Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) » Введение в экономическую теорию

Основные этапы развития экономической теории (1)
17.12.2011, 19:36

Зарождение экономической мысли. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

Систематизация экономической мысли началась в эпоху ста­новления первых государств. Истоки экономической науки со­держатся в трудах мыслителей Древнего мира и, прежде всего, стран Древнего Востока. Выразителями экономической мысли этого времени были философы, отдельные правители рабовла­дельческих государств. Опираясь на категории морали, нравст­венности и этики, они стремились сохранить приоритет нату­рального хозяйства, идеализировали рабовладельческое общест­во, осуждали крупные торгово-ростовщические операции, якобы нарушающие эквивалентный и пропорциональный характер об­мена товаров.

Древнейшими документами, которые фиксировали правила экономического поведения, были законы, впервые появившиеся в государствах Древнего Востока. Наиболее известными являют­ся кодекс законов Вавилонии, принятый царем Хаммурапи, пра­вившим в 1792—1750 гг. до н. э., древнеиндийскийтрактат «Артхашастра», который составлялся примерно в IV в. до н. э. — 111 в. н. э. Законы царя Хаммурапи являются важным источни­ком информации о социально-экономическом развитии Вавило­на. Эти законы были высечены на черном базальтовом столбе, заполненном текстом с обеих сторон и обнаруженном в начале XX в. Свод законов вавилонского царя уделял особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами и развитию част­ной собственности, предусматривал создание таких условий, в которых «сильный не притеснял бы слабого». «Артхашастра» бук­вально переводится как «наука о пользе, о практической жизни» и рассматривает различные вопросы управления государством. Древнеиндийский трактат посвящен государственному, политическому и хозяйственному устройству общества древней Индии. В трактате говорится, что государственное богатство является ре­зультатом труда всего народа, поэтому расходоваться оно должно на общегосударственные нужды. Значительный вклад в становле­ние экономической мысли сделал древнекитайский мыслитель Конфуций (ок. 551—479 до н. э.), который провел различия между умственным и физическим трудом, призывал государей управ­лять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, высоконравственного поведения.

Благодаря мыслителям Древней Греции достаточно отры­вочные и наивные экономические мировоззрения система­тизируются и приобретают научный облик. Первыми учены­ми-экономистами по праву могут считаться выдающиеся грече­ские философы — Ксенофонт (ок. 430—355 до н. э.), Платон (427—348 до н. э.), Аристотель (384—322 до н. э.). Именно Ксе­нофонт ввел в научный оборот понятие «экономика». Он впер­вые выделил различные отрасли экономической деятельности (сельское хозяйство, ремесло, торговлю), первым попытался обосновать выгодность разделения труда в общественном произ­водстве. При этом предпочтение он отдавал натуральному хо­зяйству на земле, полагая, что оно делает человека сытым, здо­ровым и справедливым, к ремесленному труду относился снис­ходительно. Ксенофонт полагал естественным разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов.

Величайшим ученым древности был Платон, который про­поведовал ограничение частной собственности, создал учение о разделении труда и занятости отдельными профессиями, высту­пал против использования денег для накопления богатства и ростовщичества. Платон внес свой вклад в развитие экономиче­ской науки созданием теории идеального государства. Основа существования такого государства — справедливость. Справед­ливым считается общественное устройство, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени. Идеальное государство состоит из правителей, воинов, свобод­ных крестьян и ремесленников, а также рабов. Правители (обла­дающие мудростью) и воины (обладающие мужеством) не долж­ны иметь частной собственности, чтобы не отвлекаться от забот об общественном благе. Крестьяне и ремесленники являются ча­стными собственниками, так как это побуждает их эффективнее трудиться. Люди, не обладающие никакими добродетелями, яв­ляются рабами. Государство может существовать длительное время, только если оно основано на натуральном хозяйстве, в нем нет частной собственности и деньги имеют ограниченное хождение.

Аристотель являлся одним из виднейших умов науки, его ра­боты охватывали все существовавшие в то время области знания. Он полагал, что рабство — явление естественное и закономерное и всегда должно быть основой производства; рабы ни что иное, как говорящие орудия труда. Аристотель считал человека общест­венным животным, которое не может жить вне общества и госу­дарства. Все виды хозяйства и все виды деятельности Аристотель относит либо к естественной сфере — экономике (земледелие, ре­месло, мелкая торговля), либо к неестественной — хроматистике (крупные торговые сделки, ростовщичество).

