Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) » Макроэкономика (1)

10.7. Антиинфляционная политика
15.12.2011, 02:38

Когда в стране инфляция достигнет таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, тогда первоочередной задачей экономической политики правительства становится подавление инфляции. Как следует из модели инфляции, необходимым условием ее возникновения является ускорение темпа роста количества денег, находящихся в обращении. Этот вывод подтверждается и фактическими данными, приведенными на рис. 10.25. Несмотря на существующие в каждой стране национально-институциональные особенности, между темпами инфляции и роста предложения денег наблюдается тесная корреляционная зависимость.

Рис. 10.25. Среднегодовые темпы прироста М2
и темпы инфляции в 1993-1995 гг.


Поэтому остановить или придержать рост инфляции независимо от того, монетарными или немонетарными факторами она порождена, можно только при снижении темпа предложения денег. Выбор у правительства имеется только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы: резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование). Поскольку неизбежным следствием снижения темпа прироста денежной массы, как следует из модели инфляции, является снижение совокупного спроса, уровня производства и занятости, то эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране.

Достоинство шоковой терапии состоит в том, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются. Поскольку , то инфляция пойдет на убыль, снижая, однако, и объем производства.

Постепенное снижение темпа роста денежной массы может восприниматься как свидетельство неуверенности правительства в правильности выбранной цели экономической политики и возможности отказа от борьбы с инфляцией. В такой ситуации инфляционные ожидания не способствуют снижению инфляции.

Примером удачной шоковой терапии может служить Польша, оказавшаяся осенью 1989 г. на грани гиперинфляции (месячный уровень инфляции достигал 55%). После либерализации цен и сокращения темпов роста денежной массы уровень инфляции резко снизился, сопровождаясь на первых порах сокращением ВНП (табл. 10.5).

Таблица 10.5

Рост денежной массы, инфляция и динамика ВНП в Польше в 1990-1997 гг.13

Год
Среднемесячный прирост денег, %
ИПЦ за год, %
Прирост ВНП, % к предыдущему году
1990
6,0
585,5
-11,6
1991
5,0
70,3
-7,6
1992
3,0
43,0
1,0
1993
2,5
35,3
3,8
1994
2,0
32,2
5,0
1995
1,7
27,8
7,0
1996
1,03
18,5
6,1
1997
1,05
13,2
6,9

Среди республик бывшего СССР примерами успешно проведенной шоковой терапии можно считать антиинфляционную политику, проводимую с середины 1992 г. в Эстонии, Латвии, в меньшей степени в Литве (рис. 10.25, слева). Введя собственную валюту, эти страны защитили себя от влияния инфляционных процессов в странах рублевой зоны. Одновременно была осуществлена либерализация цен, ликвидировано большинство субсидий и дотаций, бюджетный дефицит был сведен к минимуму.

В России, как видно из рис. 10.1, инфляцию практически удалось остановить в 1996-1997 гг. Основными средствами ее подавления послужили резкое снижение темпов предложения денег (табл. 10.6), прекращение финансирования дефицита госбюджета федерального бюджета за счет кредитов Центрального банка, введение с июля 1995 г. «валютного коридора» для обменного курса рубля к доллару США, директивное ограничение роста цен на продукцию естественных монополий.14

Таблица 10.6

Рост предложения денег в России в 1992-1997 гг.

Год
1992
1993
1994
1995
1996
1997
Прирост М2, %
668
509
300
226
134
130

Одним из вариантов шоковой терапии является проведение предваряющей либерализацию цен (или совмещенной с ней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов. Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными при переходе от подавленной подавленная к открытой инфляции. В этом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу (новых) денег по сложившемуся уровню реальных доходов вместо того, чтобы, как это происходит при простой либерализации цен, выравнивать уровень реальных доходов по сложившемуся объему денежной массы.

Конфискационные денежные реформы разной степени жесткости проводились во многих странах, особенно в послевоенные годы (Венгрия - 1946 г., ФРГ - 1948 г. и др.). К такому типу относится и проведенная в 1947 г. в СССР денежная реформа; правда, она была совмещена не с либерализацией цен, а с отменой карточной системы. Эта реформа позволила, несмотря на отмену карточной системы, снизить розничные цены в среднем на 17%, а по сравнению с коммерческими - в 2.5-3 раза.15 Однако следует иметь в виду, что такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте лишь при условии одновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ее ужесточения.

