Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) » Микроэкономика: конспект лекций. Тюрина А.Д.

ЛЕКЦИЯ № 11. Неопределенность экономики
21.12.2011, 14:42

1. Сущность рисков и их виды, страхование

Современная экономика основана преимущественно на рыночных началах. Она построена на взаимодействии спроса и предложения товаров и услуг, факторов производства и других материальных ресурсов. В то же время рыночная экономика настолько непредсказуема, что заниматься производственной деятельностью крайне тяжело, поскольку невозможно с достаточной степенью точности предугадать, как поведут себя завтра все экономические субъекты. Кроме того, сам процесс ценообразования, который является определяющим фактором при осуществлении экономического выбора, крайне динамичен, как и вся внешняя среда. Вследствие такой неопределенности и возникло понятие риска. Риск в экономике определяется как боязнь будущего решения осуществлять какую-либо деятельность даже в условиях крайней динамичности внешней среды. Производитель всегда стремится продать товар по более высокой цене, а покупатель инстинктивно выбирает товар по более низкой. Вследствие этого неизбежно возникает риск неравновесия на рынке, что может привести к шаткости всей экономической системы.

Что касается производителей тех или иных товаров и услуг, то они всегда ищут наиболее прибыльные отрасли хозяйственной деятельности для вложения капитала и иных ресурсов. В противном случае велика опасность потери доли и власти на рынке.

Таким образом, современная экономика характеризуется множеством рисковых ситуаций, которые могут возникнуть в любой момент времени. Для потребителя – это боязнь не найти тот товар, который в максимальной степени может удовлетворить его потребности, или недостаток финансовых средств для его приобретения. Производитель рискует произвести не соответствующую потребительскому спросу продукцию, что неизменно приведет к убыткам. В зависимости от сферы деятельности, где риск может возникнуть, и от степени его влияния специалисты вьщеляют несколько видов экономических рисков.

1. По характеру деятельности:

1) производственный риск, который определяется масштабом производства и объемом выпускаемой продукции. Любая организация имеет своей целью завладеть источником информации, который бы обеспечивал ее всеми необходимыми данными о любых рыночных изменениях. Производство должно быть основано не только на зависимости от величины и структуры потребительских предпочтений, но также и от общего уровня цен. Ведь самое главное, чтобы себестоимость не была выше установленной отпускной цены единицы продукции. В то же время, если издержки производства будут слишком высоки, фирма не сможет установить свою товарную цену, поскольку она строго регламентирована органами высшей власти. Если фирма не имеет возможности для своевременной переспециализации, расширения или сокращения производства (в зависимости от динамики потребительского спроса) она теряет свои позиции и конкурентоспособность на рынке, теряет своего потребителя и не может более воздействовать на динамику рыночных механизмов и процессов;

2) коммерческий риск. Фирма может опасаться того, что необходимые для производства ресурсы могут быть не вовремя доставлены на предприятие, вследствие чего возникнут простои рабочего времени и основных производственных фондов. Поэтому для осуществления контроля за соблюдением контрактов и договоров с поставщиками, подрядчиками и иными хозяйствующими субъектами организации начали создавать систему материально-технического обеспечения;

3) финансовый риск появился в результате развития торгово-экономических, кредитных, ипотечных отношений с банками, ипотечными корпорациями и иными кредитно-финансовыми институтами. Например, к таковым рискам можно отнести риск потери части прибыли на фондовом рынке, бирже и пр. Достаточно упомянуть о том, как рухнула в 90-х гг. финансовая пирамида МММ и насколько неустойчивы сегодня такие структуры, как сетевой маркетинг и различные организации, которые призывают общество к вложению крупной суммы денег с целью получить в будущем в несколько раз больше.

2. Если делить риски по источнику опасности, получаем:

1) природные риски обусловлены сбоями в деятельности фирмы в результате непредвиденных природных катастроф, а не по вине руководства или иных лиц рыночной системы;

2) политические риски или те, которые связаны с политической нестабильностью, сменой правящего строя, революциями, сменой власти, различными политическими конфликтами. Они впоследствии так или иначе оказывают давление на экономику и могут ввести ее в состояние кризиса;

3) экономический риск связан с динамикой курса валют на финансовом рынке и курсом облигаций на фондовом рынке, а также определяется динамикой процентной ставки, неоправданным ростом темпов инфляции и пр.