В эпоху Средневековья (феодального хозяйства) экономиче­ская мысль приобрела ярко выраженный богословский характер. Мыслители этого времени посредством религиозно-этических норм оправдывали сословный характер структуры общества, эко­номическое могущество светских и церковных феодалов. Ибн Хальдун (1332—1406) — арабский историк, философ, государст­венный деятель. Он автор одной из самых значительных концеп­ций экономической мысли Средневековья в восточных странах — «социальной физики». В своих работах Ибн Хальдун настаивал на борьбе с расточительностью и жадностью, отмечал богоугодность торговли, порицал крупные ростовщические операции. В отличие от мыслителей Древнего мира полагал, что деньги являются важ­нейшим элементом хозяйственной жизни и их роль должны иг­рать монеты из созданных богом металлов — золота и серебра. Ибн Хальдун защищал незыблемость сословной дифференциа­ции; подчеркивал, что имущественное и социальное равенство невозможно, так как Аллах дал преимущества одним людям перед другими; успешное развитие всех отраслей способствует росту благосостояния как государства, так и каждого гражданина.

Религиозная окраска общественной мысли Средневековья объяснялась господством христианства. Христианство не создало специальной экономической теории, но осуждало воровство, бо­гатство, эксплуатацию людей. Наиболее значимые авторы эко­номической мысли этой эпохи в Западной Европе — Фома Аквинский и Августин Блаженный. Августин Блаженный (354—430) отстаивал необходимость трудиться для всех, отмечал равноцен­ность умственного и физического труда, выступал против пре­зрительного отношения к последнему. Он отмечал, что вид труда человека (умственный или физический) не должен влиять на по­ложение человека в обществе. Августин ростовщический процент и торговую прибыль считал грехом. Фома Аквинский (1225—1274) также категорически осуждал ростовщические опе­рации. Он считал, что все вещи принадлежат богу и по своей природе являются общими. Однако для эффективного удовле­творения личных нужд частная собственность необходима. Фома Аквинский настаивал на необходимости сословного деления об­щества. Богатство он рассматривал как совокупность материаль­ных благ, т. е. в натуральной форме, и делил его на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро).

Первые школы экономической теории. Меркантилизм. Физиократы

Экономические взгляды Древнего мира и Средневековья но­сили отрывочный характер и не составили единого учения. Пер­вая школа экономической теории (меркантилизм) сложилась в эпоху Возрождения. Понятие «меркантилизм» происходит от слова латинского происхождения «mercari» (торговать). Богатст­во нации меркантилисты отождествляли с золотом и серебром, а его источник видели в сфере обращения. Большая часть пред­ставителей этой школы были купцами-мореплавателями, а не теоретиками. Следует различать ранний и поздний мерканти­лизм. Ранний меркантилизм (система денежного баланса)сфор­мировался еще до великих географических открытий и был ак­туален до середины XVI в. Ранний меркантилизм предполагал увеличение денежного богатства исключительно законодатель­ным путем. В рамках этого учения ограничивался импорт това­ров, запрещался вывоз золота и серебра из страны. Вырученные от продажи товаров средства иностранные купцы были обязаны тратить на покупку местных изделий. На экспортируемые това­ры устанавливались максимально высокие цены. Наиболее из­вестными представителями раннего меркантилизма были в Анг­лии Вильям Стаффорд (1554—1612), в Италии —Гаспар Скаруффи (1519—1584). В.Стаффорд в своих работах проповедовал активное регулирование денежного обращения, так как полагал, что фальсификация денег и их вывоз за границу ведут к росту цен и ухудшению благосостояния народа. Поздний меркантилизм (система активного торгового баланса) достиг расцвета в XVI в. и существовал до середины XVII в. Основой позднего мерканти­лизма являлось требование экспортировать товаров больше, чем импортировать, т. е. сохранение активного торгового баланса. Представители позднего меркантилизма полагали, что чем боль­ше разница между стоимостью ввезенных и вывезенных товаров, тем богаче становится страна. Для укрепления активного торго­вого баланса разрешалось вывозить из страны золото и серебро для осуществления выгодных торговых сделок, ввозимые им­портные товары облагались пошлинами и всемерно поощрялся вывоз отечественной продукции на мировой рынок. Наиболее известными представителями позднего меркантилизма были в Англии Томас Май (1571 — 1641), во Франции — Антуан де Монкретьен (1575—1622).

К сведению. Дворянин А. Монкретьен широко известен и как виднейший представитель меркантилизма во Франции, и как человек, давший имя экономической науке. Он прожил очень бурную жизнь. А. Монкретьен — поэт и дуэлянт, прибли­женный короля и мятежник — закончил жизнь в одной из бата­лий, посмертно был осужден как государственный преступник. Его тело по приговору суда сожжено, а пепел развеян по ветру.