По-иному влияет на инфляционные ожидания экономических субъектов политика постепенного снижения темпов роста денежной массы - градуирования. В этом случае возникает инерция инфляции: экономические субъекты привыкают к постоянному росту цен и заключают контракты с учетом продолжения инфляции, тем самым поддерживая ее. Продолжительная инфляция сокращает спрос на отечественные деньги и ведет к «долларизации» экономики

Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле инициирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем привели лишь к увеличению инфляции. Так, в Израиле индексация способствовала росту инфляции с 40% в 1974 г. до 130% в 1980-м и 425% в 1984 г. В середине 80-х гг. в большинстве стран индексация как средство приспособиться к инфляции или игнорировать ее была либо существенно модифицирована, либо прекращена.

Как свидетельствует опыт, политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в годовом исчислении. Примеров успешного проведения этой политики, когда инфляция достигает нескольких сотен или тысяч процентов в год, нет.

Моделирование

Дилемма шоковая терапия-градуирование стимулирует разработку моделей «оптимальной» антиинфляционной политики. Рассмотрим их суть на примере одной из простейших таких моделей.16

Представим издержки общества в связи с существованием инфляции и конъюнктурной безработицы следующей функцией:

(10.23)

где  и  выражают сравнительную значимость для общества изменения темпа инфляции и уровня безработицы.

Переменные t и ut находятся в отношении субституции; при ценообразовании по методу «затраты плюс» соотношение их значений представляет модифицированная кривая Филлипса:

(10.24)

где a - параметр, характеризующий изменение уровня денежной зарплаты в период t по сравнению с периодом t - 1 в зависимости от уровня безработицы в периоде t.

Задача экономической политики правительства - минимизировать значение функции (10.23) при ограничении (10.24).

Для большей наглядности придадим параметрам модели числовые значения: u* = 10; a = 0,8;  = 0,4;  = 0,6; и представим решение задачи графически.

На рис. 10.23 изображено семейство изокост (кривых равных издержек общества), построенных в соответствии с функцией (10.23) по формуле

Чем ниже расположена изокоста, тем меньшей сумме издержек она соответствует.

Пусть в исходном состоянии экономики существует полная занятость при инфляции  = e =  = 16%; на рис. 10.23 оно представлено точкой A. Через эту точку проходят изокоста С = 102,4, представляющая множество сочетаний t и ut, при которых общественные издержки равны 102,4, и кривая Филипса t = 24 - 0,8ut, представляющая множество возможных сочетаний t и ut при e = 16%.

Первый шаг «оптимальной» антиинфляционной политики сводится к тому, чтобы перевести экономику из точки А в точку касания кривой Филлипса F1 с наиболее низкой изокостой. В нашем примере это изокоста С = 71,8. Точка их касания имеет координаты u = 16;  = 11,2. Поэтому правительству нужно уменьшить темп прироста денег, а следовательно и темп инфляции, до 11,2%: в результате установится новое динамическое равновесие при темпе инфляции 11,2% и уровне безработицы 16%.

Как и в модели инфляции, примем, et = t-1; тогда в следующем периоде кривая Филлипса сместится вниз
(F1  F2), принимая вид t = 21,2 - 0,8. Она касается изокосты С = 35,2 в точке с координатами u = 14;  = 8. Значит, на втором шаге правительство должно снизить темп прироста денег до 8%. На этом этапе в рассматриваемом примере снижается не только инфляция, но и безработица.

Дальнейшее изменение экономической конъюнктуры в результате «оптимальной» антиинфляционной политики отмечено на рис. 10.26 стрелками.

Рис. 10.26. Оптимальная антиинфляционная политика



Политика цен и доходов

Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть в том, что правительство в директивном порядке либо замораживает цены и номинальные доходы (вариант шоковой терапии), либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен - ростом расходов на оплату труда (вариант градуирования). Аргументы сторонников политики цен и доходов сводятся к тому, что, во-первых, контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционные ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, и, во-вторых, он подрывает способность монополий повышать цены, а профсоюзов - заработную плату.

Оппоненты политики цен и доходов обращают внимание на то, что без сокращения роста денежной массы подобная политика обречена на неудачу. Обычно при этом указывают на опыт введения контроля за ценами в США администрацией президента Никсона. Контроль был введен в августе 1972 г., когда инфляция (в годовом исчислении) составляла 3-5%. Спустя 2 года она достигла 12%, поскольку рост бюджетного дефицита и денежной массы из-за продолжающейся вьетнамской войны перекрыл эффект, который, быть может, и был получен в результате введения контроля за доходами. Поэтому такой контроль может рассматриваться лишь как дополнительный инструмент антиинфляционной политики.

