Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) » Введение в экономическую теорию |
17.12.2011, 19:36 | |
Зарождение экономической мысли. Экономическая мысль Древнего мира и СредневековьяСистематизация экономической мысли началась в эпоху становления первых государств. Истоки экономической науки содержатся в трудах мыслителей Древнего мира и, прежде всего, стран Древнего Востока. Выразителями экономической мысли этого времени были философы, отдельные правители рабовладельческих государств. Опираясь на категории морали, нравственности и этики, они стремились сохранить приоритет натурального хозяйства, идеализировали рабовладельческое общество, осуждали крупные торгово-ростовщические операции, якобы нарушающие эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров. Древнейшими документами, которые фиксировали правила экономического поведения, были законы, впервые появившиеся в государствах Древнего Востока. Наиболее известными являются кодекс законов Вавилонии, принятый царем Хаммурапи, правившим в 1792—1750 гг. до н. э., древнеиндийскийтрактат «Артхашастра», который составлялся примерно в IV в. до н. э. — 111 в. н. э. Законы царя Хаммурапи являются важным источником информации о социально-экономическом развитии Вавилона. Эти законы были высечены на черном базальтовом столбе, заполненном текстом с обеих сторон и обнаруженном в начале XX в. Свод законов вавилонского царя уделял особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами и развитию частной собственности, предусматривал создание таких условий, в которых «сильный не притеснял бы слабого». «Артхашастра» буквально переводится как «наука о пользе, о практической жизни» и рассматривает различные вопросы управления государством. Древнеиндийский трактат посвящен государственному, политическому и хозяйственному устройству общества древней Индии. В трактате говорится, что государственное богатство является результатом труда всего народа, поэтому расходоваться оно должно на общегосударственные нужды. Значительный вклад в становление экономической мысли сделал древнекитайский мыслитель Конфуций (ок. 551—479 до н. э.), который провел различия между умственным и физическим трудом, призывал государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, высоконравственного поведения. Благодаря мыслителям Древней Греции достаточно отрывочные и наивные экономические мировоззрения систематизируются и приобретают научный облик. Первыми учеными-экономистами по праву могут считаться выдающиеся греческие философы — Ксенофонт (ок. 430—355 до н. э.), Платон (427—348 до н. э.), Аристотель (384—322 до н. э.). Именно Ксенофонт ввел в научный оборот понятие «экономика». Он впервые выделил различные отрасли экономической деятельности (сельское хозяйство, ремесло, торговлю), первым попытался обосновать выгодность разделения труда в общественном производстве. При этом предпочтение он отдавал натуральному хозяйству на земле, полагая, что оно делает человека сытым, здоровым и справедливым, к ремесленному труду относился снисходительно. Ксенофонт полагал естественным разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов. Величайшим ученым древности был Платон, который проповедовал ограничение частной собственности, создал учение о разделении труда и занятости отдельными профессиями, выступал против использования денег для накопления богатства и ростовщичества. Платон внес свой вклад в развитие экономической науки созданием теории идеального государства. Основа существования такого государства — справедливость. Справедливым считается общественное устройство, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени. Идеальное государство состоит из правителей, воинов, свободных крестьян и ремесленников, а также рабов. Правители (обладающие мудростью) и воины (обладающие мужеством) не должны иметь частной собственности, чтобы не отвлекаться от забот об общественном благе. Крестьяне и ремесленники являются частными собственниками, так как это побуждает их эффективнее трудиться. Люди, не обладающие никакими добродетелями, являются рабами. Государство может существовать длительное время, только если оно основано на натуральном хозяйстве, в нем нет частной собственности и деньги имеют ограниченное хождение. Аристотель являлся одним из виднейших умов науки, его работы охватывали все существовавшие в то время области знания. Он полагал, что рабство — явление естественное и закономерное и всегда должно быть основой производства; рабы ни что иное, как говорящие орудия труда. Аристотель считал человека общественным животным, которое не может жить вне общества и государства. Все виды хозяйства и все виды деятельности Аристотель относит либо к естественной сфере — экономике (земледелие, ремесло, мелкая торговля), либо к неестественной — хроматистике (крупные торговые сделки, ростовщичество). В эпоху Средневековья (феодального хозяйства) экономическая