Т. Ман происходил из семьи ремесленников. Работая в конторе отчима, он получил солидную репутацию, а став куп­цом, обрел столь же солидное состояние. Ман вовсе не был за­урядным купцом, его можно было назвать стратегом торгового дела. Под конец жизни он был очень богат.

Следующей школой и следующим направлением развития экономической теории было учение физиократов. Физиократы (от греч. «physis» — природа и «kratos» — сила, власть) — школа французских экономистов второй половины XVIII в. Источник богатства нации физиократы видели в сфере материального про­изводства, а не в сфере обращения, так как обмен ничего не про­изводит. Однако сферу материального производства физиократы сужают только до земледелия и производительным считают толь­ко земледельческий труд. В связи с этим все общество физиокра­ты делят на три класса: класс земледельцев; класс земельных соб­ственников и класс граждан, занятых во всех других отраслях («бесплодный класс»). Земледельцы кормят себя и создают чис­тый продукт. Землевладельцы (помещики, двор, церковь) сами не создают богатства, но их собственность участвует в этом про­цессе. Бесплодный класс (ремесленники, торговцы) создают сво­им трудом столько же продукта, сколько потребляют. Физиократы ввели понятие «чистый продукт», под которым понимали раз­ницу между суммой всех благ и затратами на их производство.

Чистый продукт создастся, по их мнению, только в сельском хо­зяйстве. Ведущими представителями физиократов были Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781).

К сведению. Ф. Кене, восьмой из тринадцати детей мелкого торговца, был врачом и естествоиспытателем, пользовался ши­рокой популярностью среди аристократов. Он не был профес­сиональным экономистом, политической экономией занялся, когда ему было под 60 лет. Природный талант и трудолюбие по­могли ему получить профессию врача, а затем благодаря своей популярности он занял должность лейб-медика короля Людови­ка XV. Кене сумел заслужить расположение короля, который да­ровал ему дворянский титул. Следуя советам своего доктора, Людовик XV, выполняя полезные здоровью упражнения, собст­венноручно на печатном станке сделал первые оттиски основно­го произведения Ф. Кене — «Экономической таблицы» (1758).

Ж. Тюрго происходил из старинной дворянской семьи, имевшей вековые традиции государственной службы. Как тре­тий сын в семье он должен был получить духовное образование. Поэтому Ж. Тюрго окончил теологический факультет Сорбон­ны и получил блестящее образование. Он знал шесть языков, изучал множество наук, обладал феноменальной памятью. Од­нако, окончив семинарию, Ж. Тюрго увлекается экономикой, отказывается от своего предназначения и переходит на государ­ственную службу, которой и посвящает всю свою жизнь.

Классическая школа политической экономии

Классическая школа политэкономии относится к числу зре­лых направлений экономической мысли. Классической ее назы­вают, прежде всего, за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений. Школа зародилась в конце XVII в. и достигла расцвета в XVIII—XIX вв. В ее разви­тии с некоторой условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Для этого периода характерно расши­рение сферы рыночных отношений. Экономическая мысль этого времени сосредотачивается уже не на сфере обращения, а на сфере производства. Это эпоха зарождения классической поли­тической экономии. Ведущие ее представители Уильям Петти (I623—1687) — основоположник классической полиэкономии в Англии и Пьер Буагилъбер (1646—1714) — родоначальник шко­лы во Франции.

В отличие от меркантилистов У. Пегги утверждал, что богат­ство нации образуют не только драгоценные металлы, но и зем­ли страны, дома, корабли, товары. Образование богатства проис­ходит не в торговле, а в сфере производства благодаря труду. Петти - первый автор трудовой теории стоимости, согласно ко­торой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. Экономист выступал против притока драго­ценных металлов в страну, так как видел в нем источник роста внутренних цен. Петти отмечал, что избыток денег ведет к росту цен, а недостаток — к сокращению объемов производимых ра­бот. Иными словами, он являлся сторонником количественной теории денег.

К сведению. У. Петти родился в семье мелкого ремесленни­ка. Отказавшись заниматься семейным ремеслом, нанялся юн­гой на корабль. Через год он сломал ногу и был высажен на бли­жайший берег с незначительной суммой денег. В чужой стране Петти смог выжить и даже поступил в колледж. Па жизнь зара­батывал самыми разнообразными способами: чертил морские карты, служил в военном флоте. Дальнейшую жизнь посвятил изучению медицины. В 27 лет получил степень доктора физики и стал профессором анатомии в одном из английских коллед­жей. У. Петти изучат математику, хотел стать изобретателем (изобрел копировальную машину и получил патент на нее). За­тем внезапно оставил свою должность и нанялся врачом при главнокомандующем английской армии в Ирландии. Петти обо­гатился, взявшись за правительственный подряд по составле­нию карты покоренной Ирландии, и здесь ему очень пригоди­лись полученные в свое время знания по картографии. Приехав в Ирландию простым медиком, через несколько лет он стал одни из самых богатых людей в стране. В 38 лет он был возведен в рыцарское звание и стал именоваться сэром У. Петти.

