Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО) » Макроэкономика (1)

12.4. Действенность стабилизационной политики
15.12.2011, 15:05

Из содержания предыдущей и данной глав следует, что в соответствии с кейнсианской концепцией государство может целенаправленно воздействовать на экономическую конъюнктуру страны. Стоит ли ему использовать эту возможность? До 1970-х гг. большинство экономистов отвечало на этот вопрос положительно. Под влиянием учения Дж.М. Кейнса стабилизационная политика была причислена к основным задачам правительств.

В 1946 г. Конгресс США принял Закон о занятости, по которому «в сферу постоянно возобновляемых политических задач и ответственности федерального правительства входит обеспечение максимальной занятости, производства и покупательной способности»14. Эти задачи были подтверждены и расширены в Законе о полной занятости и сбалансированном росте, принятом в 1978 г. (Закон Хэмфри-Хоукинса). В ФРГ 8 июня 1967 г. был принят Закон о содействии стабильности и роста экономики, в соответствии с которым правительство ежегодно ставит конкретные цели относительно уровня цен, занятости, внешнеэкономического равновесия и темпа роста и обязуется содействовать их достижению. В какой мере это удавалось, можно судить по рис. 12.47, на котором отражены данные за 30 лет15.

Рис. 12.47. Плановые и фактические показатели стабилизационной политики ФРГ в 1968-1998 гг.


В России в 2000 г. правительство приняло программу «Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу (2000-2010 гг.)», которая в отличие от пятилетних планов социалистической экономики, директивно доводившихся до каждого предприятия, должна быть осуществлена посредством мероприятий стабилизационной политики.

Однако в ходе проведения стабилизационной политики правительства встречаются с рядом препятствий, снижающих ее эффективность.

Временные лаги

Между моментами отклонения экономической конъюнктуры от намеченного правительством состояния и принятия решения о проведении конкретных стабилизационных мероприятий, как правило, проходит некоторое время16. Кроме того, требуются определенные сроки для проведения в жизнь принятого правительством решения. Все это образует так называемый внутренний лаг. Обычно он более продолжителен при осуществлении фискальной политики, чем денежно-кредитной политики. Так, решение о проведении операций на открытом рынке ценных бумаг принимается более оперативно, чем об изменении системы налогообложения. Встроенные стабилизаторы имеют нулевой внутренний лаг. В случае предвидимых (например, сезонных) колебаний экономической конъюнктуры он становится отрицательной величиной. Можно, например, облегчить фирмам, специализирующимся на переработке сельскохозяйственной продукции, доступ к кредитам накануне сбора урожая и предотвратить тем самым резкое колебание ставки процента.

Период времени между началом осуществления мероприятий стабилизационной политики и изменением под их воздействием экономической конъюнктуры образует внешний лаг. Обычно он более продолжителен при проведении денежно-кредитной политики по сравнению с фискальной. Так, увеличение государственных расходов непосредственно повышает совокупный спрос, а покупка ценных бумаг Центральным банком сперва снизит ставку процента, и лишь затем, может быть, возрастет спрос на инвестиции17.

Рис. 12.48. Колебания экономической конъюнктуры при отсутствии и при проведении стабилизационной политики


В связи с наличием временных лагов дискреционная стабилизационная политика может оказать дестабилизирующее воздействие на экономическую конъюнктуру, что показано на рис. 12.48. Здесь сплошной линией отображена динамика национального дохода без государственного регулирования экономики, а пунктирной - при осуществлении экспансионистской стабилизационной политики в момент t0 и контрактивной - в момент t1. Поскольку стабилизационные мероприятия государства могут усилить конъюнктурные колебания экономической активности, то в случае кратковременных (преходящих) нарушений экономического равновесия правительству лучше не использовать свои возможности регулирования хозяйственной конъюнктуры.


Роль ожиданий

В ходе разработки программы стабилизационных мероприятий правительству необходимо учитывать способ формирования ожиданий экономических субъектов. В то же время эти ожидания сами зависят от характера стабилизационной политики.

В соответствии с концепцией рациональных ожиданий предвидимая экономическая политика может не дать желаемых результатов. Так, в ответ на объявленное намерение в двое увеличить предложение денег в целях стимулирования совокупного спроса предприниматели удвоят цены благ, а профсоюзы - цену предложения труда. На этом основании правительство может посчитать целесообразным преподносить частному сектору сюрпризы, т.е. заранее не оповещать «публику» о планируемых экономических мероприятиях. В результате стабилизационная политика вместо снижения неопределенности ведения бизнеса будет ее увеличивать.