Однако наиболее жесткие оппоненты политики цен и доходов идут в своей критике дальше. Они указывают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, напротив, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут не дождутся отмены контроля, и в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому политика цен и доходов может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означало бы по существу подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную.

С этой точки зрения замена рыночного механизма административно-командной системой в СССР явилась не результатом следования идеологическим установкам, а всего лишь побочным продуктом проводившейся в 30-е гг. политики цен и доходов. Столкнувшись в первые же годы индустриализации с резким ростом номинальной зарплаты из-за конкуренции отраслей и предприятий на рынке труда и стремясь в то же время сохранить высокие темпы индустриализации, правительство постепенно ввело жесткий контроль за уровнем зарплаты на каждом предприятии. Средства на зарплату выдавались учреждениями Госбанка лишь в меру выполнения предприятиями установленных планов производства и роста производительности труда. Одновременно была резко ограничена мобильность рабочей силы (введение паспортов, прописки, трудовых книжек, замена свободного найма «оргнабором», распределением и перераспределением специалистов, ограничения на право менять место работы). Хотя впоследствии ряд этих мер был отменен или ослаблен, все же их основной костяк позволил в послевоенные годы резко ограничить рост номинальной зарплаты и перевести инфляцию из преимущественно открытой, какой она была в 30-е гг., в преимущественно подавленную (1955-1991 гг.).

Политика цен и доходов использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся стран в 80-е гг. Ее результаты неоднозначны. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной. В то же время в Боливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут исключительно монетарными методами, без введения какого-либо контроля за уровнем цен и доходов.

На выбор варианта антиинфляционной политики правительства существенно влияет социально-политическая обстановка в стране, поскольку распределение издержек этой политики между различными социальными слоями общества зависит от выбранного варианта. Если сокращение бюджетного дефицита госбюджета будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут в основном на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и безвозмездным дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если оно будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки лягут в основном на предпринимателей и работников негосударственных предприятий. Распределение бремени повышения личных налогов зависит от того, будет ли это распределение пропорциональным или прогрессивным. Поэтому правительство испытывает постоянное давление «групп интересов» и в случае своей слабости может оказаться вообще не способным к выбору и последовательному осуществлению своего политического курса.

В целом из анализа причин возникновения инфляции следует, что ее предотвращению лучше всего способствуют скоординированные действия правительства и частного сектора. Правительству следует в ходе:
а) фискальной политики стабилизировать государственные расходы и систему налогообложения;
б) денежной политики стремиться к равенству темпов роста предложения денег темпам роста производственного потенциала страны (национального дохода полной занятости);
в) валютной политики (которая рассматривается в главе 12)
не допускать импорта инфляции. В то же время предпринимателям и домашним хозяйствам при определении политики заработной платы следует придерживаться равенства темпов роста ставки заработной платы темпам роста производительности труда.

Краткие выводы

Комплексный анализ влияния инфляции на экономическую конъюнктуру можно провести, установив характер зависимости размеров совокупного спроса и совокупного предложения от темпа роста уровня цен, т.е. построив динамические функции этих макроэкономических агрегатов. Динамическая функция совокупного предложения основывается на:
а) обратной зависимости денежной ставки зарплаты от уровня безработицы;
б) прямой зависимости уровня национального дохода от уровня занятости;
в) инфляционных ожиданиях продавцов труда;
г) ценообразовании по методу «затраты плюс».
В системе координат tyt график динамической функции совокупного предложения с адаптивными инфляционными ожиданиями имеет положительный наклон в коротком периоде и перпендикулярен к оси абсцисс в длительном периоде. При рациональных инфляционных ожиданиях величина реального национального дохода совершенно неэластична по темпу инфляции (график yS(t) всегда перпендикулярен к оси абсцисс).

Для построения динамической функции совокупного спроса необходимо:
а)различать номинальную и реальную ставки процента,
б)установить зависимость спроса на инвестиции от ожидаемой реальной ставки процента и
в)представить в виде приращений зависимость объема совокупного спроса от определяющих его факторов.
Ее график в системе координат tyt имеет отрицательный наклон, так как при заданном номинальном количестве денег с повышением темпа инфляции уменьшаются реальные кассовые остатки, что ведет к повышению реальной ставки процента и снижению совокупного спроса.