П. Буагильбер, как и У. Петти, не был профессиональным ученым-экономистом. Источником богатства он также считал сферу производства, а торговле отводил роль условия, необхо­димого для развития экономики. Буагильбер безотносительно своего английского единомышленника выдвинул трудовую тео­рию стоимости. Он абсолютизировал роль сельского хозяйства в экономическом росте страны, отстаивал политику, направлен­ную на поощрение развития сельского хозяйства. Буагильбер недооценивал роль денег как товаров. Он был единственным представителем классической школы, требовавшим упразднения денег.

К сведению. П. Буагильбер родился в семье дворянина. Сле­дуя отцу, получил юридическое образование. Некоторое время занимался литературой, затем обратился к традиционный для семьи профессии юриста. В результате ссоры с отцом был ли­шен наследства. Долгое время работал судьей, затем получил доходную и влиятельную должность генерального начальника судебного округа. На этой должности он находился в течение 25 лет и незадолго до смерти передал ее старшему сыну. Высо­кое общественное положение стимулировало его интерес к эко­номическим проблемам страны. Работы Буагильбера являются одним из важнейших источников сведений о состоянии эконо­мики Франции той эпохи.

Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. Это время расцвета классической политэкономии, формирования ее основных кате­горий и законов. Данный этап развития науки связан с именем и трудами шотландского экономиста и философа Адама Смита (1723—1790). Его несомненная заслуга состоит в том, что он впер­вые изложил экономическую теорию как целостную науку, во взаимосвязи всех ее элементов. По мнению А. Смита, основным мотивом хозяйственной деятельности человека является личный интерес. Человека он считал существом экономическим, т. е. ли­цом, наделенным эгоизмом и стремящемся ко все большему нако­плению богатства. Стремление людей улучшить свое материаль­ное положение способствует процветанию всего общества. В этой связи экономист сформулировал принцип «невидимой руки», ко­торый утверждал, что индивид, преследуя собственные интересы, направляется механизмом свободной конкуренции в интересах всего общества. Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он полагал, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция. Только при свободном перемещении товаров, де­нег, капитала и людей ресурсы общества используются оптималь­но. Поскольку рыночные законы лучшим образом регулируют экономику, то принцип полного невмешательства государства в экономику («laissez faire») является условием ее эффективности. Вмешательство государства в экономику должно быть минималь­ным (обеспечение военной безопасности, правосудие, содержание некоторых общественных учреждений). Смит высоко оцени­вал значение разделения и специализации труда, которые ведут к росту его производительности.

К сведению. А. Смит родился в семье таможенного чинов­ника, умершего за несколько месяцев до его появления на свет. Он был единственным ребенком молодой вдовы. Семья жила небогато, по этой причине А. Смит не смог получить блестяще­го образования. Он с детства проявлял способности к учебе, в возрасте 14 лет поступил в университет в Глазго, продолжил обучение в Оксфордском университете. Смит обладал энцикло­педическими познаниями по разнообразнейшим отраслям нау­ки. В 29 лет был назначен профессором логики, затем работал на кафедре моральной философии. В дальнейшем он оставляет кафедру, отказывается от профессорской деятельности и на время заграничного путешествия становится воспитателем сына видного английского аристократа. Научный интерес Смита все более смещается к экономической науке. В возрасте 55 лет он был назначен комиссаром таможни и оставался на этой долж­ности до кончины. Смит был одним из образованнейших лю­дей своего времени.

Третий этап эволюции классической школы политической экономии приходится на первую половину XIX в. Это период завершения промышленного переворота в большинстве промышленно развитых государств. На данном этапе основные по­ложения и законы классической политической экономии под­вергаются переработке, идет их дальнейшее развитие. Ведущие представители данного этапа — Жан Батист Сей (1767—1832), Давид Рикардо (1772-1823), Томас Роберт Мальтус (1766—1834) и др.

Д. Риккардо является одновременно и последователем и оп­понентом отдельных положений учения А. Смита. Риккардо за­вершил создание классической политической экономии. Его не­сомненной заслугой является то, что он изложил политическую экономию в строгой логической последовательности, система­тизировал экономические знания того времени. Как и А. Смит, он был против вмешательства государства в экономику. Услови­ем экономического развития считал свободную конкуренцию и другие принципы политики экономического либерализма. Уче­ный сформулировал теорию сравнительного преимущества, в которой доказал взаимовыгодность международной торговли. По мнению Риккардо, если разные страны обладают сравни тельным преимуществом в производстве разных товаров, то ме­ждународная торговля между этими странами будет взаимовы­годна.