Риски можно снизить посредством привлечения квалифицированных специалистов, которые могут спрогнозировать на будущее изменения в том или ином экономическом показателе. Риск полностью предотвратить нельзя, однако любой экономический субъект может снизить его разрушающее воздействие посредством страховки имущества, бизнеса и т. д. независимо от результатов деятельности, и организация всегда будет иметь шансы на восстановление, даже если она оказалась в глубоком кризисе. Таким образом, страхование дает возможность компенсации ущерба в случае непредвиденных обстоятельств различного характера.

Сущность данного понятия проявляется через его экономические функции.

1. Создание страхового фонда, который формируется путем отчислений, производимых физическими и юридическими лицами, которые желают застраховать себя и свое имущество от экономической, политической и природной неопределенности. Страховой фонд включает совокупность денежных резервов, которыми в случае непредвиденных обстоятельств может воспользоваться каждый участник страховых операций, т. е. застрахованное лицо.

2. Восполнение ущерба подразумевает следующее: страховая компания в случае возникновения риска материально поддерживает своих клиентов. Таким образом, страховая компания и лицо, которое нуждается в ее услуге, составляют двухсторонний договор, по которому страховая компания обязуется выплачивать застрахованным лицам сумму, соразмерную с их вкладами.

3. Минимизация потерь. Страховые компании, выплачивая субъектам страховую компенсацию, тем самым спасают их от банкротства и признания неплатежеспособными.

4. Контрольная функция заключается в том, что страховой фонд и его денежные средства используются самым рациональным образом. Кроме того, страховая компания осуществляет общий контроль над проведением страховых операций, процессов взноса и распределения средств между вкладчиками.

2. Инфляция и ее виды

Командно-административная экономика характеризовалась в достаточной степени устойчивым предложением благ, цены на них диктовались исключительно государством, поэтому также были относительно устойчивы. В рыночной экономике, с ее неопределенной внешней средой и склонностью к рискам цены относительно свободны. Во-первых, они зависят от равенства спроса и предложения на рынке товаров и услуг, финансовых услуг, факторов производства и пр. и под воздействием государственной политики, направленной на предупреждение монополии. Во-вторых, уровень ценообразования складывается посредством соотношения предельного дохода организаций и их предельных затрат. Изменение уровня цен, отклонение их от равновесного значения – первый признак назревающего в экономике кризиса или наличия каких-либо экономических проблем. Когда цены начинают неуклонно расти, в стране происходит падение котировок отечественной валюты по отношению к резервной (для России сегодня резервной валютой является американский доллар). Инфляция может быть вызвана чрезмерным наращиванием денежной массы, увеличением предложения денег, что характеризует наличиеоткрытой инфляции.

Инфляция очень часто становится первопричиной дефицита на рынке товаров и услуг, причем он создается искусственным путем. Предприятия намеренно не поставляют на рынок готовую продукцию. Это так называемая скрытая инфляция.Такая ситуация может возникнуть прежде всего в централизованной экономике, когда все решения по поводу производства, обмена, реализации, распределения готовой продукции, факторов производства и материальных ресурсов принимаются в центре, а товары поставляются на рынок без учета интересов и потребностей потребителей. В связи с динамикой ценообразования и его различиями по разным отраслям и секторам экономики возникает несбалансированная инфляция. Она определяется прежде всего тем, что цена на единицу продукции различного производства и назначения неоднородна. Если рассматривать инфляцию с точки зрения темпов развития, можно выделить следующие ее виды:

1) умеренная инфляция составляет порядка 10 % годовых. Это незначительное изменение общего уровня цен, поэтому особых сбоев в экономике и кредитно-денежной системе не наблюдается. В связи с этим реальная процентная ставка рассчитывается по стандартной формуле:

где i – это номинальная ставка процента;

π – темп инфляции;

2) инфляция, которая насчитывает темпы роста порядка 10—100 %, называется галопирующей, она стремительна по скорости развития. В итоге очень трудно совершать рыночные сделки, поскольку цены меняются крайне быстро, поэтому их рассчитывают с учетом ожидаемого уровня инфляции на определенный момент времени. Национальная валюта быстро обесценивается, и экономика уже не способна отвечать потребностям общества и государства. Производство «замораживается», поскольку факторы производства, которые предприятия запасают для производственной деятельности, также быстро изменяют свою стоимость;

3) гиперинфляция – это разновидность инфляции, которая характеризуется темпами роста, превышающими 100 %.

