Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) » Микроэкономика

Внешние эффекты и общественные блага
17.12.2011, 21:12

Производство общественных благ

Общественный товар (благо) — товар или услуга, который потребляется коллективно всеми членами общества, независимо от того, в какой степени каждый член общества оплатил пользо­вание этим товаром или услугой. Продажа общественного блага на рынке означала бы, что его покупатель делает доступным это благо не только для своего личного пользования, но также для использования любым другим членом общества. Если бы некто производил общественное благо для своей выгоды, с целью полу­чения дохода, то этот производитель также приносил бы пользу и всем остальным гражданам. Например, обеспеченный человек прибегнул к услугам частной охранной компании для обеспече­ния безопасности в своем доме. Это приведет к возникновению положительного внешнего эффекта для его соседей. Обществен­ное благо приводит к положительным внешним эффектам, как только оно становится доступным для других потребителей. Общественные блага имеют следующие особенности:

• они неделимы, их нельзя разбить на отдельные единицы, которые могли бы потребить разные индивиды (маяки, светофоры, другие общедоступные объекты);

• общественные товары неисключаемы из потребления — если данное благо доступно одному члену общества, то оно доступно и другому. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Как только общественное благо будет произведено, то невозможно будет воспрепятствовать получению выгод теми, кто за него не заплатит, так как не­возможно ограничить потреблен не  общественного блага определенным кругом лиц;

К сведению. Все общественные блага можно разделить на «чистые» и «условные». На первых принцип исключения дейст­вительно не распространяется. Например, возможности пользо­ваться светофором у пешеходов и водителей автосредств не изменятся, если по каким-то причинам увеличится численность «пользователей» светофором. Доступность «условных» общест­венных благ имеет некоторую зависимость от количества поль­зователей. Так, увеличение числа вызовов «скорой помощи» может привести к тому, что к кому-то медицинские работники могут прибыть с некоторой задержкой. Однако эта специфика не столь заметна, чтобы отнести «условные» общественные бла­га к обычным товарам. Для случая «условных» общественных благ в этой связи появляется возможность использования ры­ночных принципов, когда, например, милиция может легально оказывать платные услуги по охране.

• потребление общественных благ не предполагает соперни­чества между потребителями — будучи предоставленными одному члену общества, они могут быть предоставлены и другим членам без каких-либо дополнительных затрат с их стороны. Положение ни одного из потребителей не ухуд­шается, когда появляется еще один потребитель общест­венного товара. Например, вооруженные силы защищают население, которое все время увеличивается; новые потре­бители данного общественного блага также защищены.

К сведению. Частные блага — блага, каждая единица кото­рых может быть оценена и продана, т. е. это блага, каждая еди­ница которых приносит полезность только индивидуальному потребителю и не приводит к отрицательному или положитель­ному эффекту для кого-либо еще. Частные блага обладают со­вершенно противоположным набором свойств:

• они делимы, так как состоят из большого количества обособленных единиц, каждая из которых предназначена для потребления индивидуальным потребителем;

• потребление мастного блага предполагает соперничество между потребителями - благо достается тому, кто готов заплатить за него рыночную пену;

• они исключаемы из потребления, т. е. частное благо по­требляется тем, кто его оплатил.

Из специфических свойств общественного товара проистека­ет так называемая проблема безбилетника, или «едущего бес­платно». «Едущий бесплатно», в контексте общественных благ, — это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим за­трат на сто производство, ничего не платя за его использование. «Проблема безбилетника» обуславливает очень важное положение: поскольку невозможно точно разделить потребителей на оп­лативших и неоплативших пользование общественным товаром, показатель рыночного спроса на общественное благо либо вовсе не существует, либо сильно занижен, поэтому при предоставлении такого товара через рынок не будет получено достаточного дохода, чтобы покрыть издержки на производство этого товара.

