Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) » Микроэкономика: конспект лекций. Тюрина А.Д.

ЛЕКЦИЯ № 4. Рынок
21.12.2011, 14:38

1. Понятие рынка, условия его возникновения

Рынок представляет собой систему экономических отношений, которые складываются между продавцом и покупателем по поводу производства и реализации необходимых товаров и услуг, обеспечивающих потребности экономических субъектов. В состав экономических отношений входит не только товарный оборот, но и денежный, поскольку рыночный механизм напрямую связан с денежным обращением. Исходя из известной формулы обмена Фишера MV = PQ можно сделать вывод, что движение готовой продукции и факторов производства обеспечивается посредством денежных потоков.

С другой стороны, рынок – это то место, где продавцы и покупатели обсуждают свои условия и заключают торговый договор, выраженный в том, что субъект за определенную сумму денег приобретает в собственность те или иные блага.

Субъектами рынка являются покупатели и продавцы, в роли которых, как правило, выступают домашние хозяйства в лице индивидов и общественных групп, фирмы (различные организации и предприятия), а также государство, которое ко всему прочему выступает в экономике как высший орган контроля. Например, в статье расходов существуют государственные расходы. К ним относятся все социальные услуги трансфертного характера, а также целенаправленные траты на развитие бюджетной сферы и поддержание общественных благ.

Объектами рынка можно назвать сами товары и услуги, а также совокупность денежных средств наличного и безналичного вида. Товары и услуги – это не только готовая продукция, но и факторы производства, такие как труд, земля, капитал и предпринимательство. В роли денег выступают все платежные финансовые средства.

Таким образом, вся рыночная система построена на демократичном способе ведения торговых дел. В российской экономике первоначально существовала командно-административная система, которая характеризовалась автоматическим регулированием величины предложения, т. е. все решения по поводу производства, обмена и реализации принимались в центре и затем поступали на места.

В целом можно назвать несколько причин, которые способствовали формированию рыночной системы и рыночных отношений.

1. Разделение труда и узкая специализация. Невозможно заниматься одновременно производством нескольких видов продукции, иными словами, многогранная специализация идет не на пользу производству, поскольку не способствует сосредоточению внимания на определенном типе операций. Сама специализация может быть определена посредством принципа сравнительного преимущества: каждый предприниматель имеет в наличии строго определенное количество ресурсов, факторов производства, навыков и умений, поэтому при организации производственной деятельности он должен учитывать все альтернативные варианты ведения дел или издержки упущенных возможностей. Иными словами, специализироваться стоит на том типе производства, которое в конечном итоге будет способствовать получению максимальной прибыли при минимальных или незначительных затратах.

2. Экономическая автономия субъектов хозяйствования. Товаропроизводители в большинстве своем являются юридическими лицами, самостоятельно ведущими всю хозяйственную и коммерческую деятельность и несущими неограниченную ответственность по всем обязательствам. Кроме того, задачей производителя и является решение вопроса: «что, как, для кого производить и в каком количестве?» Это подразумевает строгое соответствие ведения торговой деятельности исключительно по рыночным законам. Все произведенные блага должны непременно иметь спрос и четкое предназначение, иными словами, отвечать всем потребностям общества. Для этого на предприятии должна существовать развитая информационная система, которая позволит контролировать все изменения и нововведения на рынке.

3. Свободный обмен ресурсами подразумевает свободное формирование товарных цен. Они устанавливаются с учетом колебаний спроса и предложения и выглядят как отклонение равновесной цены от своего значения. Посредством установления свободных цен производитель имеет право сам определять специализацию и направление развития своей организации или предприятия.

2. Функции рынка

Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм, обеспечивающий производителей прибылью, потребителей – удовлетворением потребностей. Иными словами, рынок так или иначе производит распределение факторных доходов: ренты с земли, прибыли от ведения предпринимательской деятельности, заработной платы от осуществления трудового процесса и процентной ставки, которая является вознаграждением за владение капиталом. Таким образом, рынок воздействует на все стороны хозяйственной жизни и выполняет для этого ряд функций.