Это наиболее опасный момент для всей экономики.

Следует знать, что не всегда, когда уровень цен растет, возникает инфляция. Ведь, например, существуют сезонные колебания спроса и предложения, поэтому по динамике данных показателей невозможно однозначно судить о возникновении кризиса, равно как и по росту цен вследствие повышения величины минимальной ставки номинальной заработной платы. Это говорит о том, что для определения реального темпа инфляции необходимо полностью исключить показатели неинфляционных колебаний.

3. Источники возникновения инфляции, ее последствия

В долгосрочном периоде, когда экономика находится в состоянии полной занятости всех имеющихся в стране ресурсов и факторов производства, изменению подвержены только цены, поскольку объем производства не может расширяться без вовлечения дополнительных средств производства. Таким образом, можно предположить, что увеличение общественного производства и ВВП происходит посредством инфляции, которая связана с ростом платежеспособного спроса. По знаменитому принципу «расходы одних субъектов в экономике всегда становятся доходами других» получается, что любая экономика может наращивать доходы в одних секторах только посредством перераспределения их из других отраслей. При этом величина платежеспособного спроса никак не изменится. Тогда налицо тот факт, что динамичность платежеспособности может возникнуть только вследствие расширения предложения денежной массы, т. е. эмиссии денежных средств. Право выпуска денег всецело принадлежит государству в лице Центрального банка, это его монопольная функция, которой он порой злоупотребляет. В результате государство получает от этого процесса определенный доход, который называется сеньораж.

Эмиссия может быть вызвана прежде всего необходимостью государства в покрытии государственного долга, который образуется за счет суммы накопленных бюджетных дефицитов за определенный промежуток времени. Однако такая практика, как известно, ведет к нарушению рыночного равновесия спроса и предложения за счет увеличения совокупного спроса, происходящего по следующим причинами.

1. Из-за бюджетного дефицита. Иными словами, превышение расходов государственного бюджета над его доходами может быть компенсировано монетизацией либо выпуском государственных облигаций. Первый способ считается наиболее простым, однако он в большинстве случаев и становится причиной возникновения инфляционных колебаний в экономике.

2. Инфляция может быть увеличена и за счет расширения государственного сектора экономики. В этом случае реальная заработная плата начинает расти только для того, чтобы привлечь наибольшее число работников, а не за счет роста производительности труда. Получается, что номинальный доход субъектов растет, а масштабы производства неизменны.

3. Военно-промышленный комплекс производит специфичный товар по индивидуальным и государственным заказам. Данная продукция не пользуется спросом у потребителей, поскольку не входит в состав его потребительской корзины. В то же время сам ВПК для собственного производства закупает все необходимые ресурсы и факторы производства, выступая на рынке капитала, труда, товаров и услуг. Таким образом, происходит как бы давление на цены, в результате чего они начинают расти. Это связано с тем, что денежная сумма, оплаченная за военные заказы, автоматически увеличивает объем денежной массы, поскольку они не подкрепляются товарной ее частью. Иными словами, инфляция спроса развивается постепенно, так как сначала растет величина денежной массы в обращении, а затем – совокупный спрос.

Параллельно с ростом совокупного спроса под воздействием инфляции наблюдается тенденция к снижению предложения и сокращению масштабов производства. Дело в том, что предельные издержки на производство дополнительной единицы продукции начинают увеличиваться, и это происходит по ряду причин:

1) на рынке несовершенной конкуренции всегда наблюдается несоответствие предельной производительности факторов производства их оценке. Это связано с тем, что монополия, в собственности которой находятся все ресурсы, злоупотребляет своей рыночной властью и позволяет себе сильно завышать их стоимость по сравнению с действительной предельной отдачей. Таким образом, фирма-монополист сдерживает производство, создает искусственный дефицит товаров и услуг, что позволяет повышать цену на готовую продукцию уже на рынке промежуточного и конечного производства. В итоге в экономике появляется тенденция к завышенному ценообразованию в сравнении с тем, каким оно должно быть на самом деле при данной степени технологического развития. Искаженные ценовые сигналы проникают во все сферы и приводят к инерционному завышению цен и, как следствие, к инфляции;