К сведению. Д. Рикардо был третьим из 17-ти детей бирже­вого маклера. Ему не довелось получить систематического об­разования, так как с ранних лет он был вынужден помогать отцу в бизнесе. К 16 годам он самостоятельно справляется со многими его деловыми поручениями, разбирается в торговых и биржевых делах. Женившись в 21 год без благословения роди­телей, Рикардо остался без их материальной поддержки и был изгнан из дома. Однако спустя несколько лет природные спо­собности и полученные ранее навыки позволили ему добиться достаточного финансового благополучия. К 38 годам Риккардо становится крупной финансовой фигурой. В дальнейшем он со­четает занятие бизнесом и изучение экономической науки. За 4 года до смерти он оставляет занятия бизнесом и переходит на государственную службу, чтобы на практике воплотить собст­венные экономические идеи.

Ж. Б. Сей безоговорочно принял принцип свободы рынка и неограниченной свободной конкуренции. Деньги, по его мне­нию, являются только орудием обмена, так как людям нужны ни сами деньги, а то, что на них приобретается. Экономическая наука обязана Сею двумя положениями. Он сформулировал тео­рию трех факторов производства и так называемый закон рынка, или, как его еще называют, «закон Сея». Закон рынка утвержда­ет, что предложение товаров создает свой собственный спрос, или иными словами, произведенный объем продукции автома­тически обеспечивает доход, равный стоимости всех созданных товаров, следовательно, достаточный для их полной реализации. Экономист утверждал также, что земля, труд и капитал являются равноправными факторами создания стоимости и каждый из факторов порождает свой собственный доход (рента, заработная плата, прибыль).

К сведению. Ж. Б. Сей родился в семье купца, получил об­разование, достаточное для продолжения семейных традиций, стал впоследствии крупным фабрикантом. Он активно зани­мался самообразованием, углубленно изучал политическую эко­номию. В последние годы жизни возглавлял кафедру политиче­ской экономии, став основателем собственной школы эконо­мической мысли.

Т. Мальтус принял принцип А. Смита о том, что главным ус­ловием экономического развития является свободная конкурен­ция. Мальтус, как и его предшественники, полагал, что пределов для расширения производства не существует и рост богатства может происходить неограниченно. Однако экономист отмечает, что возможны не только частные, но и общие кризисы перепро­изводства. Экономическая наука обязана Т. Мальтусу созданием теории народонаселения. Ученый утверждал, что при благопри­ятных условиях население увеличивается в геометрической про­грессии, а производство пищи и других необходимых предметов существования возрастает всего лишь в арифметической про­грессии. Следовательно, бедность может стать уделом всего че­ловечества. Для решения проблемы предлагал мероприятия по ограничению роста населения.

К сведению. Т. Р. Мальтус родился в семье помещика. По­скольку Мальтус был вторым сыном в семье, то наследства ему не полагалось. Как младшему сыну ему предназначалась духов­ная карьера. Мальтус получил хорошее образование, ему была присвоена богословская степень. Приняв духовный сан, он ста­новится сельским священником. Одновременно Мальтус пре­подает в колледже, углубленно изучает экономическую теорию. В дальнейшем он продолжил работу в должности профессора кафедры современной истории и политической экономии. При этом он продолжат исполнять в этом колледже и обязанности священника.

Четвертый этап развития классической политической эко­номии охватывает период второй половины XIX в. Это завер­шающий период становления классической политэкономии. В это время ряд положений классической политэкономии под­вергается существенной корректировке, формируются новые на­правления экономической мысли. Ведущими представителями этого периода были Джон Стюарт Милль (1806—1873) иКарл Маркс (1818—1883), обобщившие лучшие достижения школы.

Дж. С. Милль — один из завершителей классической политэкономии. Ученый принимал основные положения классической школы. Милль поддерживал общий принцип классической политэкономии о свободе рынка, но отмечал существование различных сфер общественной деятельности, где рыночный меха­низм неприемлем. В связи с этим выдвинул идею активизации участия государства в социально-экономическом развитии обще­ства. Ему принадлежат первые суждения о социализме и социа­листическом устройстве общества. Предлагаемые им социальные реформы заключались в следующем: ограничение неравенства в обществе при помощи ограничения права Наследования; социа­лизация земельной ренты при помощи земельного налога; введе­ние корпоративной ассоциации, ликвидирующей наемный труд.