мысль приобрела ярко выраженный богословский характер. Мыслители этого времени посредством религиозно-этических норм оправдывали сословный характер структуры общества, экономическое могущество светских и церковных феодалов. Ибн Хальдун (1332—1406) — арабский историк, философ, государственный деятель. Он автор одной из самых значительных концепций экономической мысли Средневековья в восточных странах — «социальной физики». В своих работах Ибн Хальдун настаивал на борьбе с расточительностью и жадностью, отмечал богоугодность торговли, порицал крупные ростовщические операции. В отличие от мыслителей Древнего мира полагал, что деньги являются важнейшим элементом хозяйственной жизни и их роль должны играть монеты из созданных богом металлов — золота и серебра. Ибн Хальдун защищал незыблемость сословной дифференциации; подчеркивал, что имущественное и социальное равенство невозможно, так как Аллах дал преимущества одним людям перед другими; успешное развитие всех отраслей способствует росту благосостояния как государства, так и каждого гражданина. Религиозная окраска общественной мысли Средневековья объяснялась господством христианства. Христианство не создало специальной экономической теории, но осуждало воровство, богатство, эксплуатацию людей. Наиболее значимые авторы экономической мысли этой эпохи в Западной Европе — Фома Аквинский и Августин Блаженный. Августин Блаженный (354—430) отстаивал необходимость трудиться для всех, отмечал равноценность умственного и физического труда, выступал против презрительного отношения к последнему. Он отмечал, что вид труда человека (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе. Августин ростовщический процент и торговую прибыль считал грехом. Фома Аквинский (1225—1274) также категорически осуждал ростовщические операции. Он считал, что все вещи принадлежат богу и по своей природе являются общими. Однако для эффективного удовлетворения личных нужд частная собственность необходима. Фома Аквинский настаивал на необходимости сословного деления общества. Богатство он рассматривал как совокупность материальных благ, т. е. в натуральной форме, и делил его на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро). Первые школы экономической теории. Меркантилизм. ФизиократыЭкономические взгляды Древнего мира и Средневековья носили отрывочный характер и не составили единого учения. Первая школа экономической теории (меркантилизм) сложилась в эпоху Возрождения. Понятие «меркантилизм» происходит от слова латинского происхождения «mercari» (торговать). Богатство нации меркантилисты отождествляли с золотом и серебром, а его источник видели в сфере обращения. Большая часть представителей этой школы были купцами-мореплавателями, а не теоретиками. Следует различать ранний и поздний меркантилизм. Ранний меркантилизм (система денежного баланса)сформировался еще до великих географических открытий и был актуален до середины XVI в. Ранний меркантилизм предполагал увеличение денежного богатства исключительно законодательным путем. В рамках этого учения ограничивался импорт товаров, запрещался вывоз золота и серебра из страны. Вырученные от продажи товаров средства иностранные купцы были обязаны тратить на покупку местных изделий. На экспортируемые товары устанавливались максимально высокие цены. Наиболее известными представителями раннего меркантилизма были в Англии Вильям Стаффорд (1554—1612), в Италии —Гаспар Скаруффи (1519—1584). В.Стаффорд в своих работах проповедовал активное регулирование денежного обращения, так как полагал, что фальсификация денег и их вывоз за границу ведут к росту цен и ухудшению благосостояния народа. Поздний меркантилизм (система активного торгового баланса) достиг расцвета в XVI в. и существовал до середины XVII в. Основой позднего меркантилизма являлось требование экспортировать товаров больше, чем импортировать, т. е. сохранение активного торгового баланса. Представители позднего меркантилизма полагали, что чем больше разница между стоимостью ввезенных и вывезенных товаров, тем богаче становится страна. Для укрепления активного торгового баланса разрешалось вывозить из страны золото и серебро для осуществления выгодных торговых сделок, ввозимые импортные товары облагались пошлинами и всемерно поощрялся вывоз отечественной продукции на мировой рынок. Наиболее известными представителями позднего меркантилизма были в Англии Томас Май (1571 — 1641), во Франции — Антуан де Монкретьен (1575—1622). К сведению. Дворянин А. Монкретьен широко известен и как виднейший представитель меркантилизма во Франции, и как человек, давший имя экономической науке. Он прожил очень бурную жизнь. А. Монкретьен — поэт и дуэлянт, приближенный короля и мятежник — закончил жизнь в одной из баталий, посмертно был осужден как государственный преступник. Его тело по приговору суда сожжено, а пепел развеян по ветру. Т. Ман происходил из