2) структура импорта искажает объемы национального потребления. В результате того, что потребители увеличивают долю импортной продукции в структуре собственного потребления, образуется своеобразная зависимость совокупного спроса нашей страны от процесса ценообразования и инфляционных ожиданий стран-экспортеров. Если в какой-либо стране население отдает предпочтение импортным товарам, то в случае их резкого подорожания трансакционные издержки по доставке начинают расти, что в конечном итоге приводит к росту цен на национальном рынке;

3) сдерживающая бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика государства вызывает возникновение инфляции издержек. Так, например, при запаздывающих административных решениях разработанные инструменты экономического влияния применяются уже к новой, изменившейся ситуации, вследствие того, что за время анализа текущих процессов динамичная рыночная система успела поменяться. Можно конечно представить, что правительство стремится стимулировать деятельность производителей без раскручивания инфляции и одновременно финансировать бюджетный дефицит. Тогда важно не ухудшать условий кредитования: не повышать ставки процента. Но в этом случае бюджет не сможет быть финансирован. Если же пойти на изменение налоговой ставки, это вступит в противоречие с первой целью. В данном случае для правительства существует единственный альтернативный выход: выбрать цель, решение которой наиболее важно на краткосрочную перспективу. И тем не менее любая из вышеназванных политик ведет к повышению инфляции спроса или издержек.

Заметим, что инфляция спроса отличается от инфляции издержек источником воздействия. Первая зависит от эмиссионной деятельности ЦБ РФ, вторая же определяется динамикой ценообразования. В этом случае можно установить между ними логическую зависимость. Увеличение издержек производства приводит к падению величины предложения, что в свою очередь способствует росту цен, а эмиссия вызывает рост платежеспособного спроса и его инфляцию.

С понятием инфляции напрямую связаны инфляционные ожидания экономических субъектов. Если инфляция – это реальная категория, то ожидания ее представлены в виде попытки предугадать ее механизм и момент наступления. В соответствии с этим и происходит формирование рыночных цен. Предприниматели, осуществляя производственную деятельность, учитывают инфляционные ожидания и включают их в стоимость товарной продукции, предназначенной к реализации. Это своеобразная страховка возможной выручки от риска инфляции. Долговременный непрерывный рост цен способствует возникновению устойчивых инфляционных ожиданий, инфляция приобретает инерционный, самоподдерживающийся характер. Инфляционная спираль набирает обороты, потребители, действуя по принципу рационального предпочтения, начинают закупать товары оптом, опасаясь еще большего роста цен. Производители в ответ на это повышают стоимость товаров и услуг, кредитные организации увеличивают ставку процента на предоставляемые услуги. Инфляция совершает новый виток, что приводит к складыванию новых и более сложных инфляционных ожиданий.

Таким образом, подводя итоги рассмотрения и анализа процесса инфляции в рыночной экономике, можно выделить ее основные социально-экономические последствия.

1. Инфляция значительно искажает относительные цены. В результате распределение доходов и ресурсов в экономике деформируется, и каждая единица труда вознаграждается все меньшей долей национального дохода.

2. В условиях инфляции возвращение кредитных долгов осуществляется в уменьшенном по сравнению с исходной величиной варианте. За определенный промежуток времени инфляция «подъедает» часть долга, поскольку процентная ставка по договору остается в любом случае неизменной, что крайне выгодно для заемщика.

3. Инфляция вызывает диспропорцию в распределении национального дохода между государственным и частным сектором в пользу первого, а также лишает получателей трансфертных платежей дохода. Национальный доход перераспределяется соответственно участникам производства и растет пропорционально индексу роста цен. Доход в виде пенсий, пособий и т. п. не связан с динамикой цен, поэтому его покупательная способность уменьшается быстрее.

4. Налоги и их виды

Налоги являются необходимым условием достаточности государственного бюджета. Если расходы на содержание бюджетных организаций, социальные выплаты составляют государственные расходы, то налоги – доход в казну государства.

Налоги – это регулярные отчисления от дохода всех экономических субъектов, которыми выступают индивиды, домашние хозяйства и фирмы. Необходимым условием процесса налогообложения является процесс определения ставки налога, т. е. его размер на единицу облагаемого объекта. Налоги, как правило, связаны с производственно-хозяйственной или коммерческой деятельностью субъектов. В соответствии с этим выделяют акцизы, налоги на прибыль, и на недвижимость и пр. Налоги изымаются на основании ст. 57 Конституции РФ и классифицируются следующим образом.