К сведению. Дж. С. Милль родился в семье известного эко­номиста Джеймса Милля, получил блестящее образование. Ре­бенок рос вундеркиндом, с детства проявлял способности к учебе, которые были весьма разносторонни (всемирная исто­рия, греческая и латинская литература, философия, политиче­ская экономия). В 10 лет он делал обзоры всемирной истории, греческой и латинской литературы, курс политической эконо­мии он прошел с отцом в возрасте 13 лет. Первую научную ра­боту в области политэкономии Милль опубликовал в 23 года. Милль мечтал о политической карьере, однако его отец распо­рядился иначе, и молодой человек начал постигать основы биз­неса в должности младшего клерка. Всю свою жизнь сочетал занятие бизнесом с научной работой, несколько лет был чле­ном парламента.

К. Маркс — мыслитель и общественный деятель. В своем мировоззрении опирался на идеи классической школы, правда существенно измененные. Он явился основоположником теоре­тической концепции, получивший название «марксизм». Мар­ксизм — своеобразный вариант развития классической экономи­ческой школы, отстаивающий и защищающий интересы рабочего класса. Краеугольный камень марксизма — теория при­бавочной стоимости, в соответствии с которой труд является единственным источником богатства, прибыль же капиталистов и рента землевладельцев только часть стоимости, созданной тру­дом рабочих и безвозмездно присваиваемой владельцами капи­тала и земли. Марксизм всесторонне исследовал капиталистиче­скую систему хозяйствования, доказывал неизбежность ее гибе­ли и становления новой экономической системы — социализма. Идея К. Маркса об усилении обнищания рабочего класса и о ги­бели капитализма оказалась ошибочной и не подтвердилась ис­торически. С его именем связана крупнейшая попытка людей построить общество без частной собственности и эксплуатации. К. Маркс разработал концепцию о базисе и надстройке: сово­купность производственных отношений составляет экономиче­скую структуру общества — базис, на котором возвышается над­стройка. По мнению ученого, деньги — это товар, стихийно вы делившийся среди прочих товаров и играющий роль всеобщего эквивалента, т. е. выразителя стоимости всех товаров. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и политическую практику конца XIX—XX вв.

К сведению. К. Маркс был вторым из девяти детей адвоката. Ом изучал право, философию, историю и историю искусств. По завершении учебы получил степень доктора на философском факультете. Работал сотрудником, а затем редактором газеты. Маркс до конца жизни был ученым-теоретиком. Отличаясь большой работоспособностью, увлеченностью, глубокими зна­ниями, он тем не менее почти никогда не имел постоянной оп­лачиваемой работы. Маркс прожил большую и драматическую жизнь: в ней была большая любовь к жене, замечательная друж­ба с Ф. Энгельсом, ожесточенные идейные схватки, нищета.

Экономические теории, альтернативные классической политэкономии

Первая половина XIX в. ознаменовалась появлением альтер­нативных классической школе течений экономической мысли, предлагавших иные, чем у классиков, модели социально-эконо­мического устройства общества.

Основателями школы экономического романтизма являются французские экономисты Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (1773-1842) и Пьер Жозеф Прудон (1809-1865). Экономиче­ский романтизм — это направление экономической мысли, вы­ражающее интересы мелкой буржуазии.

С. Сисмонди полагал, что политическая экономия является нравственной наукой, учитывающей человеческий фактор. Яв­лялся противником крупной промышленности и экономического либерализма. Идеальной экономической системой считал мелкое товарное хозяйство. Сисмонди отмечал, что свободная конкурен­ция ведет к обнищанию громадного количества населения, кон­центрации богатства у узкого круга лиц. Он выступал против принципа невмешательства государства в экономику. Осуждал факт ухудшения положения рабочих в результате промышленной революции. Для улучшения их положения предлагал ввести со­циальное обеспечение за счет предпринимателя, ограничить про­должительность рабочего дня, установить минимальную заработ­ную плату и пр. Сисмонди, в отличие от классиков, полагал, что при капитализме производство постоянно обгоняет потребитель­ский спрос, поэтому кризисы перепроизводства являются в эко­номике постоянным явлением. Недостаточность потребитель­ского спроса объяснял низким покупательным спросом пролета­риата, ограниченного, по его мнению, предметами потребления и существованием накопления со стороны капиталистов, кото­рые сберегают значительную часть своего дохода с целью даль­нейшего расширения производства.

К сведению. Семья С. Сисмонди принадлежала к старинной женевской аристократии. По окончании духовной коллегии по­ступил в университет, который ему не удалось закончить в свя­зи с тяжелым материальным положением семьи. Работал в од­ном из банкирских домов Лиона. Свои первые научные произ­ведения пишет, управляя хозяйством на усадьбе своего отца.