Основная и самая важная функция рыночной системы – регулирующая. Рынок обеспечивает соотношение величин спроса и предложения, которые определяют уровень цен на товары и факторы производства. Если объемы производства соответствуют потребительскому спросу, устанавливается цена равновесия: она приемлема для обеих сторон торгово-рыночной сделки. В целом, если цена растет, производство начинает наращивать обороты, и объемы выпускаемой продукции увеличиваются. Если цена, соответственно, начинает падать, то отдача от производства снижается, и это является сигналом к снижению масштабов производственной деятельности. Сегодня, конечно, экономика развивается не только по принципу «невидимой руки», но и посредством государственного регулирования.

Вторая функция рынка – стимулирующая. Под воздействием ценовой динамики происходит внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, освоение новых технологий, что в целом позволяет снизить издержки на изготовление товаров и услуг, совершенствовать систему качества и расширять ассортимент производимой продукции.

Информационная функция определяется через распределение информации, знаний и навыков между всеми экономическими субъектами рыночной системы. Таким образом, производители получают информацию о количестве продукции, ее качестве, форме и других характеристиках, которые определяются в соответствии со структурой потребительского спроса, сложившейся на данный момент времени. В результате организация становится более гибкой, она легко приспосабливается к любым изменениям внешней среды.

В экономике с развитым типом совершенной конкуренции товаропроизводители создают своего потребителя, а те в свою очередь имеют право выбрать товар определенной марки. В этом заключается посредническая функция рынка. Он согласует интересы продавца и покупателя, позволяет им достигнуть определенного баланса в торговых сделках.

Кроме вышеперечисленных функций, рынок оценивает произведенный продукт, его исходные ресурсы и количество затраченных факторов производства, среди которых основным, безусловно, является труд. Таким образом, деятельность рынка направлена на эффективное и рациональное использование всех производственных факторов. Важной особенностью рынка является то, что он дифференцирует всех производителей в процессе их деятельности и выталкивает из системы слабые, экономически невыгодные предприятия.

Если говорить непосредственно о самих типах рыночных структур (делении их по уровням рыночной власти, долю рынка и пр.), то нужно отметить, что существует рынок совершенной конкуренции (все производители в равных условиях), монополия (неограниченная власть и завышенные цены), монополистическая конкуренция и олигополия (несколько производителей регулируют рыночные механизмы). Существует также и неценовая конкуренция, которая характеризуется разработкой системы качества, рекламы продукции, а также созданием отделов маркетинга и стратегического планирования.

3. Рыночная власть фирмы, ее индексы

Фирмы-производители поставляют на рынок товаров и услуг различные блага для удовлетворения потребностей общественных масс. Соответственно они осуществляют свою деятельность под воздействием величины и структуры потребительского спроса и других элементов рыночного механизма. В то же время товаропроизводители, устанавливая цены на свою продукцию, а также, проводя широкие рекламные компании, оказывают давление на потребителя. Степень воздействия непосредственно зависит от доли рынка и власти фирмы. Таким образом, рыночная власть фирмы – это ее возможность распространять контроль и деятельность на механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения, уровень цен и пр.) и, как следствие, на конкурентов. Рыночная власть определяет масштабы деятельности фирмы: насколько свободно она может распоряжаться на рынке и какими рамками ограничено ее существования. Когда этот показатель слишком высок, получается, что доли конкурентов в общей сумме значительно ниже. Следовательно, большая часть потребителей находится во власти такой фирмы. Столь крайняя форма зачастую принимает вид монополизма. Только фирма-монополист способна жестко регулировать процесс ценообразования и объема выпуска продукции, а также вести собственную торговую политику, даже если она идет в ущерб другим организациям и самим потребителям.

Все показатели рыночного влияния в зависимости от направления их расчета делят на прямые и косвенные. Прямые показатели дают возможность определить долю фирмы на рынке, уровень ее рыночной власти, процесс принятия решений и, конечно, тип конкуренции. Иными словами, здесь определяется характер конкуренции сколько фирм занимают лидирующее положение на рынке, каковы степень их развития и круг потребителей их продукции. Косвенные показатели дают полную картину рынка, систематизируют все показатели рыночной ситуации в их совокупности. Для анализа и оценки организационного влияния на рыночную систему и всех ее субъектов необходимо ознакомиться с формулами, которые позволяют дать количественную характеристику власти фирмы.