семьи ремесленников. Работая в конторе отчима, он получил солидную репутацию, а став купцом, обрел столь же солидное состояние. Ман вовсе не был заурядным купцом, его можно было назвать стратегом торгового дела. Под конец жизни он был очень богат. Следующей школой и следующим направлением развития экономической теории было учение физиократов. Физиократы (от греч. «physis» — природа и «kratos» — сила, власть) — школа французских экономистов второй половины XVIII в. Источник богатства нации физиократы видели в сфере материального производства, а не в сфере обращения, так как обмен ничего не производит. Однако сферу материального производства физиократы сужают только до земледелия и производительным считают только земледельческий труд. В связи с этим все общество физиократы делят на три класса: класс земледельцев; класс земельных собственников и класс граждан, занятых во всех других отраслях («бесплодный класс»). Земледельцы кормят себя и создают чистый продукт. Землевладельцы (помещики, двор, церковь) сами не создают богатства, но их собственность участвует в этом процессе. Бесплодный класс (ремесленники, торговцы) создают своим трудом столько же продукта, сколько потребляют. Физиократы ввели понятие «чистый продукт», под которым понимали разницу между суммой всех благ и затратами на их производство. Чистый продукт создастся, по их мнению, только в сельском хозяйстве. Ведущими представителями физиократов были Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781). К сведению. Ф. Кене, восьмой из тринадцати детей мелкого торговца, был врачом и естествоиспытателем, пользовался широкой популярностью среди аристократов. Он не был профессиональным экономистом, политической экономией занялся, когда ему было под 60 лет. Природный талант и трудолюбие помогли ему получить профессию врача, а затем благодаря своей популярности он занял должность лейб-медика короля Людовика XV. Кене сумел заслужить расположение короля, который даровал ему дворянский титул. Следуя советам своего доктора, Людовик XV, выполняя полезные здоровью упражнения, собственноручно на печатном станке сделал первые оттиски основного произведения Ф. Кене — «Экономической таблицы» (1758). Ж. Тюрго происходил из старинной дворянской семьи, имевшей вековые традиции государственной службы. Как третий сын в семье он должен был получить духовное образование. Поэтому Ж. Тюрго окончил теологический факультет Сорбонны и получил блестящее образование. Он знал шесть языков, изучал множество наук, обладал феноменальной памятью. Однако, окончив семинарию, Ж. Тюрго увлекается экономикой, отказывается от своего предназначения и переходит на государственную службу, которой и посвящает всю свою жизнь. Классическая школа политической экономииКлассическая школа политэкономии относится к числу зрелых направлений экономической мысли. Классической ее называют, прежде всего, за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений. Школа зародилась в конце XVII в. и достигла расцвета в XVIII—XIX вв. В ее развитии с некоторой условностью можно выделить четыре этапа. Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Для этого периода характерно расширение сферы рыночных отношений. Экономическая мысль этого времени сосредотачивается уже не на сфере обращения, а на сфере производства. Это эпоха зарождения классической политической экономии. Ведущие ее представители Уильям Петти (I623—1687) — основоположник классической полиэкономии в Англии и Пьер Буагилъбер (1646—1714) — родоначальник школы во Франции. В отличие от меркантилистов У. Пегги утверждал, что богатство нации образуют не только драгоценные металлы, но и земли страны, дома, корабли, товары. Образование богатства происходит не в торговле, а в сфере производства благодаря труду. Петти - первый автор трудовой теории стоимости, согласно которой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. Экономист выступал против притока драгоценных металлов в страну, так как видел в нем источник роста внутренних цен. Петти отмечал, что избыток денег ведет к росту цен, а недостаток — к сокращению объемов производимых работ. Иными словами, он являлся сторонником количественной теории денег. К сведению. У. Петти родился в семье мелкого ремесленника. Отказавшись заниматься семейным ремеслом, нанялся юнгой на корабль. Через год он сломал ногу и был высажен на ближайший берег с незначительной суммой денег. В чужой стране Петти смог выжить и даже поступил в колледж. Па жизнь зарабатывал самыми разнообразными способами: чертил морские карты, служил в военном флоте. Дальнейшую жизнь посвятил изучению медицины. В 27 лет получил степень доктора физики и стал профессором анатомии в одном из английских колледжей. У. Петти изучат математику, хотел стать изобретателем (изобрел копировальную машину и получил патент на нее). Затем внезапно оставил свою должность и нанялся врачом при главнокомандующем