П. Прудон, также как и С. Сисмонди, в своих работах крити­ковал капиталистическую систему хозяйствования, в которой наемный работник оказывался в невыгодном и тяжелом положе­нии. Однако в отличие от Сисмонди, Прудон, защищая интере­сы мелкой буржуазии, не отрицал капитализм, а хотел его улуч­шить. Прудон — теоретик анархизма, давший основательную критику современного ему государства. Он выдвинул идею заме­ны государства договорными отношениями между индивидами, общинами и группами производителей. Ученый категорически отрицал идею революционного устранения этого несправедливо­го общества. Идея отмены правительства у Прудона основывает­ся на том, что в результате реформ возможно слияние классов. Он выработал программу социальных реформ, которая включала введение возрастного ценза на наемный труд малолетних детей, сокращение продолжительности рабочего дня взрослых рабочих, сдерживание развития монополий и др.

К сведению. П. Прудон родился в семье крестьянина. Его отец попытался организовать собственное дело, но лишился всего и довел семью до нищеты. Прудон помогает родителям по хозяйству, учится в колледже, подрабатывает в гостинице, ак­тивно занимается самообразованием. Материальные трудности вынудили его оставить колледж и пойти рабочим в типографию. В дальнейшем он работает управляющим фирмы, по-прежнему занимается самообразованием. Парижане избирают Прудона депутатом в Национальное собрание.

Экономический утопизм имеет давнюю историю. Ранние со­циалистические утопии, начиная с сочинений Платона и закан­чивая произведениями англичанина Томас Мора (1478—1535), итальянцаТоммазо Компанеллы (1568—1639), не опирались на какие-либо строгие экономические теории и представляли собой рассуждения философов об идеальном обществе. Здесь уместно вспомнить теорию справедливого государства Платона. Спустя века на тему равенства и социальной справедливости рассуждал Фома Аквинский. Томас Мор, автор «Утопии», в которой осуж­даются деньги и частная собственность, пропагандируется ра­венство, уничтожение общественных классов и обязательный труд для всех, был обвинен в государственной измене и казнен. Томмазо Кампанелла за свои идеи более 25 лет проведет в тюрь­ме, где напишет «Город Солнца», в котором изобразит общество без денег и без частной собственности. Название труда Томаса Мора станет нарицательным и обозначит собой целое направле­ние экономической мысли — экономический утопизм.

Однако в первой половине XIX в. утопический социализм обогатил свою экономическую базу и направил усилия на борьбу с эксплуатацией в обществе. Социализм — направление эконо­мической мысли, в основе которого лежит равенство (прав, обя­занностей, достатка) и общность собственности. Ведущими пред­ставителями утопического социализма этого времени были Ро­берт Оуэн (1771 — 1858) в Англии, Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760-1825) и Шарль Фурье (1772-1837) во Франции. Они, каж­дый в своем понимании, выдвинули идею создания будущего об­щества. Сторонники школы полагали, что будущее принадлежит крупному общественному производству, основанному на свобод­ном труде; предлагали посредством реформ перейти к обществу социальной справедливости, которое будет обществом изобилия и обеспечит удовлетворение человеческих потребностей, расцвет личности. Взгляды социалистов-утопистов, по большей части, не имели под собой экономической основы и представляли рассуж­дения философов, руководствовавшихся благими идеями.

Сен-Симон полагал, что человеческое общество, накапливая знания и совершенствуя хозяйство, в своем развитии проходит три стадии: рабовладельческую, феодальную и промышленную. Наиболее прогрессивен промышленный строй, и будущее, по мнению экономиста, принадлежит крупному промышленному производству и промышленникам. Он вводит понятие индуст­риализма. По Сен-Симону, пролетариат и буржуазия образуют единый класс «индустриалов». Именно Сен-Симон при распределении благ вводит формулу «от каждого по способностям, ка­ждому по труду». Ученый полагал, что в будущем обществе будут важны не только материальные условия, но и духовные качества людей.

К сведению. Сен-Симон родился в Париже и вырос в на­следственном замке на севере Франции. Он получил хорошее образование. Сен-Симон был очень богат, но за годы револю­ции он потерял свое состояние и чудом спасся от гильотины. Однако предприимчивый и талантливый молодой человек за­нялся финансовыми спекуляциями и вновь смог обогатиться. Занятия бизнесом сочетает с изучением естественных наук, по­литической экономии. Приверженец социалистических идей, он отказывается от графского титула и дворянского звания. По­следние 20 лет жизни Сен-Симона наполнены лишениями и интенсивным творчеством. Оказавшись без средств существова­ния, он искал любой заработок. На старости лет попал под суд по обвинению в оскорблении королевской фамилии.