Как известно, самые высокие цены на рынке те, которые устанавливает монополия. Фирма-монополист обладает уникальными ресурсами и может производить ни с чем не сравнимый продукт, который крайне необходим всему обществу, но не может быть приобретен где-нибудь еще. Но монополия ставит целью максимизацию всей массы прибыли, а не только ее величины на единицу продукции. Следует заметить также, что монопольная власть определяется обратной зависимостью от эластичности потребительского спроса и его чувствительности к динамике рыночных цен. Поскольку эластичность спроса показывает его чувствительность к стоимости благ, то, чем выше данный показатель, тем ниже оказываются возможности влияния фирмы на рынке, так как тогда она не может необоснованно поднимать цены и злоупотреблять своими правами.

Индекс Лернера (IL) может быть рассчитан посредством вычитания предельных издержек из величины монопольной цены при пересчете на уровень неконкурентных цен:

где Р (m) – цена монопольного рынка;

МС – издержки на дополнительно произведенную единицу продукцию.

При этом 0 < IL < 1. Если данный показатель по своему значению ближе к 0, это свидетельствует о преобладании на рынке совершенной конкуренции, которая наиболее приемлема для успешного развития рыночной экономики. Чем ближе данная величина к единице, тем больше вероятность того, что на рынке появилась фирма, желающая диктовать свои условия, – монополист. Олигополия характеризуется индексом Лернера около 0.6–0.8, поскольку есть не что иное, как промежуточное состояние между монополизмом и совершенной конкуренцией. Зачастую коэффициент Лернера оказывается тяжело подсчитать из-за предельных издержек, поэтому в этом случае гораздо удобнее использовать величину средних издержек как затрат на единицу продукции. В этом случае:

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) – еще один показатель степени концентрации рынка. Он может быть рассчитан как сумма долей каждой фирмы в отдельности, которые ведут свою производственную и сбытовую деятельность на данном рынке:

где qi – продукт, произведенный одной из фирм.

IHH характеризуется неравенством: 0,01 < IHH < 1. Соответственно чем меньше его значение, тем сильнее конкуренция и слабее рыночная власть.

Таким образом, благодаря данным показателям государство может контролировать процесс функционирования фирм и, как следствие, бороться с монополиями.

4. Ценовая дискриминация на рынке несовершенной конкуренции

На рынке несовершенной конкуренции, который характеризуется высокой степенью рыночной власти одной или нескольких фирм, процесс ценообразования складывается иначе, чем на рынке совершенной конкуренции, где они устанавливаются на основании данных о себестоимости продукции, трансакционных издержках, ставках налогообложения. Монополия подразумевает владение уникальным ресурсом, который не может быть доступен другим производителям. В соответствии с этим продукт, полученный из этого ресурса, тоже является уникальным, поэтому монополист устанавливает на него порой необоснованные цены, которые зачастую в несколько раз превышают издержки производства. Таким образом, потребитель платит огромные суммы только за то, что этого хочет монополист. Например, газовая, нефтяная компании на рынке являются абсолютными монополистами. В их власти находятся ресурсы, которые в принципе являются общественным благом. Если говорить о городе, то система канализации, телефонная станция и пр. тоже являются продуктами монопольного производства. Таким образом, жители платят такую цену, которую устанавливают монополисты.

Получается, что на практике каждый экономический субъект, действующий на рынке, сталкивается с проблемой ценовой дискриминации. Иными словами, на рынке действует фирма, которая обеспечивает продукцией различные группы и слои населения, но продает ее по завышенным по отношению к равновесным ценам. Кроме того, такое несоответствие цен вовсе не является следствием высоких издержек, просто фирма-монополист берет определенную сумму за уникальность изготовленной продукции.

В общем ценовая дискриминация может иметь три вида или степени.

