоимость объема производства в экономике каждого года со стоимостью аналогичного объе­ма производства, рассчитанного в ценах базового года. Ин­декс цен ВВП (дефлятор ВВП) более приспособлен, чем ИПЦ, для измерения уровня цен, так как включает не только цены потребительских товаров и услуг, но также цены инвестиционных товаров, товаров, покупаемых пра­вительством, товаров и услуг, купленных и проданных на мировом рынке. ИПЦ лучше подходит для измерения стоимости жизни, тогда как дефлятор ВВП является луч­шим показателем общего уровня цен в экономике.

К сведению. Существуют разные методики подсчета индек­сов цен. Так, индекс потребительских цен рассчитывается по типу индекса Ласпейреса, когда набор  входящих в «потребитель­скую корзину»  товаров и услуг базового года в ценах текущего года сопоставляется со строго таким же набором товаров и ус­луг базового года, посчитанным теперь в ценах базового года:


где Pi0 и Pi1 цены i-го блага, соответственно в базисном (0) и те­кущем (t) периоде; Qi0— количество i-го блага в базисном пе­риоде.

Дефлятор ВВП рассчитывается по типу индекса Пааше, ко­гда некоторый набор товаров текущего года, рассчитанный в ценах текущего года, сопоставляется с этим же набором товаров и услуг, но посчитанным теперь в ценах базового года:

где Qit — количество i-го блага в текущем периоде.

Индекс Фишера усредняет значения индексов Ласпейреса и Пааше:

В связи с существованием проблемы изменения цен выделя­ют ВВП номинальный и ВВП реальный. ВВП номинальный — стоимость объема внутреннего производства данного года, рас­считанная в текущих ценах. Величина номинального ВВП может изменяться по двум причинам:

Может измениться физический объем производства в за­висимости от большей или меньшей занятости, от большей или меньшей производительности факторов производства.

Могут изменяться цены на товары при неизменном физи­ческом объеме производства товаров.

Например, номинальный ВВП может вырасти, если вырастут цены в экономике, даже при неизменном объеме производства каждого товара. Чтобы получить меру физического объема про­изводства в экономике, рассчитывают стоимость этого объема производства в постоянных ценах. В связи с этим требуется ввести понятие реального ВВП. ВВП реальный — данный объем производства внутреннего продукта, рассчитанный уже в ценах базового года.

К сведению. Реальный ВВП широко используется как пока­затель среднего уровня жизни в стране. Для этого ВВП необходимо привести в соответствие с численностью людей, между которыми он распределяется. Реальный ВВП на душу населе­ния — реальный выпуск продукции, приходящийся на одного человека. Если реальный ВВП на душу населения растет, то об­щий объем выпуска продукции растет быстрее, чем числен­ность населения, что делает возможным повышение среднего уровня жизни.

Реальный ВВП рассчитывается двумя способами: путем пе­ресчета ВВП данного года в цены базового года (что следует из определения ВВП реального) или разделением номинального ВВП на дефлятор; подобный прием получил название дефлирования:

Отсюда:

Если дефлятор ВВП больше 100 %, это указывает на инфля­ционные процессы в экономике, если же дефлятор ВВП меньше 100 %, то в экономике наблюдается дефляция. А данный индекс цен (дефлятор ВВП) будет называться инфлятором.

В таблице ниже представлены объем номинального ВВП России и величины дефлятора ВВП.

Объем и динамика валового внутреннего продукта России

Для определения величины реального ВВП 2004 г., исполь­зуя в качестве базовых цены 2003 г., осуществим операцию дефлирования:

Это означает, что реальный ВВП 2004 г. (по сравнению с 2003 г.) вырос на 716 370 млн руб. (13 959 610 - 13 243 240), то­гда как номинальный — на 3 508 292 млн руб. (16 751 532 - 13 243 240).

Использование разнообразных индексов цен позволяет опре­делять макроэкономическую политику, делать необходимые рас­четы влияния инфляции на уровень жизни и осуществлять соот­ветствующие поправки величин трансфертных выплат, сопостав­лять Динамику инфляции по различным отраслям и регионам экономики и т. п.

http://modern-econ.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0