1. Прямые налоги подлежат уплате теми экономическими субъектами, которые являются владельцами какой-либо налогооблагаемой собственности (движимое или недвижимое имущество). Например, подоходный налог, налог на прибыль коммерческих и производственных организаций, налог на имущество, а также налог на полученное наследство. С налогом на прибыль тесно связано понятие теневой экономики. Очень часто предприниматели, дабы избежать уплаты налога, скрывают доходы организации. Это позволяет им большую часть выручки пустить на дальнейшее развитие и нужды фирмы. Долю теневого производства можно рассчитать, используя показатель совокупного потребления всех экономических субъектов.

Косвенный налог платит конечный потребитель товаров и услуг, которые подлежат налогообложению. Таким образом, данный налог заранее входит в стоимость реализуемой на рынке продукции, тем самым определяя розничную цену продаж. Бремя налога в итоге ложится на потребителя, а производитель избавляет себя от излишних затрат. Таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж – все это примеры косвенных налогов. Налог на добавленную стоимость представляет собой изъятие части вновь созданной стоимости, разницу между суммой налога, полученной предприятием посредством реализации товаров и услуг, и суммой налога, которую он был вынужден заплатить за приобретение необходимых сырья и материалов.

2. Прогрессивные налоги непосредственно связаны с величиной объекта налогообложения. Иными словами, налоговая ставка растет пропорционально увеличению данного показателя. Например, чем выше доход, тем большую сумму налога в относительном выражении должен выплатить его владелец. Если средняя заработная плата составляет около 25 тыс. руб., то предельная налоговая ставка составляет общепринятые 13 %. Когда заработная плата или иные источники дохода начинают расти, экономический субъект, помимо 13 %, платит дополнительный процент от той суммы сверхприбыли, которая получается в результате вычета из текущего дохода прежних 25 тыс. руб. Сбор налогов данным способом позволяет добиться более эффективного распределения и перераспределения доходов в экономике, однако опять же существует риск не учесть все доходы вследствие наличия теневого бизнеса.

Регрессивный налог составляет наиболее оптимальную величину абсолютно для всех экономических субъектов, из дохода которых регулярно производятся отчисления в государственную казну. Получается, что люди с высокими доходами платят меньше, чем положено, а с низкими – наоборот, большую часть собственного бюджета. Это касается, как правило, косвенных налогов, например НДС. Это связано с тем, что товар, продаваемый на рынке, имеет одинаковую стоимость независимо от покупательной способности потребителя и факта, к какому слою населения он относится. В результате покупатели по-разному в процентном отношении расходуют имеющиеся в наличии денежные средства.

Пропорциональный налог состоит из денежных отчислений, которые производятся исключительно в равной степени со всех облагаемых налогом объектов, различающихся ценовыми показателями. Сюда, к примеру, можно отнести все налоги на имущество как физических, так и юридических лиц.

Таким образом, налоги являются своеобразным регулятором экономической активности и других процессов в экономике. В зависимости от того, какая система налогообложения развита, государство может проводить либо ограничительную, сдерживающую политику, либо, наоборот, стимулировать экономический рост.

5. Налоговая политика, принципы и функции налогообложения

Налогообложение – один из главных источников обеспечения доходом государственного бюджета. Данная функция может быть реализована только путем целенаправленной налоговой политики, которая в зависимости от общей экономической обстановки в стране, способствует либо росту налоговой ставки, либо ее сокращению.

Стимулирующая политика оказывается эффективной в том случае, когда бюджет государства составляет величину отрицательную, иными словами, наблюдается бюджетный дефицит. В этом случае для преодоления экономического спада, создания возможности для роста объемов производства до потенциального значения (когда все ресурсы в экономике заняты) необходимо увеличить ставку налогообложения. Предельная налоговая ставка может быть представлена в виде:

где Т – сумма налоговых отчислений за определенный период времени;

Y – объем национального производства, соответственно сумма налогов может быть рассчитана как произведение ставки налога на ВВП.

