Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ » Экономический анализ: учебный курс 1

15.6.3. Оценка эффективности лизинговых операций
19.12.2011, 19:23

Эффективность лизинговых операций оценивается как лизингодателем, так и лизингополучателем. Оценка осуществляется на основе сравнения преимуществ и недостатка лизинговых операций с преимуществами и недостатками традиционных источников финансирования, с помощью абсолютных и относительных показателей эффективности.

Для оценки используются такие абсолютные показатели, как текущая стоимость платежей по лизингу и стоимость в случае покупки оборудования за счет кредита или собственных средств.

Если текущая стоимость по лизингу будет меньше, чем текущая стоимость кредитных ресурсов, то выгоднее лизинг и наоборот.

Для оценки эффективности лизинга рассчитывают относительные показатели:

¨ рентабельность лизинга ¾ отношение суммы полученной прибыли (ПРл) к сумме затрат по лизингу (Зл):

Рл = ПРл / Зл;

¨ срок окупаемости лизинга:

· для предприятия-лизингополучателя ¾ отношение суммы лизинговых платежей (ПЛ) к среднегодовой сумме дополнительной прибыли от применения арендуемых средств (ДПРар):

Ток = ПЛ : ДПРар;

· для лизингодателя ¾ отношение затрат по лизингу (Злд) к среднегодовой сумме чистой прибыли (ЧПРлд):

Токлд = Злд : ЧПРлд.

Затраты по лизингу у лизингодателя: стоимость приобретения основных средств у производителей, сумма процентов за кредиты банка, если покупка производилась за их счет, сумма взносов за страхование лизингового имущества, сумма затрат по гарантированному обслуживанию сданных в аренду средств, зарплата персонала и другие издержки.

Прирост прибыли у лизингополучателя за счет использования лизинговых операций на практике определяется различными способами. Например, фактическая прибыль, полученная за счет лизинга (ПРфл), может быть рассчитана как произведение фактической прибыли предприятия (ПРф) и удельного веса реализованной продукции, изготовленной на лизинговом оборудовании (Дрл):

ПРфл = ПРф ´ Дрл.

Рассмотрим эффективность лизинговых операций на примере принятия решения о методе финансирования инвестиций предприятия.

 

Пример 15.21. Руководство ООО «Лакто» планирует приобретение нового технологического оборудования по производству пеноблоков, стоимость которого составляет 1534 тыс. руб. (в том числе НДС по ставке 18% ¾234 тыс. руб.) Нормативный срок службы имущества ¾ 15 лет. Рассматриваются три варианта финансирования капитальных вложений: приобретение оборудования за свой счет; приобретение оборудования за счет кредита; приобретение оборудования через лизинг. Для приобретения имущества предприятие-лизингодатель использует кредит, взятый на срок договора лизинга. Процентная ставка составляет 10% годовых. Возврат кредита осуществляется равными долями в конце очередного года в течение пяти лет.

Комиссионное вознаграждение составит 4% от общей суммы лизинговых платежей без учета налога на добавленную стоимость.

Предприятие имеет возможность использовать банковский кредит на приобретение имущества. Сроки, процентные ставки, а также иные условия кредитования в целях сопоставимости анализа совпадают с условиями кредита, взятого предприятием для покупки имущества и сдача в лизинг.

Налогообложение осуществляется по общему режиму, при этом ставка налога на прибыль составляет 24%; ставка НДС ¾ 18%. Выбрать наилучший вариант финансирования капитальных вложений, при котором будет минимум совокупных затрат при одинаковых размерах и условиях кредитования и при условии обеспечения сопоставимости вариантов по масштабам, времени и уровню риска.

Решение:

Для сравнения необходимо учитывать совокупные затраты предприятия при соответствующих вариантах финансирования, которые представлены в табл. 15.17.

Таблица 15.17

Совокупные затраты предприятия при различных вариантах финансирования

И при лизинге, и при кредите предприятие имеет возможность возмещать уплаченный НДС ежемесячно в размере НДС, начисленного в составе лизинговых платежей. Следует отметить, что у каждого предприятия данная величина индивидуальна и зависит от размера НДС, подлежащего к уплате в бюджет, а также других налогов, зачисляемых в бюджет федерального уровня.

В условиях лизинга предприятие вправе использовать коэффициент ускоренной амортизации (k = 3), поэтому срок списания объекта уменьшается до пяти лет. Срок действия договора лизинга совпадает со сроком амортизации имущества.

Оценка источников финансирования капитальных вложений ООО «Лакто»:

¨ 1-й вариант ¾ покупка оборудования за счет собственных средств.

При покупке имущества за счет собственных средств у предприятия отсутствуют кредитные взаимоотношения с банком. Отток денежных средств равен размеру стоимости оборудования. На оборудование будет начисляться амортизация, при этом необходимо иметь в виду, что в данной ситуации к норме амортизации не применяется коэффициент ускорения (к = 3), использование которого возможно при лизинге. При прочих равных условиях, по сравнению с лизингом, это приводит к увеличению срока списания имущества и, соответственно, к увеличению суммы налога на имущество, которую должен заплатить балансодержатель.