английской армии в Ирландии. Петти обогатился, взявшись за правительственный подряд по составлению карты покоренной Ирландии, и здесь ему очень пригодились полученные в свое время знания по картографии. Приехав в Ирландию простым медиком, через несколько лет он стал одни из самых богатых людей в стране. В 38 лет он был возведен в рыцарское звание и стал именоваться сэром У. Петти. П. Буагильбер, как и У. Петти, не был профессиональным ученым-экономистом. Источником богатства он также считал сферу производства, а торговле отводил роль условия, необходимого для развития экономики. Буагильбер безотносительно своего английского единомышленника выдвинул трудовую теорию стоимости. Он абсолютизировал роль сельского хозяйства в экономическом росте страны, отстаивал политику, направленную на поощрение развития сельского хозяйства. Буагильбер недооценивал роль денег как товаров. Он был единственным представителем классической школы, требовавшим упразднения денег. К сведению. П. Буагильбер родился в семье дворянина. Следуя отцу, получил юридическое образование. Некоторое время занимался литературой, затем обратился к традиционный для семьи профессии юриста. В результате ссоры с отцом был лишен наследства. Долгое время работал судьей, затем получил доходную и влиятельную должность генерального начальника судебного округа. На этой должности он находился в течение 25 лет и незадолго до смерти передал ее старшему сыну. Высокое общественное положение стимулировало его интерес к экономическим проблемам страны. Работы Буагильбера являются одним из важнейших источников сведений о состоянии экономики Франции той эпохи. Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. Это время расцвета классической политэкономии, формирования ее основных категорий и законов. Данный этап развития науки связан с именем и трудами шотландского экономиста и философа Адама Смита (1723—1790). Его несомненная заслуга состоит в том, что он впервые изложил экономическую теорию как целостную науку, во взаимосвязи всех ее элементов. По мнению А. Смита, основным мотивом хозяйственной деятельности человека является личный интерес. Человека он считал существом экономическим, т. е. лицом, наделенным эгоизмом и стремящемся ко все большему накоплению богатства. Стремление людей улучшить свое материальное положение способствует процветанию всего общества. В этой связи экономист сформулировал принцип «невидимой руки», который утверждал, что индивид, преследуя собственные интересы, направляется механизмом свободной конкуренции в интересах всего общества. Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он полагал, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция. Только при свободном перемещении товаров, денег, капитала и людей ресурсы общества используются оптимально. Поскольку рыночные законы лучшим образом регулируют экономику, то принцип полного невмешательства государства в экономику («laissez faire») является условием ее эффективности. Вмешательство государства в экономику должно быть минимальным (обеспечение военной безопасности, правосудие, содержание некоторых общественных учреждений). Смит высоко оценивал значение разделения и специализации труда, которые ведут к росту его производительности. К сведению. А. Смит родился в семье таможенного чиновника, умершего за несколько месяцев до его появления на свет. Он был единственным ребенком молодой вдовы. Семья жила небогато, по этой причине А. Смит не смог получить блестящего образования. Он с детства проявлял способности к учебе, в возрасте 14 лет поступил в университет в Глазго, продолжил обучение в Оксфордском университете. Смит обладал энциклопедическими познаниями по разнообразнейшим отраслям науки. В 29 лет был назначен профессором логики, затем работал на кафедре моральной философии. В дальнейшем он оставляет кафедру, отказывается от профессорской деятельности и на время заграничного путешествия становится воспитателем сына видного английского аристократа. Научный интерес Смита все более смещается к экономической науке. В возрасте 55 лет он был назначен комиссаром таможни и оставался на этой должности до кончины. Смит был одним из образованнейших людей своего времени. Третий этап эволюции классической школы политической экономии приходится на первую половину XIX в. Это период завершения промышленного переворота в большинстве промышленно развитых государств. На данном этапе основные положения и законы классической политической экономии подвергаются переработке, идет их дальнейшее развитие. Ведущие представители данного этапа — Жан Батист Сей (1767—1832), Давид Рикардо (1772-1823), Томас Роберт Мальтус (1766—1834) и др. Д. Риккардо является одновременно и последователем и оппонентом отдельных положений учения А. Смита. Риккардо завершил создание классической политической экономии. Его несомненной заслугой является то, что он изложил политическую экономию в