Тем не менее говорить о спросе на общественные товары вполне резонно. Как и рыночный спрос на частные блага, кол­лективный (общий, совокупный) спрос на общественный товар определяется путем суммирования спроса индивидуальных по­требителей. При этом спрос каждого индивидуального потреби­теля на каждую конкретную единицу общественного блага зави­сит от предельной выгоды (MB), которую он получает от допол­нительной единицы общественного товара. Согласно закону убывающей предельной полезности, предельная выгода является величиной убывающей, т. с. каждую следующую единицу обще­ственного товара потребитель оценивает ниже предыдущей. Для того чтобы получить кривую коллективного спроса ив общест­венный товар, мы должны просуммировать кривые индивиду­ального спроса всех его потребителей или просуммировать гра­фики получаемых ими предельных выгод (MB). Кривая коллективного спроса на общественные блага будет схожа с кривой рыночного спроса на частные блата только тем, что обе они имею? нисходящий наклон.

В случае определения рыночного спроса на частные блага проводится суммирование по горизонтали. При опре­делении совокупного спроса на общественное благо, суммировал пне производится по вертикали.

Каждый из множества потребителей ясеня потребляет одинаковые о6ъемы общественного блат Пусть наличный объем блага, например, Q0 ед., могут потребить все желающие. Точка на кривой коллективного спроса на общественное благо получа­ется путем сложения предельных выгод всех потребителей (А, В, С), получаемых от  Q1 -й ед. данного общественного блага. Пусть предельная выгода от Q0-й ед. для гражданина А (МВА) составля­ет 100 ден. ед., для В (МВВ) — 200 ден. ед., и для С (МВС) -300 ден. ед. Соответствующая точка на кривой коллективного спроса для группы из трех потребителей будет иметь ординату — 600 ден. ед. Кривая коллективного спроса на общественное бла­го основана на суммировании предполагаемых предельных вы­год (в стоимостном выражении) от различных дополнительных единиц этого блага, которое в равной степени доступно множе­ству лиц для одновременного потребления. Здесь целесообразно ввести обобщающий показатель предельной общественной выгоды (MSB). Предельная общественная выгода — дополнительная по­лезность (выгода), получаемая обществом от каждой следующей, дополнительной единицы данного блага. Предельная обществен­ная выгода зависит от предельных выгод, получаемых всеми чле­нами общества от потребления данного общественного товара MSB = ΣMBi. Таким образом, в основе коллективного спроса на товар лежит показатель MSB. Трудность определения MSB, а значит, и совокупного спроса на общественные товары, прямо пропорциональна количеству потребителей — чем их больше, тем сложнее определить ΣMBi.

Предложение общественных товаров определяется альтерна­тивными издержками их производства, которые связаны с при­влечением ресурсов, необходимых для производства этих благ, из альтернативных сфер применения. Иными словами, с отвле­чением этих ресурсов из частного сектора экономики, где производятся частные блага. На кривой производственных возможно­стей (КПВ), таким образом, общество выбирает между частными благами и общественными товарами (см. рис. ниже). Так, точка А от­ражает определенную комбинацию производства частных и об­щественных благ. При увеличении количества производимых об­щественных товаров выбор общества будет смещаться вниз по КПВ, допустим до точки В, сокращая объемы выпуска частных благ, а высвободившиеся при этом ресурсы направляя на произ­водство благ общественных.

Закон возрастающих альтернативных издержек обуславлива­ет увеличение альтернативных издержек производства общест­венных товаров по мере смещения вниз по КПВ. То есть расши­рение масштабов их выпуска будет сопровождаться все больши­ми сокращениями  в объемах выпуска частных благ. Это позволяет утверждать, что линия предложения общественных то­варов будет линией восходящей, так как производство каждой следующей единицы общественного товара обходится обществу все дороже. В краткосрочном периоде график предложения част­ного блага частично совпадает с кривой предельных издержек его производства. Аналогичным образом, предложение общест­венных благ также будет определяться предельными издержка­ми, но особого рода — предельными общественными издержками (MSC); это дополнительные издержки общества, связанные с производством каждой последующей единицы общественного блага. Предельные общественные издержки возрастают по мере увеличения объемов производства общественного товара, что объясняется уже упомянутым законом возрастающих альтернативных издержек. Так же, как предельные издержки лежат в ос­нове предложения частных благ, предельные общественные из­держки определяют предложение общественных товаров и услуг.