Ш. Фурье также осуждал капиталистическую систему хозяй­ствования, взамен которой предлагал создание трудовых товари­ществ — фаланг, которые располагались бы в огромных помеще­ниях — фаланстерах. Численность фаланг составляет 1—2 тысячи человек. Объединенные в ассоциации люди коллективно трудятся и отдыхают. Строй ассоциации позволяет, по его мнению, создать крупное коллективное и механизированное сельское хозяйство и промышленное производство. Такой хозяйственный механизм позволит перейти к общественной собственности. Роль государ­ства в таком обществе, по мнению Фурье, крайне незначительна.

К сведению. Единственный сын в семье, Ш. Фурье унаследо­вал состояние и дело своего отца, который был состоятельным купцом. Образование он получил в учебном заведении иезуитов. Демонстрировал отличные способности к наукам, литературе, музыке. За годы революции все имущество Ш. Фурье погибло, сам он некоторое время провел в тюрьме. Себе на жизнь Фурье зарабатывал службой в торговых домах Парижа и Лиона.

Р. Оуэн был категорическим противником частной собствен­ности. Он полагал, что на смену частной собственности и лич­ному интересу должна прийти общественная собственность и общий труд. Он выдвигал идею коллективного владения средст­вами производства. Деньги, по его мнению, должны быть отме­нены, их следует заменить квитанциями, удостоверяющими количество затраченного работником труда. Оуэн, в отличие от на­званных ранее экономистов, свои теоретические воззрения попытался осуществить на практике. Оуэн стал управляющим прядильного предприятия, где попытался создать идеальную промышленную общину. Рабочий день на предприятии длился 10,5 часов вместо обычных 16 часов, создавались детские сады и школы, работала народная дружина по поддержанию порядка, уголовные наказания не применялись. В результате выросла производительность труда, реальный доход на душу населения был гораздо выше, чем на аналогичных предприятиях, бизнес процветал. Однако после конфликта с совладельцами Оуэн был вынужден уйти, и блестящий эксперимент закончился.

К сведению. Р. Оуэн родился в семье мелкого лавочника. Рос талантливым и способным к наукам ребенком. Однако ему не удалось завершить школьное образование. Тяжелое матери­альное положение вынудило его искать работу, долгое время он работал приказчиком на мануфактурных предприятиях. Оуэн сумел завести собственное небольшое прядильное предприятие, затем стал управляющим и совладельцем крупной текстильной фабрики. Будучи длительное время крупным фабрикантом, Оуэн реализовал мероприятия по решению социальных про­блем рабочих в условиях фабрично-заводской организации об­щественного производства.

У истоков исторической школы стоял немецкий экономист Фридрих Лист (1789—1846). Лист отрицал существование общих экономических законов капитализма, выявленных классической политической экономией. Он обвинял классическую политэко­номию в том, что она чрезмерно увлекаются абстракциями и обобщениями и недооценивает значение исторических фактов, связанных с прошлым и настоящим. По его мнению, экономи­ческая теория является не универсальной, а национальной нау­кой; экономические законы специфичны для каждой страны. Экономист полагал, что богатство нации определяется уровнем развития производительных сил общества, к которым относил и производство, и образование, и науку, и религию, и армию.

К сведению. Отец Ф. Листа был состоятельным ремеслен­ником. Лист получил хорошее школьное образование, после чего пытался помогать отцу в мастерской. Юношу отдали в уче­ние к писцу, где он достиг больших успехов. Лист поступил на государственную службу, которой отдал десять лет. Затем занимал должность профессора кафедры государственного управле­ния. Лист не являлся профессиональным ученым-экономистом. Он обладал большим талантом литератора и оратора. Значи­тельную роль в его жизни играла парламентская деятельность.

Наиболее полное развитие немецкая историческая школа получила в работах Вильгельма Георга Фридриха Рошера (1817-1894), Бруно Гильдербранда (1812-1878), Луйо Брентано (1844—1931), Густава фон Шмоллера (1838—1917), Карла Бюхера (1847—1930). Представители этого научного направления утвер­ждали, что у каждого народа в разные исторические эпохи суще­ствовали свои законы, формировавшиеся не только в зависимо­сти от экономической деятельности людей, но и от их традиций, быта, религии, общественных учреждений. Иными словами, ис­торическая школа предлагала заменить общую экономическую теорию экономической историей отдельных стран. Экономисты отрицали революционные изменения в экономике и обществен­ной жизни, признавали только эволюционную форму развития.

http://modern-econ.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