1. Ценовая дискриминация первой степени. Монополист реализует изготовленные товары по максимальным ценам, т. е. по тем, в пределах которых клиент является платежеспособным субъектом. Поэтому весь излишек потребителя как разница между наибольшей ценой, которую субъект готов уплатить, и той, которую он фактически оплатил, полностью находится в руках производителя. Иными словами, покупатель фактически не имеет права выбора и платит совсем не ту сумму, которую готов отдать за потребление, а во много раз ее превышающую.

2. Ценовая дискриминация второй степени представляет собой дифференциацию цен в зависимости от объемов реализованных товаров и услуг. Например, дисконтные скидки или торговля оптом характеризуются тем, что за каждую предельную единицу блага потребитель платит все меньшую цену, что по сути напоминает закон убывающей предельной полезности. Такая политика позволяет активизировать спрос.

3. Ценовая дискриминация третьей степени подразумевает распределение покупателей по группам в зависимости от их покупательной способности. Получается, что монополист в соответствии с дифференциацией общества работает одновременно на двух рынках: один – дорогой, другой – дешевый. На дорогом рынке цены достигают своего максимально допустимого значения, поскольку монополист полностью уверен в том, что продукция в любом случае найдет своего потребителя, а на втором рынке цены отличаются некоторой гибкостью, поскольку должны соответствовать платежеспособности клиентов.

Таким образом, любой монополист должен уметь регулировать процесс ценовой дискриминации и в случае необходимости грамотно разделить рынок на сегменты в зависимости от дифференциации доходов и эластичности потребительского спроса. Только ориентируясь на спрос и возможности потребителей, монополист сможет закрепить свое положение на рынке и максимизировать прибыль. В то же время слишком явное завышение цен может стать причиной вмешательства в рыночную систему государства, прерогативой которого как раз и является борьба с монополизмом.

5. Положительные и отрицательные аспекты существования рыночной системы

Рынок представляет собой достаточно свободную форму ведения хозяйства в условиях развитой экономики. В соответствии с этим ему присущи функции, посредством которых он регулирует социально-экономическую жизнь общества и страны в целом. Однако рынок, безусловно, сочетает в себе не только достоинства, поскольку не всегда может справиться со своими задачами, потому он имеет и ряд отрицательных аспектов. Именно поэтому государство контролирует рыночный процесс и там, где рынок справиться не в силах, вмешивается, осуществляя свое воздействие при помощи бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.

Преимущества рыночной экономики:

1) рынок представляет собой основу для контроля и регулирования общественного производства, он формирует экономические категории, которые способствуют этому, например спрос и предложение;

2) рынок – это саморегулирующаяся система, поскольку динамика цен, колебания рыночного равновесия вследствие изменения величин спроса и предложения, как правило, происходят самостоятельно. Еще Адам Смит ввел понятие «невидимой руки рынка». Это значит, что рынок сам может регулировать и контролировать все протекающие на нем процессы. Однако сегодня принцип «Laissez-faire», или полное невмешательство государства в экономику, постепенно изживает себя;

3) общественное производство осуществляется на основе реальных потребностей и предпочтений экономических субъектов, в то же время, все ресурсы, задействованные в производственном процессе, должны быть распределены наиболее эффективно по стадиям производства. Иными словами, рыночные процессы и их динамика зависят от структуры потребительских потребностей: они определяют величину спроса и объемы производства;

4) рыночная система стимулирует производственный рост и качественные технологические нововведения. Все это позволяет реально сократить издержки ведения хозяйственной деятельности и экономить на ресурсах и факторах производства, используя их наиболее рациональным способом.