строгой логической последовательности, систематизировал экономические знания того времени. Как и А. Смит, он был против вмешательства государства в экономику. Условием экономического развития считал свободную конкуренцию и другие принципы политики экономического либерализма. Ученый сформулировал теорию сравнительного преимущества, в которой доказал взаимовыгодность международной торговли. По мнению Риккардо, если разные страны обладают сравни тельным преимуществом в производстве разных товаров, то международная торговля между этими странами будет взаимовыгодна. К сведению. Д. Рикардо был третьим из 17-ти детей биржевого маклера. Ему не довелось получить систематического образования, так как с ранних лет он был вынужден помогать отцу в бизнесе. К 16 годам он самостоятельно справляется со многими его деловыми поручениями, разбирается в торговых и биржевых делах. Женившись в 21 год без благословения родителей, Рикардо остался без их материальной поддержки и был изгнан из дома. Однако спустя несколько лет природные способности и полученные ранее навыки позволили ему добиться достаточного финансового благополучия. К 38 годам Риккардо становится крупной финансовой фигурой. В дальнейшем он сочетает занятие бизнесом и изучение экономической науки. За 4 года до смерти он оставляет занятия бизнесом и переходит на государственную службу, чтобы на практике воплотить собственные экономические идеи. Ж. Б. Сей безоговорочно принял принцип свободы рынка и неограниченной свободной конкуренции. Деньги, по его мнению, являются только орудием обмена, так как людям нужны ни сами деньги, а то, что на них приобретается. Экономическая наука обязана Сею двумя положениями. Он сформулировал теорию трех факторов производства и так называемый закон рынка, или, как его еще называют, «закон Сея». Закон рынка утверждает, что предложение товаров создает свой собственный спрос, или иными словами, произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный стоимости всех созданных товаров, следовательно, достаточный для их полной реализации. Экономист утверждал также, что земля, труд и капитал являются равноправными факторами создания стоимости и каждый из факторов порождает свой собственный доход (рента, заработная плата, прибыль). К сведению. Ж. Б. Сей родился в семье купца, получил образование, достаточное для продолжения семейных традиций, стал впоследствии крупным фабрикантом. Он активно занимался самообразованием, углубленно изучал политическую экономию. В последние годы жизни возглавлял кафедру политической экономии, став основателем собственной школы экономической мысли. Т. Мальтус принял принцип А. Смита о том, что главным условием экономического развития является свободная конкуренция. Мальтус, как и его предшественники, полагал, что пределов для расширения производства не существует и рост богатства может происходить неограниченно. Однако экономист отмечает, что возможны не только частные, но и общие кризисы перепроизводства. Экономическая наука обязана Т. Мальтусу созданием теории народонаселения. Ученый утверждал, что при благоприятных условиях население увеличивается в геометрической прогрессии, а производство пищи и других необходимых предметов существования возрастает всего лишь в арифметической прогрессии. Следовательно, бедность может стать уделом всего человечества. Для решения проблемы предлагал мероприятия по ограничению роста населения. К сведению. Т. Р. Мальтус родился в семье помещика. Поскольку Мальтус был вторым сыном в семье, то наследства ему не полагалось. Как младшему сыну ему предназначалась духовная карьера. Мальтус получил хорошее образование, ему была присвоена богословская степень. Приняв духовный сан, он становится сельским священником. Одновременно Мальтус преподает в колледже, углубленно изучает экономическую теорию. В дальнейшем он продолжил работу в должности профессора кафедры современной истории и политической экономии. При этом он продолжат исполнять в этом колледже и обязанности священника. Четвертый этап развития классической политической экономии охватывает период второй половины XIX в. Это завершающий период становления классической политэкономии. В это время ряд положений классической политэкономии подвергается существенной корректировке, формируются новые направления экономической мысли. Ведущими представителями этого периода были Джон Стюарт Милль (1806—1873) иКарл Маркс (1818—1883), обобщившие лучшие достижения школы. Дж. С. Милль — один из завершителей классической политэкономии. Ученый принимал основные положения классической школы. Милль поддерживал общий принцип классической политэкономии о свободе рынка, но отмечал существование различных сфер общественной деятельности, где рыночный механизм неприемлем. В связи с этим выдвинул идею активизации участия государства в социально-экономическом развитии общества. Ему принадлежат первые суждения о социализме