Точка пересечения графиков динамических функций совокупного спроса и совокупного предложения на перпендикуляре национального дохода полной занятости соответствует динамическому равновесию экономики, при котором темп инфляции постоянен и равен темпу прироста предложения денег.

Равновесный темп инфляции повышается (понижается) вслед за повышением (понижением) темпа прироста предложения денег. При этом в случае адаптивных ожиданий во время перехода от одного равновесного состояния к другому возникает конъюнктурный цикл. В первой фазе этого цикла ускорение инфляции сопровождается ростом национального дохода. Затем наступает фаза стагфляции, характеризующаяся снижением объема реального национального дохода при продолжающемся росте уровня цен; причем рост последнего опережает рост количества находящихся в обращении денег. В случае рациональных инфляционных ожиданий изменение темпа прироста денег сразу, минуя конъюнктурный цикл, изменяет темп инфляции в том же направлении.

Разовое увеличение государственных расходов (автономного спроса) без увеличения темпа прироста денег при адаптивных ожиданиях вызывает конъюнктурный цикл, после которого темп инфляции восстанавливается на прежнем уровне. При рациональных ожиданиях фискальный импульс полностью нейтрализуется «эффектом вытеснения».

Непременным условием возникновения или ускорения инфляции является повышение темпа прироста предложения денег. При экзогенном увеличении темпа роста денежной массы говорят, что инфляция имеет монетарное происхождение. Если ускорение предложения денег явилось следствием изменений в реальном секторе экономики (рост издержек производства, структурные сдвиги спроса), то инфляция имеет немонетарный характер.

Важнейшим социально-экономическим следствием инфляции является перераспределение дохода и имущества между населением и государством, а также между различными слоями населения, снижающее эффективность использования производственных ресурсов страны.

Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является снижение темпа прироста денежной массы, приводящее к спаду производства и сокращению занятости. История гиперинфляций, разразившихся в первой половине 90-х гг. в большинстве стран, переходивших от централизованно управляемой к рыночной экономике, подтверждает этот вывод теории инфляции. Выбор между двумя вариантами антиинфляционной политики - шоковой терапии и градуирования - осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране.

В микроэкономике экономическая роль государства сводится к:
а) производству общественных благ;
б) перераспределению национального дохода в целях предотвращения чрезмерной дифференциации доходов и имущества граждан, порождающей социальную напряженность в обществе;
в) защите конкуренции и регулированию деятельности естественных монополий;
г) устранению недостатков рыночного механизма, связанных с отрицательными и положительными внешними эффектами при производстве частных благ и асимметричностью информации при заключении рыночных сделок.

Макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики, целями которой являются:
а) поддержание ОЭР при полной занятости;
б) устойчивый рост экономики;
в) стабильный уровень цен и
г) сбалансированный платежный баланс страны.

Рис.  Фактические и намечавшиеся
значения макроэкономических
показателей России в 2000 г


Совокупность целей стабилизационной политики, представленная в графическом виде, образует так называемый «золотой четырехугольник». Сравнение конфигураций четырехугольников, построенных на основе планируемых и фактических показателей, дает представление о результативности стабилизационной политики. На рисунке изображены планировавшиеся и достигнутые значения четырех перечисленных показателей России в 2000 г.

По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы или нейтральны. Так, кривая Филлипса в коротком периоде иллюстрирует отношения субституции между темпом инфляции и уровнем занятости как целями экономической политики. В отношении взаимодополняемости обычно находятся рост национального дохода и занятость. Характер взаимозависимости между отдельными целями стабилизационной политики изменчив и определяется конкретной хозяйственной ситуацией. Так, если в фазе подъема вместе с ростом уровня цен растет национальный доход, то в периоды стагфляции рост уровня цен сопровождается снижением производства. Это наряду с ограниченными возможностями правительства влиять на развитие экономической конъюнктуры затрудняет построение «золотого четырехугольника», превращая его в «магический».

В данной части будут рассмотрены инструменты стабилизационной политики и их применение в ходе государственного регулирования рыночного хозяйства. На первом этапе абстрагируемся от воздействия заграницы на национальное хозяйство через валютные рынки и международный перелив капиталов, т.е. используем модель закрытой экономики.

http://www.e-doctrina.ru/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 45
Гостей: 45
Пользователей: 0