Кроме того, существует «парадокс доверия»: если разработанная на определенный период правительственная программа экономических мероприятий завоевала доверие частного сектора, то после этого отказ от своих обязательств может представится властям оптимальным с общественных позиций поведением. Суть этого парадокса раскрывает модель Барро-Гордона, основанная на идеях исследований Ф. Кидланда и Е. Прескотта18.

Пусть, например, правительство обязуется снизить естественный уровень безработицы при определенном темпе инфляции (выбирает точку на кривой Филлипса). Отношение общества к существованию безработицы и инфляции отображается функцией общественных издержек

где u и u* - соответственно фактический и естественный уровни безработицы; a и b положительные коэффициенты, выражающие относительную значимость для общества двух находящихся в отношении субституции целей;  - показатель намечаемого снижения безработицы (0 <  < 1). Иначе говоря, правительство полагает, что общественное благосостояние снижается, если фактическая безработица превышает установленную величину и (или) растет инфляция.

Существующее соотношение между темпом инфляции и уровнем безработицы характеризуется модифицированной кривой Филлипса

Она ограничивает область переменных в функции общественных издержек. С учетом этого ограничения функцию общественных издержек можно представить так:

Общественные издержки будут минимальны при

(12.4)

Уравнение (12.4) представляет стратегию поведения денежных властей в игре с публикой (уравнение реакции на инфляционные ожидания); по нему они рассчитывает минимизирующий общественные издержки темп инфляции при любом значении инфляционных ожиданий.

Если денежные власти поддерживают обещанный темп инфляции и частный сектор доверяет им, то  = e; тогда функция общественных издержек принимает вид

и достигает минимума при

В этом случае, как следует из кривой Филлипса, u = u* , а общественные издержки равны

(12.5)

Парадокс доверия состоит в том, что такое состояние экономики представляется не оптимальным. Как следует из уравнения реакции (12.4), при e = 0 оптимальным будет темп инфляции, равный

(12.6)

Поскольку  < 1, то правая часть равенства (12.6) положительна.

Дальнейшее развитие событий зависит от типа инфляционных ожиданий. При рациональных ожиданиях они будут формироваться по формуле (12.6) и тогда  = e > 0. Из выражения (12.4) следует, что в этом случае темп инфляции будет равен

(12.7)

При статических ожиданиях (et = t-1) этот же тем инфляции будет достигнут через несколько ходов в игре между денежными властями и публикой; наглядно это показано на рис. 12.49.

Рис. 12.49. Динамика инфляции при статических ожиданиях


Посмотрите числовые иллюстрации в  12.8 и  12.6.

Политические циклы

В возможности правительств регулировать текущую экономическую конъюнктуру таится опасность злоупотребления ею в узко партийных интересах. Так, сразу после прихода к власти новое правительство может искусственно ограничивать экономическую активность, оправдываясь «тяжелым наследием» от предшествующего правительства, а ко времени очередных выборов стимулировать экономический рост, порождая таким образом «политические» деловые циклы.

В связи с этим заслуживают внимания рекомендации проводить стабилизационную политику по законодательно установленным правилам, т.е. вместо дискреционной осуществлять регламентированную стабилизационную политику. Так, можно установить правило, по которому предложение денег увеличивается на определенный процент в зависимости от темпа прироста национального дохода или уровня безработицы, переводя тем самым мероприятия дискреционной политики в число встроенных стабилизаторов.

В целом можно отметить, что в последние 30 лет в экономической науке отмечается заметное охлаждение к активным дискреционным мероприятиям денежной и особенно фискальной политики. Признание возможностей государства посредством этих инструментов воздействовать на экономическую конъюнктуру страны сочетается с сомнениями в целесообразности такого воздействия. Наглядным примером изменения взглядов экономистов на роль государства в хозяйственной жизни могут служить следующие две цитаты из популярного учебника П. Самуэльсона «Экономика», одна из которых содержится в вышедшем на английском языке в 1962 г. 6-м издании, а другая - в 15-м издании 1995 г. В первом случае он писал: «Повсюду в свободном мире правительства и центральные банки показали, что они могут преодолеть резкий спад. Они имеют оружие фискальной политики (расходы и налоги) и денежно-кредитной политики (операции на открытом рынке, дисконтная политика, регулирование нормы законных резервов), с помощью которых могут воздействовать на факторы, определяющие национальный доход и занятость. Подобно тому как мы отказались от позиции покорного примирения с болезнями, нам нет необходимости мириться с массовой безработицей»19.