и социалистическом устройстве общества. Предлагаемые им социальные реформы заключались в следующем: ограничение неравенства в обществе при помощи ограничения права Наследования; социализация земельной ренты при помощи земельного налога; введение корпоративной ассоциации, ликвидирующей наемный труд. К сведению. Дж. С. Милль родился в семье известного экономиста Джеймса Милля, получил блестящее образование. Ребенок рос вундеркиндом, с детства проявлял способности к учебе, которые были весьма разносторонни (всемирная история, греческая и латинская литература, философия, политическая экономия). В 10 лет он делал обзоры всемирной истории, греческой и латинской литературы, курс политической экономии он прошел с отцом в возрасте 13 лет. Первую научную работу в области политэкономии Милль опубликовал в 23 года. Милль мечтал о политической карьере, однако его отец распорядился иначе, и молодой человек начал постигать основы бизнеса в должности младшего клерка. Всю свою жизнь сочетал занятие бизнесом с научной работой, несколько лет был членом парламента. К. Маркс — мыслитель и общественный деятель. В своем мировоззрении опирался на идеи классической школы, правда существенно измененные. Он явился основоположником теоретической концепции, получивший название «марксизм». Марксизм — своеобразный вариант развития классической экономической школы, отстаивающий и защищающий интересы рабочего класса. Краеугольный камень марксизма — теория прибавочной стоимости, в соответствии с которой труд является единственным источником богатства, прибыль же капиталистов и рента землевладельцев только часть стоимости, созданной трудом рабочих и безвозмездно присваиваемой владельцами капитала и земли. Марксизм всесторонне исследовал капиталистическую систему хозяйствования, доказывал неизбежность ее гибели и становления новой экономической системы — социализма. Идея К. Маркса об усилении обнищания рабочего класса и о гибели капитализма оказалась ошибочной и не подтвердилась исторически. С его именем связана крупнейшая попытка людей построить общество без частной собственности и эксплуатации. К. Маркс разработал концепцию о базисе и надстройке: совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества — базис, на котором возвышается надстройка. По мнению ученого, деньги — это товар, стихийно вы делившийся среди прочих товаров и играющий роль всеобщего эквивалента, т. е. выразителя стоимости всех товаров. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и политическую практику конца XIX—XX вв. К сведению. К. Маркс был вторым из девяти детей адвоката. Ом изучал право, философию, историю и историю искусств. По завершении учебы получил степень доктора на философском факультете. Работал сотрудником, а затем редактором газеты. Маркс до конца жизни был ученым-теоретиком. Отличаясь большой работоспособностью, увлеченностью, глубокими знаниями, он тем не менее почти никогда не имел постоянной оплачиваемой работы. Маркс прожил большую и драматическую жизнь: в ней была большая любовь к жене, замечательная дружба с Ф. Энгельсом, ожесточенные идейные схватки, нищета. Экономические теории, альтернативные классической политэкономииПервая половина XIX в. ознаменовалась появлением альтернативных классической школе течений экономической мысли, предлагавших иные, чем у классиков, модели социально-экономического устройства общества. Основателями школы экономического романтизма являются французские экономисты Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (1773-1842) и Пьер Жозеф Прудон (1809-1865). Экономический романтизм — это направление экономической мысли, выражающее интересы мелкой буржуазии. С. Сисмонди полагал, что политическая экономия является нравственной наукой, учитывающей человеческий фактор. Являлся противником крупной промышленности и экономического либерализма. Идеальной экономической системой считал мелкое товарное хозяйство. Сисмонди отмечал, что свободная конкуренция ведет к обнищанию громадного количества населения, концентрации богатства у узкого круга лиц. Он выступал против принципа невмешательства государства в экономику. Осуждал факт ухудшения положения рабочих в результате промышленной революции. Для улучшения их положения предлагал ввести социальное обеспечение за счет предпринимателя, ограничить продолжительность рабочего дня, установить минимальную заработную плату и пр. Сисмонди, в отличие от классиков, полагал, что при капитализме производство постоянно обгоняет потребительский спрос, поэтому кризисы перепроизводства являются в экономике постоянным явлением. Недостаточность потребительского спроса объяснял низким покупательным спросом пролетариата, ограниченного, по его мнению, предметами потребления и существованием накопления со стороны капиталистов, которые сберегают значительную часть своего дохода с целью дальнейшего расширения производства. К сведению. Семья С. Сисмонди