Несмотря на все безусловные преимущества существования рынка, он не является абсолютно идеальным механизмом, поскольку не может решить некоторые экономические проблемы. К недостаткам рынка можно отнести следующее:

1) рыночная система не может препятствовать появлению экстерналий, т. е. внешних эффектов, и не способна их предотвратить или уничтожить. Например, при строительстве новой железной дороги решается проблема дорогостоящих и длительных перевозок пассажиров и грузов. Однако все это грозит при строительстве загрязнением окружающей среды и созданием в результате зоны отчуждения. Таким образом, для устранения вредных воздействий негативных эффектов необходимо государственное регулирование;

2) существуют потребности, которые рынок не может удовлетворить вследствие их социальной направленности. Рынок занимается коммерческими, финансовыми и торговыми операциями и не может обеспечить население социальной защитой или восстановить правопорядок. Все это, несомненно, – прерогатива государства;

3) эмиссия денежной массы осуществляется исключительно государством в лице Центрального банка страны, поэтому рыночная система не отвечает за объем денег в обращении, она влияет только на их кругооборот. Посредством кредитно-денежной политики ЦБ воздействует на денежную базу, денежную массу и предложение денег в экономике;

4) рыночная система сама по себе имеет склонность к возникновению монополизма и не может препятствовать его появлению. Разработка и поддержание антимонопольного законодательства – это исключительно прерогатива государства;

5) рыночная экономика характеризуется тем, что доходы распределяются и перераспределяются крайне неравномерно, что приводит к дифференциации общества на малообеспеченные и более богатые слои населения. Таким образом, только государство имеет своей функцией поддержание малообеспеченных и бедных семей;

6) научная деятельность развивается не в результате успешности рыночного механизма. Она должна быть финансирована на каждом ее этапе, что может позволить себе только государство.

Вышеизложенные пункты свидетельствуют о том, что по мере развития экономики, рыночных и торговых отношений все острее встает проблема государственного вмешательства: только государственные органы могут восполнить то, что недоступно рынку. В то же время очень важно определить границы государственного регулирования, поскольку чрезмерный контроль экономических процессов может привести к параличу рыночной системы и ее элементов. В этом случае крайне необходимо найти баланс власти в экономике.

6. Необходимость государственного регулирования

Государственный контроль над ценами выражается в осуществлении наблюдения над установлением уровня рыночных цен. Посредством этого можно определить все проблемы рыночной системы вплоть до обнаружения монополий: монопольные цены сильно завышены по сравнению с обычными производственными. Рынок не может сам противостоять образованию монополистов, так как в принципе не является регулятором ценового фактора. Равновесные цены, которые якобы автоматически устанавливаются путем совпадения потребительского спроса с желанием производителей производить и реализовывать именно «спросовыи» продукт, не всегда учитывают интересы всех экономических субъектов. Вследствие этого государство берет на себя ответственность и устанавливает жесткие фиксированные цены, за рамки которых рынок не имеет права выходить.

1. Максимальные цены. Если цены завышены неоправданно, т. е. вне зависимости от роста себестоимости продукции, это может вызвать недовольство среди общественных масс. Государство, стараясь удовлетворить потребности субъектов-потребителей, намеренно снижает эти цены. Оно может решить эту проблему путем проведения сдерживающей кредитно-денежной политики посредством снижения величины денежной массы, находящейся в обращении. Если экономика находится в глубоком кризисе и цены установились вследствие инфляционного взрыва, то самым оптимальным способом является применение мер бюджетной экспансии. Государство расширяет величину собственных расходов, что стабилизирует экономику и позволяет бороться со скачками цен.

2. Минимальные цены. В том случае, когда равновесные цены устанавливаются на чрезмерно низком уровне, предложение на рынке начинает заметно снижаться. Это связано с тем, что производители не хотят продавать продукт по той цене, которая возможно даже не сможет окупить затраты, не говоря уже о прибыли. Они будут намеренно задерживать изготовленный продукт на складах до тех пор, пока вынужденный дефицит товаров и услуг не приведет к росту цен. В условиях заблокированности рыночного механизма, когда он не может справиться с возникновением монополии, государство как бы заменяет его, создает новую систему ценообразования с целью достижения равновесия спроса и предложения. Посредством этого дефицит устраняется, и рынок начинает работать в полную мощь. Таким образом, можно точно сказать, что государственное вмешательство необходимо только в крайнем случае, когда сам рынок не может самостоятельно устранить возникшие дефекты и проблемы в экономике.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