Сдерживающая налоговая политика актуальна в период интенсивного роста деловой активности для снижения чрезмерных темпов предложения товаров и услуг, факторов производства на рынке, а также с целью ограничения циклического подъема. В этом случае получается, что объем денежной массы в экономике растет, и это может вызвать инфляцию. Поэтому наиболее рациональным решением является повышение налоговой ставки, чтобы «лишняя» часть денег была удалена из обращения. В этом случае реальные доходы (за вычетом налогов) экономических субъектов значительно сокращаются, потребительский спрос снижается, и структура потребления в целом выравнивается.

Сегодня в России применяются 28 видов налогов, и такая дифференциация отнюдь не упрощает процесс их изымания, напротив, он становится крайне трудоемким. Помимо этого, размер всех налогов в экономике, если взять их в процентном отношении, распределен неравномерно: наибольшая их часть приходится на налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Таким образом, важной задачей системы налогообложения является создание справедливого и эффективного процесса сбора налогов. В соответствии с этим можно выделить основные принципы налогообложения.

1. Принцип получаемых благ. Все экономические субъекты независимо от их экономического статуса (юридические или физических лица) обязаны регулярно выплачивать налоги, также как и государство обязано предоставлять им субсидии и выплачивать трансфертные платежи. Кроме того, величина изымаемого налога должна быть пропорциональна структуре полезностей и предпочтений субъектов и выгодам, которые они получают от соответствующих объектов налогообложения. Например, налог на бензин, дизельное топливо должен браться только непосредственно с автомобилистов, поскольку средства от него идут на поддержание дорог и трасс в хорошем состоянии. С другой стороны, почему данный налог взимается только с автовладельцев, ведь хорошие дороги – это общественное благо, а получается, что платят за него индивиды или группа лиц. Кроме того, просто нереально измерить степень использования блага и полезности, которую оно приносит. Если следовать такому принципу налогоначисления, то аналогично пособие по безработице, которое выплачивает государство, должно возвращаться ему в виде налога (то же пособие) с самих безработных.

2. Принцип платежеспособности. Налог должен начисляться в соответствии с уровнем дохода, которым располагает экономический субъект, в противном случае он просто не будет считаться платежеспособным. Иными словами, по принципу равноправных налоговых ставок более обеспеченные слои населения должны платить в государственную казну ровно настолько большую сумму денег, насколько их доход превышает среднедушевой. Здесь нужно брать во внимание закон предельной полезности каждой дополнительной единицы дохода и в соответствии с этим установить такой размер налогового бремени, чтобы он составлял одинаковую величину (в процентах от дохода) для всех субъектов хозяйственных отношений. Однако добиться этого на практике практически невозможно, поскольку реально может возникнуть проблема снижения экономической активности обладателей высокого дохода или расширения границ теневого бизнеса, который полностью искажает результаты рыночной деятельности.

Функции налогообложения заключены в следующем:

1. Фискальная. Налоги регулярно отчисляются в государственный бюджет. Иными словами, налоги увеличивают государственный доход и позволяют обеспечить его превосходство над расходами, т. е. способствуют установлению бюджетного профицита. Кроме того, эти же деньги финансируют и всю экономику в целом, поскольку они впоследствии расходуются на обеспечение ее секторов и сфер.

2. Регулирующая. Позволяет государству осуществлять комплексный контроль за развитием экономики, рынка, производства и т. д. Изменяя величину налоговой ставки, государство в лице налоговых органов может как стимулировать экономический рост, так и ограничить его в случае необходимости. Таким образом, роль налоговой структуры в экономике велика. Посредством налогов государство регулирует права собственности, ограничивает прогрессивный экономический рост крупнейших предприятий и защищает рынок от проявлений монополизма.

6. Инвестиции и их типы

Важной особенностью любой экономики является ее инвестиционная привлекательность, иными словами, способность привлекать долгосрочные капиталовложения для обеспечения устойчивого экономического роста. Ни одна экономика не может быть обеспечена исключительно за счет собственных средств. Так или иначе приходится привлекать иностранных инвесторов под гарантии возвратности и платности вложенного капитала. Если говорить об экономике регионального или локального уровня, т. е. о деятельности экономических субъектов, то можно заметить, что инвестиции здесь также играют далеко не последнюю роль. Во-первых, когда организация планирует осуществить какие-либо нововведения или закрепить сложившуюся структуру, она нуждается в дополнительном финансировании, соответственно та часть денежных средств, которой не имеется в бюджете, должна быть привлечена извне. Во-вторых, инвестиции выступают эффективным стимулятором экономической активности. Дело в том, что вкладывая капитал в какое-либо дело, инвестор автоматически становится лицом, заинтересованным в его прибыльности. Даже с самого начала, принимая решение о долгосрочных инвестициях, субъект анализирует все альтернативные варианты их осуществления и выбирает тот или те, которые максимально отвечают его интересам и являются наиболее доходными.