принадлежала к старинной женевской аристократии. По окончании духовной коллегии поступил в университет, который ему не удалось закончить в связи с тяжелым материальным положением семьи. Работал в одном из банкирских домов Лиона. Свои первые научные произведения пишет, управляя хозяйством на усадьбе своего отца. П. Прудон, также как и С. Сисмонди, в своих работах критиковал капиталистическую систему хозяйствования, в которой наемный работник оказывался в невыгодном и тяжелом положении. Однако в отличие от Сисмонди, Прудон, защищая интересы мелкой буржуазии, не отрицал капитализм, а хотел его улучшить. Прудон — теоретик анархизма, давший основательную критику современного ему государства. Он выдвинул идею замены государства договорными отношениями между индивидами, общинами и группами производителей. Ученый категорически отрицал идею революционного устранения этого несправедливого общества. Идея отмены правительства у Прудона основывается на том, что в результате реформ возможно слияние классов. Он выработал программу социальных реформ, которая включала введение возрастного ценза на наемный труд малолетних детей, сокращение продолжительности рабочего дня взрослых рабочих, сдерживание развития монополий и др. К сведению. П. Прудон родился в семье крестьянина. Его отец попытался организовать собственное дело, но лишился всего и довел семью до нищеты. Прудон помогает родителям по хозяйству, учится в колледже, подрабатывает в гостинице, активно занимается самообразованием. Материальные трудности вынудили его оставить колледж и пойти рабочим в типографию. В дальнейшем он работает управляющим фирмы, по-прежнему занимается самообразованием. Парижане избирают Прудона депутатом в Национальное собрание. Экономический утопизм имеет давнюю историю. Ранние социалистические утопии, начиная с сочинений Платона и заканчивая произведениями англичанина Томас Мора (1478—1535), итальянцаТоммазо Компанеллы (1568—1639), не опирались на какие-либо строгие экономические теории и представляли собой рассуждения философов об идеальном обществе. Здесь уместно вспомнить теорию справедливого государства Платона. Спустя века на тему равенства и социальной справедливости рассуждал Фома Аквинский. Томас Мор, автор «Утопии», в которой осуждаются деньги и частная собственность, пропагандируется равенство, уничтожение общественных классов и обязательный труд для всех, был обвинен в государственной измене и казнен. Томмазо Кампанелла за свои идеи более 25 лет проведет в тюрьме, где напишет «Город Солнца», в котором изобразит общество без денег и без частной собственности. Название труда Томаса Мора станет нарицательным и обозначит собой целое направление экономической мысли — экономический утопизм. Однако в первой половине XIX в. утопический социализм обогатил свою экономическую базу и направил усилия на борьбу с эксплуатацией в обществе. Социализм — направление экономической мысли, в основе которого лежит равенство (прав, обязанностей, достатка) и общность собственности. Ведущими представителями утопического социализма этого времени были Роберт Оуэн (1771 — 1858) в Англии, Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760-1825) и Шарль Фурье (1772-1837) во Франции. Они, каждый в своем понимании, выдвинули идею создания будущего общества. Сторонники школы полагали, что будущее принадлежит крупному общественному производству, основанному на свободном труде; предлагали посредством реформ перейти к обществу социальной справедливости, которое будет обществом изобилия и обеспечит удовлетворение человеческих потребностей, расцвет личности. Взгляды социалистов-утопистов, по большей части, не имели под собой экономической основы и представляли рассуждения философов, руководствовавшихся благими идеями. Сен-Симон полагал, что человеческое общество, накапливая знания и совершенствуя хозяйство, в своем развитии проходит три стадии: рабовладельческую, феодальную и промышленную. Наиболее прогрессивен промышленный строй, и будущее, по мнению экономиста, принадлежит крупному промышленному производству и промышленникам. Он вводит понятие индустриализма. По Сен-Симону, пролетариат и буржуазия образуют единый класс «индустриалов». Именно Сен-Симон при распределении благ вводит формулу «от каждого по способностям, каждому по труду». Ученый полагал, что в будущем обществе будут важны не только материальные условия, но и духовные качества людей. К сведению. Сен-Симон родился в Париже и вырос в наследственном замке на севере Франции. Он получил хорошее образование. Сен-Симон был очень богат, но за годы революции он потерял свое состояние и чудом спасся от гильотины. Однако предприимчивый и талантливый молодой человек занялся финансовыми спекуляциями и вновь смог обогатиться. Занятия бизнесом сочетает с изучением естественных наук, политической экономии. Приверженец социалистических идей, он отказывается от графского титула