Через 33 года этот вывод из раздела, посвященного методам стабилизационной политики государства, звучит по-иному: «После кейнсианской революции капиталистические демократические страны решили, что они в состоянии добиться процветания и высоких темпов экономического роста, избегая в то же время крайностей безработицы и инфляции, нищеты и богатства, привилегированности и отторжения. Многие из этих целей были достигнуты, так как в ту пору страны с рыночной экономикой переживали период невиданного экономического подъема и роста занятости. Все это время марксисты предрекали гибель капитализма в ходе грядущего катастрофического кризиса; экологи предсказывали, что страны с рыночной экономикой задохнутся в своих отходах и выбросах; а сторонники свободного рынка выражали беспокойство о том, что лекарства, применяемые государством, наносят экономике больший вред, чем ее болезни. Однако все эти пессимисты проглядели дух предприимчивости, который обрел свободу благодаря рынку и стал источником непрерывного потока научно-технических достижений. <....> Роль государства заключается в том, чтобы создавать свободные конкурентные условия и поддерживать базовые научно-технические исследования20».

Приведем также мнение У. Баумоля, высказанное им в его работе, посвященной итогам развития экономической науки в ХХ в.: «Сегодня гораздо больше скептицизма в отношении способности налоговой и денежно-кредитной политики лавировать между безработицей и инфляцией, ее возможности предотвращать их одновременное появление (разве что в относительно краткосрочном периоде). И тем не менее разработчики экономической политики, несомненно, ощущают, что они стали гораздо лучше понимать возможности своего выбора, чем их предшественники в начале века. Они сознают также, что уже накоплен значительный массив аналитических работ как кейнсианских, так и монетаристских, которые они обязаны освоить и которые способны дать если не надежную систему правил поведения, то, по крайней мере, лучшее понимание ситуации»21.

Изменению взглядов на возможности и роль государства в поддержании устойчивой экономической конъюнктуры в значительной степени способствовали работы «новых классиков», из которых следует, что вместо «точной настройки» национальной экономики правительству следует содействовать снижению неопределенности и укреплению доверия к экономической политике со стороны населения.

Краткие выводы

В качестве комбинации целей проведения стабилизационной политики в открытой экономике выступает двойное равновесие - совместное равновесие на всех макроэкономических рынках страны при полной занятости и нулевом сальдо ее платежного баланса.

Сальдо платежного баланса страны равно нулю, если чистый экспорт товаров и услуг равен чистому экспорту капитала. От состояния платежного баланса зависит количество денег, обращающихся внутри страны, а следовательно, и общая экономическая конъюнктура. На состояние платежного баланса наряду с уровнем экономической активности внутри страны влияют текущий курс национальной денежной единицы на валютном рынке, разница между уровнем цен в стране и за границей, отличие между ставками процента и соотношением темпов инфляции внутри страны и за границей.

Кроме инструментов фискальной и денежно-кредитной политики, для воздействия на экономическую конъюнктуру в открытой экономике у правительства есть возможность использовать валютную политику в виде регулирования курса национальной валюты и условий перелива мирового капитала. В то же время в условиях фиксированного валютного курса Центральный банк не может проводить самостоятельную денежную политику, а при плавающем валютном курсе результативность фискальной политики тем ниже, чем мобильнее перелив капиталов между странами.

Необходимый для достижения двойного равновесия конкретный набор мероприятий стабилизационной политики предопределяется текущим состоянием экономической конъюнктуры; при этом действует правило: используйте одновременно столько разновидностей экономических политик, сколько целей предусматривает достичь.

При оценке эффективности стабилизационной политики государства неоклассики и кейнсианцы кардинально расходятся. По мнению неоклассиков, стабилизационная политика государства в лучшем случае бесполезна. Кейнсианцы рассматривают ее в качестве средства повышения эффективности функционирования национальной экономики в коротком периоде. Действенность стабилизационных мероприятий правительства в значительной степени зависит от того, как решаются проблемы, связанные с временными лагами и распределением полномочий при стремлении к одновременному достижению нескольких находящихся в отношении субституции целей.

Результативность стабилизационной политики возрастает по мере сокращения временного лага между моментом возникновения нежелательного изменения конъюнктуры и началом действия стабилизационных мероприятий. Распределение полномочий между инстанциями, ответственными за достижение намеченных целей, должно быть направлено на предотвращение взаимной нейтрализации совместно используемых инструментов стабилизационной политики.

Одним из условий эффективности стабилизационной политики государства является ее предсказуемость для хозяйственных субъектов. Преподнесение правительством «сюрпризов» при проведении экономической политики с целью получения сиюминутных результатов в итоге повышает общественные издержки ведения национального хозяйства.

http://www.e-doctrina.ru/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 32
Гостей: 32
Пользователей: 0