Таким образом, инвестиции – это финансирование экономической деятельности и ее отношений, направленное на достижение высокого результата. Являясь фактором развития предпринимательства и экономики в целом, инвестиции способствуют повышению уровня общественного благосостояния и национального дохода страны. Инвестиции обеспечивают производство дополнительными возможностями и перспективами, что стало особенно актуально с развитием рыночной экономики и появлением частной собственности. Например, строительство жилых зданий, предприятий, развитие технологий, производства, коммерции, рынка нуждается в серьезной материальной основе.

В зависимости от того, на что направлены инвестиции и в какую область экономических отношений, они бывают трех типов. Инвестиции в производственные фонды предприятия представлены в виде приобретения нового оборудования, внедрения новейших технологий и пр. Инвестиции в товарно-материальные запасы предназначены для создания на предприятиях складов для накопления факторов производства, материальных ресурсов, а также готовой продукции для осуществления непрерывного производственного процесса или на случай непредвиденных обстоятельств (изменение структуры рыночного спроса). Инвестиции в жилищное строительство дают возможность приобретения домов или квартир теми лицами, которые собираются в них жить или сдавать в аренду.

Инвестиции формируются в зависимости от структуры индивидуальных доходов. Любой доход в его простом варианте может быть представлен как сумма потребления и сбережения. Именно последняя составляющая и является основным источником инвестирования. Формирование инвестиционных способностей и климата происходит под воздействием следующих факторов.

1. Норма ожидаемой прибыли предполагаемых капиталовложений. Экономический субъект, который принимает решение по поводу вложения собственных средств в какое-либо производство или сферу, ведет себя рациональным образом. Иными словами, он соотносит все возможные потери и результаты и рассматривает все альтернативные возможности исключительно с этой точки зрения. Повинуясь принципу максимизации полезности и прибыли, он желает получить вознаграждение за то или иное действие. Однако здесь, конечно, важно учитывать степень риска. Экономика и ее среда непредсказуемы, и поэтому невозможно однозначно рассчитать результаты планируемой деятельности.

2. Величина реальной процентной ставки. Инвестиции напрямую зависят от данного показателя, поскольку он изначально содержит в себе и темп инфляции на конкретный момент времени. Инвестиции в основные фонды связаны со ставкой процента обратной зависимостью: при ее снижении издержки на единицу капитала планомерно уменьшаются, что активизирует инвесторов. Что касается строительства жилых помещений, то, чем ниже процентная ставка, тем большую величину составляет спрос на рынке жилья. В то же время цены начинают расти, и предложение расширяется посредством дополнительных вложений капитала в строительство. Такой же эффект вызывает рост процентной ставки, когда инвестор собирается осуществить вложения в запасы. Поступая таким образом, экономический субъект фактически отказывается от того процента, который мог бы получить от текущего потребления хранимых благ.

3. Уровень налогообложения. Долгосрочные капиталовложения, как правило, напрямую зависят от налоговой ставки. Чем она выше, тем меньшая часть может быть отпущена на сбережения и соответственно инвестирование. Это говорит о том, что при принятии инвестиционных решений всегда нужно в первую очередь обращать внимание на налоговый климат в стране и ее регионах.

4. Изменения в технологиях производства заставляют фирму, которая нацелена на эффективное развитие, финансировать инновации и внедрение новой техники, технологии и т. д.

5. Экономические ожидания субъектов связаны прежде всего с анализом потенциальных возможностей и прибыли от принятия того или иного решения. Они бывают адаптивные и рациональные.

6. Темп инфляции закладывается непосредственно в структуру процентной ставки, что позволяет заранее предотвратить возникновение рисковой ситуации и спланировать процесс инвестирования.

Таким образом, инвестиции являются важным фактором обеспечения экономического роста. Они дают реальную возможность экономическим субъектам расширять ту сферу деятельности, где они непосредственно заняты, а с другой стороны способствуют их активизации.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