Общество (через государственные институты), принимая ре­шение о производстве общественного товара, сопоставляет пре­дельные общественные выгоды, лежащие в основе коллективно­го спроса на него, и предельные общественные издержки, лежа­щие в основе предложения общественных благ (см. рисунок).

Если MSB > MSC, то объем производства общественного бла­га будет увеличен; если же MSB < MSC, то объемы производства общественного блага необходимо сократить. Если же MSB = MSC, то достигается оптимальный объем производства общественного блага, а величина коллективного спроса на него соответствует объемам его предложения.

Несмотря на то что оптимальный объем производства обще­ственного товара предполагает равенство спроса на него и его предложения, так же, как в случае с частными благами, равенство это определяется не на рыночных основах. Предположим, что правительство рассматривает некий проект по производству об­щественных благ. Основная суть проблемы состоит в том, что лю­бое решение вложить ресурсы в общественные блага влечет за со­бой как выгоды, так и издержки. Выгоды заключаются в дополни­тельном удовлетворен ни общественных потребностей, так как увеличиваемся выпуск общественных благ, а издержки в том, что удовлетворение потребностей уменьшается в связи с сокращени­ем производства товаров для индивидуального потребления.

Нужно ли перемешать ресурсы из частного сектора в государственный? Здесь необходимо сравнить дополнительную (предель­ную) общественную выгоду(MSB) с дополнительными (предель­ными) общественными издержками (MSC), которые связаны с производством каждой дополнительной единицы общественного товара по данному плану. Если предельная общественная выгода от дополнительного производства общественных благ превысит предельные общественные издержки из-за уменьшения количест­ва товаров для индивидуального пользования, то следует произве­сти дополнительное количество общественных благ и перемес­тить ресурсы из частного сектора в государственный, где они производятся. Если издержки недопотребления товаров для ин­дивидуального пользования будут больше, чем предельная обще­ственная выгода, связанная с дополнительным количеством об­щественных товаров, то этого делать не следует. Прекратить дея­тельность или приостановить реализацию программы следует в тот момент, когда предельная общественная выгода становится равной предельным общественным издержкам.

Внешние эффекты и их регулирование

Неспособность рынка устранять внешние эффекты (экстерналии, эффекты перелива) — предмет теоретических дискуссий. Сточки зрения интересов общества, появление внешних эффек­тов ведет к подрыву эффективной работы рыночной экономики, которая часто производит либо слишком много, либо слишком мало некоторых благ. В случае положительных внешних эффектов возникает ситуация, когда чья-то деятельность приносит вы­году субъектам, которые за эту выгоду не платили. Это означает, что социальная выгода от блата превышает его частную выгоду. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо будет продаваться и покупаться в меньшем объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг. Отрицательные внешние эффекты возникают, если отдельным субъектам навя­зываются некомпенсируемые издержки. И социальные издерж­ки, т. е. издержки всего общества для производства данного блага, превышают частные издержки, т.е. издержки тех, кто его производит. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем, по сравнению с эффективным, объеме, т. е. имеет место перепроиз­водство товаров и услуг. Для того чтобы сократить перепроиз­водство товаров и услуг с отрицательными внешними эффекта- ми и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положи- тельными внешними эффектами, необходимо государственное вмешательство. Как было выяснено выше, непосредственно государством и регулируются внешние эффекты либо с помощью налогов, штрафов, мер запретительного характера (отрицатель­ные внешние эффекты), либо за счет субсидий, дотаций (поло­жительные внешние эффекты). Однако большая часть проблем, связанных с внешними эффектами, может быть урегулирована без вмешательства государства при следующих условиях: госу­дарство четко определяет права собственности на экономические ресурсы (право контролировать экономические ресурсы, распределять возникающие при их эксплуатации выгоды и поте­ри); число участников рыночной сделки должно быть невелико; трансакционные издержки (связанные со сбором информации, определением партнеров по сделке, с заключением контрактов, с определением прав собственности и их защитой) должны быть пренебрежительно малы.