Сумма «входящего» НДС предъявляется бюджету, поэтому на данную величину совокупные затраты уменьшаются. В табл. 15.18 представлены результаты расчетов по каждой составляющей затрат и совокупные затраты при приобретении оборудования за счет собственных средств. Амортизация начисляется линейным методом, т. е. списание стоимости происходит равными долями каждый период.

Чистый денежный поток при данном варианте финансирования составит: 1774,610 тыс. руб.

¨ 2-й вариант финансирования ¾ покупка оборудования за счет кредита.

Оборудование сразу становится собственностью предприятия, хотя и обременено залогом в обеспечение возврата банковского кредита. Бухгалтерией предприятия будет начисляться амортизация, при этом необходимо иметь в виду, что в данной ситуации, так же как и при покупке за счет собственных средств, к норме амортизации не применяется коэффициент ускорения, использование которого возможно при лизинге.

Сумма «входящего» НДС также предъявляется бюджету, поэтому на данную величину совокупные затраты уменьшаются. В табл. 15.18 приведены результаты расчетов основных видов затрат и совокупных затрат предприятия в случае покупки за счет кредита.

Таблица 15.18

Совокупные затраты при приобретении оборудования за счет собственных средств (тыс. руб.)

* Отметим, что в данном случае потери при покупке оборудования за счет собственных средств составят 484,421 тыс. руб. (для оттока денежных средств в размере 1534 тыс. руб. (стоимость оборудования) ООО «Лакто» должно заплатить налог на прибыль по ставке 24% в размере 484,421 тыс. руб.)

Оценим финансовые последствия для ООО «Лакто» при покупке за счет кредита.

1. При покупке имущества за счет кредита после ввода объекта в эксплуатацию проценты за кредит относятся фактически за счет собственных источников у приобретателя. Таким образом, при уплате приобретателем банку 460,2 тыс. руб. в виде процентов потери по налогу на прибыль составят 145,33 тыс. руб. при ставке 24%. Эта величина выражает сумму налога на прибыль, которую должно заплатить предприятие, прежде чем у нее появится возможность произвести расход в размере 460,2 тыс. руб.

2. Начисленная амортизация в течение рассматриваемых пяти лет составит 433,333 тыс. руб., а общая сумма налога на имущество составит 123,93 тыс. руб. При списании указанных сумм на себестоимость ООО «Лакто» уменьшает отток денежных средств по налогу на прибыль суммарно на 138,878 тыс. руб.

Таблица 15.19

Совокупные затраты при приобретении оборудования за счет кредита (тыс. руб.)

Величина совокупных затрат при использовании второго варианта финансирования ¾ кредита составляет 1890,581 тыс. руб.

¨ 3-й вариант финансирования ¾ лизинговая операция.

Определим совокупные затраты предприятия при использовании лизинговой схемы. В этом случае ООО «Лакто» осуществляет периодические лизинговые платежи, которыми полностью возмещает стоимость оборудования, которое по окончании договора полностью переходит в его собственность. В структуру лизингового платежа входят: ежегодная сумма выплат по кредиту, взятому лизингодателем на покупку оборудования; проценты за кредит ¾по ставке 10%, сумма налога на имущество ¾ 2,2% (оборудование учитывается на балансе лизингодателя); комиссионное вознаграждение в размере 4% от суммы лизингового платежа.

Из лизингового платежа исключается сумма налога на добавленную стоимость в цене имущества, которое лизингодатель в полном объеме предъявляет бюджету. Порядок расчета представлен в табл. 15.20.

Таблица 15.20

Расчет лизинговых платежей (тыс. руб.)

Общая сумма лизинговых платежей составляет 2250,68 тыс. руб., что на 46,72% больше цены оборудования (1534 тыс. руб.).

В то же время сумма НДС в составе лизинговых платежей составляет 343,32 тыс. руб. (на эту сумму предприятие уменьшает реальные выплаты НДС в бюджет). Кроме того, общая сумма лизинговых платежей без налога на добавленную стоимость списывается в полном объеме на себестоимость, что в итоге при ставке налога на прибыль организаций 24% дает налоговую экономию в размере 457,76 тыс. руб. (расчет: (гр. 13 - гр. 12) ´ 24%). Таким образом, чистый денежный поток у лизингополучателя за весь период договора лизинга составляет 1449,59 тыс. руб. (табл. 15.21). То есть эту сумму можно трактовать как величину непосредственных затрат при лизинговой схеме для приобретения оборудования.

Таблица 15.21

Совокупные затраты при лизинге (тыс. руб.)

На рис. 15.6 представлена динамика чистого денежного потока для рассматриваемых источников финансирования.

Рис. 15.6. Динамика чистого денежного потока при выборе источника финансирования

Таким образом, наилучшим в данной ситуации является применение лизинговой схемы для приобретения оборудования. Это позволяет по сравнению с кредитом сэкономить 440,99 тыс. руб. А по сравнению с вариантом, покупкой оборудования за собственный счет дает экономию в размере 325 тыс. руб.

На практике условия приобретения имущества, как правило, существенно усложняются. Возможны дополнительные условия финансирования сделок: размер предоплаты, налоговые льготы по кредитуамортизации и т. п.

http://www.sibe.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 43
Гостей: 43
Пользователей: 0