и дворянского звания. Последние 20 лет жизни Сен-Симона наполнены лишениями и интенсивным творчеством. Оказавшись без средств существования, он искал любой заработок. На старости лет попал под суд по обвинению в оскорблении королевской фамилии. Ш. Фурье также осуждал капиталистическую систему хозяйствования, взамен которой предлагал создание трудовых товариществ — фаланг, которые располагались бы в огромных помещениях — фаланстерах. Численность фаланг составляет 1—2 тысячи человек. Объединенные в ассоциации люди коллективно трудятся и отдыхают. Строй ассоциации позволяет, по его мнению, создать крупное коллективное и механизированное сельское хозяйство и промышленное производство. Такой хозяйственный механизм позволит перейти к общественной собственности. Роль государства в таком обществе, по мнению Фурье, крайне незначительна. К сведению. Единственный сын в семье, Ш. Фурье унаследовал состояние и дело своего отца, который был состоятельным купцом. Образование он получил в учебном заведении иезуитов. Демонстрировал отличные способности к наукам, литературе, музыке. За годы революции все имущество Ш. Фурье погибло, сам он некоторое время провел в тюрьме. Себе на жизнь Фурье зарабатывал службой в торговых домах Парижа и Лиона. Р. Оуэн был категорическим противником частной собственности. Он полагал, что на смену частной собственности и личному интересу должна прийти общественная собственность и общий труд. Он выдвигал идею коллективного владения средствами производства. Деньги, по его мнению, должны быть отменены, их следует заменить квитанциями, удостоверяющими количество затраченного работником труда. Оуэн, в отличие от названных ранее экономистов, свои теоретические воззрения попытался осуществить на практике. Оуэн стал управляющим прядильного предприятия, где попытался создать идеальную промышленную общину. Рабочий день на предприятии длился 10,5 часов вместо обычных 16 часов, создавались детские сады и школы, работала народная дружина по поддержанию порядка, уголовные наказания не применялись. В результате выросла производительность труда, реальный доход на душу населения был гораздо выше, чем на аналогичных предприятиях, бизнес процветал. Однако после конфликта с совладельцами Оуэн был вынужден уйти, и блестящий эксперимент закончился. К сведению. Р. Оуэн родился в семье мелкого лавочника. Рос талантливым и способным к наукам ребенком. Однако ему не удалось завершить школьное образование. Тяжелое материальное положение вынудило его искать работу, долгое время он работал приказчиком на мануфактурных предприятиях. Оуэн сумел завести собственное небольшое прядильное предприятие, затем стал управляющим и совладельцем крупной текстильной фабрики. Будучи длительное время крупным фабрикантом, Оуэн реализовал мероприятия по решению социальных проблем рабочих в условиях фабрично-заводской организации общественного производства. У истоков исторической школы стоял немецкий экономист Фридрих Лист (1789—1846). Лист отрицал существование общих экономических законов капитализма, выявленных классической политической экономией. Он обвинял классическую политэкономию в том, что она чрезмерно увлекаются абстракциями и обобщениями и недооценивает значение исторических фактов, связанных с прошлым и настоящим. По его мнению, экономическая теория является не универсальной, а национальной наукой; экономические законы специфичны для каждой страны. Экономист полагал, что богатство нации определяется уровнем развития производительных сил общества, к которым относил и производство, и образование, и науку, и религию, и армию. К сведению. Отец Ф. Листа был состоятельным ремесленником. Лист получил хорошее школьное образование, после чего пытался помогать отцу в мастерской. Юношу отдали в учение к писцу, где он достиг больших успехов. Лист поступил на государственную службу, которой отдал десять лет. Затем занимал должность профессора кафедры государственного управления. Лист не являлся профессиональным ученым-экономистом. Он обладал большим талантом литератора и оратора. Значительную роль в его жизни играла парламентская деятельность. Наиболее полное развитие немецкая историческая школа получила в работах Вильгельма Георга Фридриха Рошера (1817-1894), Бруно Гильдербранда (1812-1878), Луйо Брентано (1844—1931), Густава фон Шмоллера (1838—1917), Карла Бюхера (1847—1930). Представители этого научного направления утверждали, что у каждого народа в разные исторические эпохи существовали свои законы, формировавшиеся не только в зависимости от экономической деятельности людей, но и от их традиций, быта, религии, общественных учреждений. Иными словами, историческая школа предлагала заменить общую экономическую теорию экономической историей отдельных стран. Экономисты отрицали революционные изменения в экономике и общественной жизни, признавали только эволюционную форму развития. | http://modern-econ.ru |