Если эти условия соблюдаются, то внешние эффекты не тре­буют государственного вмешательства. Здесь срабатывает прин­цип, получивший название теоремы Рональда Коуза: если права собственности четко определены, число участников сделки невели­ко, трансакционные издержки близки к нулю, то проблема внешних эффектов может быть решена без участия государства на основе добровольного соглашения сторон путем переговоров. В таких об­стоятельствах роль государства должна сводиться к поощрению соглашения между заинтересованными лицами и группами. За­дача государства состоит в том, чтобы четко распределить и за­щитить права собственности рыночных агентов. Право собствен­ности позволяет установить цену побочного результата и сведает тем самым альтернативные издержки для обеих сторон. Предпо­ложим, что две компании — рыболовецкая и мясокомбинат — ориентированы в своей деятельности на использование одного и того же водоема. Первая — для ловли рыбы, вторая — для выбро­сов органических отходов. Эти варианты использования водоема исключают друг друга. Как же в этом случае будет решаться про­блема внешних эффектов по теореме Коуза? Если права собст­венности на использование водоема принадлежат рыболовецкой компании, то у мясокомбината возникают альтернативные из­держки, связанные с необходимостью новых способов утилиза­ции отходов, если собственник запретит использовать водоем. С другой стороны, рыболовецкая компания тоже сталкивается с альтернативными издержками — в случае запрета доступа мясо­комбината к использованию водоема она лишается дополнитель­ных доходов в виде выплачиваемых мясокомбинатом компенса­ций за его загрязнение. Если же права собственности принадле­жат мясокомбинату, то альтернативные издержки возникают вновь и у обеих сторон. Рыболовецкая компания может арендо­вать у мясокомбината водоем на выгодных для него условиях, но с оговоркой о прекращении сбросов. Другая альтернатива у этой компании — осуществлять рыбную ловлю в загрязненном водо­еме, жертвуя качеством и объемами производства своего продук­та. У мясокомбината возникают издержки упущенной выгоды, связанные с потерей арендной платы, выплачиваемой рыболо­вецкой компанией, в случае если он продолжает использовать водоем для сброса отходов. Таким образом, у обеих сторон есть стимул договориться о приемлемом для них решении.

Итак, четкое распределение прав Собственности среди хозяй­ствующих субъектов должно приводить к тому, что любые внеш­ние эффекты превратятся во внутренние. Внешние же эффекты проявятся только там, где права собственности размыты (напри­мер, при использовании таких ресурсов как воздух, ресурсы ми­рового океана и т. п.). Если права собственности четко определены, то предполагается, что рынок способен сам, без участия го­сударства,   устранить  внешние  эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рационально­му решению, поскольку экстерналии носят не односторонний, а обоюдный характер. И обе стороны — источник и получатель экстерналии — могут прийти к взаимоприемлемой договоренно­сти о том, как распределить между собой дополнительные из­держки или выгоды (в случае положительных эффектов перели­ва). Однако на практике такие договоренности возможны крайне редко. Допустим, химическая компания загрязняет атмосферу выбросами вредных веществ, при этом отрицательные экстерна­лии возникают в отношении населения ближайших населенных пунктов. Теоретически соглашении между ними возможны, в ре­альности же требуется государственное вмешательство, которое запретило бы вредные выбросы и наложило бы штраф на компа­ниям Подобные примеры показывают, что в большинстве случа­ев рынок внешние эффекты устранить не может.

http://modern-econ.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0