Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ » Экономический анализ: учебный курс 1

5.7. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19.12.2011, 14:22

Рентабельность организации по основным видам деятельности существенно зависит от таких факторов, как:

ПРП ¾ прибыль от продаж;

С ¾ себестоимость реализованной продукции;

КР ¾ коммерческие расходы за период;

УР ¾ управленческие расходы за период.

Для оценки влияния изменения этих факторов на изменение рентабельности организации по основным видам деятельности воспользуемся четырехфакторной моделью вида:

Рпр = ПРП : (С + КР + УР).

По данным балансовой отчетности имеем:

Себестоимость:

С0 = 1630 тыс. руб.;    С1 = 2090 тыс. руб.

Коммерческие расходы:

КР0 = 120 тыс. руб.;    КР1 = 160 тыс. руб.

Управленческие расходы:

УР0 = 340 тыс. руб.;    УР1 = 543 тыс. руб.

Общие расходы:

ОР0 = 2090 тыс. руб.;    ОР1 = 2793 тыс. руб.

Прибыль от продаж:

ПРП0 = 514 тыс. руб.;    ПРП1 = 709 тыс. руб.

Рентабельность организации по обычным видам деятельности (расчеты проводим с точностью до пяти знаков) в базисный и отчетный периоды равна:

Рпр0 = 514 :(1630 + 974 + 120) = 514 : 2090 = 0,245933;

Рпр1 = 709 : (2090 + 160 + 543) = 709 : 2793 = 0,253849.

Изменение рентабельности полных расходов на реализацию продукции:

абсолютное:

DРпр = Рпр1 - Рпр0 = 0,253849 - 0,245933 = 0,007916.

Рентабельность организации по обычным видам деятельности увеличилась на 7,92%.

Оценим влияние перечисленных факторов на изменение рентабельности полных расходов в следующей последовательности:

1. Определим влияние изменения прибыли от продаж на прирост рентабельности, первый фактор (ПРП) рассматриваем в сравнении, а следующие (С, УР, КР) ¾ по базису:

DРпр(ПРП) = (ПРП1 - ПРП0) : (С0 + КР0 + УР0= (709 - 514) : (1630 + 120 + 340) = 195: 2090 = 0,0933.

За счет увеличения прибыли от продаж на 195 тыс. руб. рентабельность по обычным видам деятельности увеличилась на 0,0933 пункта.

2. Определим влияние изменения себестоимости продукции на прирост рентабельности (первый фактор (ПРП) рассматриваем по отчету, второй (С) ¾ в сравнении, а следующие (КР, УР) по базису):

DРпр(С) = [ПРП1 : (С1 + КР0 + УР0)] - [ПРП1 : (С0 + КР0 + УР0)] =
= 709 : (2090 + 120 + 340) - 709 : (1630 + 120 + 340) = 709 : 2550 - 709 : 2090 =
= 0,278039 - 0,339234 = -0,061195,        или на 6,12%.

Увеличение себестоимости продукции на 460 тыс. руб. (2090 - 1630 = 460) привело к снижению рентабельности на 0,061195 пункта.

3. Определим влияние изменения коммерческих расходов на прирост рентабельности по обычным видам деятельности (первый и второй факторы (ПРП), (С) рассматриваем по отчету, третий фактор (КР) ¾ в сравнении, а следующий (УР) по базису):

DРпр(КР) = [ПРП1 : (С1 + КР1 + УР0)] - [ПРП1 : (С1 + КР0 + УР0) ] =
= 709 : (2090 + 160 + 340) - 709: (2090 + 120 + 340) = 709 : 2590 - 709 : 2550 =
= 0,273745 - 0,278039 = -0,004294,         или на -0,43%.

Увеличение коммерческих расходов на 40 тыс. руб. (160 - 120 = 40) привело к уменьшению рентабельности на 0,00429 пункта.

4. Определим влияние изменения управленческих расходов на прирост рентабельности по обычным видам деятельности (первый фактор (ПРП), второй (С) и третий (УР) рассматриваем по отчету, а (УР) ¾ в сравнении):

DРпр(УР) = [ПРП1 : (С1 + КР1 + УР1)] - [ПРП1 : (С1 + КР1 + УР0)] = 
= 709 : (2090 + 160 + 543) - 709 : (2090 + 160 + 340) = = 709 : 2793 - 709 : 2590 = 0,253849 - 0,273745 = -0,019896.

Увеличение управленческих расходов на 203 тыс. руб. (543 - 340 = 203) привело к снижению рентабельности на 0,0199 пункта.

Совместное влияние факторов:

0,0933 + (-0,06119) + (-0,00429) + (-0,019896) = 0,007924.

Наибольшее влияние на уменьшение рентабельности организации по основным видам деятельности оказало увеличение себестоимости продукции и увеличение управленческих расходов, поэтому необходимо провести углубленный анализ, позволяющий наметить мероприятия по снижению расходов по основным видам деятельности.

Углубленный анализ уровня рентабельности по обычным видам деятельности необходимо проводить с помощью факторного анализа относительных показателей, влияющих на рентабельность по основным видам деятельности.

Преобразуем четырехфакторную модель рентабельности по основным видам деятельности:

Рпр = ПРП : (С + КР + УР) = [ПРП : В] : [(С : В) + (КР : В) + (УР : В)] = У1 : (У2 + У3 + У4),

где У1 ¾ рентабельность продаж по прибыли от продаж;

У2 ¾ доля себестоимости в выручке;

У3 ¾ доля коммерческих расходов в выручке;

У4 ¾ доля управленческих расходов в выручке.

Для проведения анализа значения перечисленных факторов, рассчитанные выше, сведем в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Динамика факторов, влияющих на рентабельность организации 
по основным видам деятельности

Используя данные табл. 5.3, проведем факторный анализ рентабельности организации по основным видам деятельности в следующей последовательности:

1) определим влияние изменения рентабельности продаж (У1) на прирост рентабельности по основной деятельности:

DРпр(У1) = (У11 - У10) : (У20 + У30 + У40= 0,005067 : (0,62596 + 0,046083 + 0,130568) = 0,00631.

Увеличение рентабельности продаж на 0,0051 пункта привело к увеличению рентабельности по основной деятельности на 0,00631 пункта, или на 0,63%;

2) определим влияние изменения доли себестоимости реализованной продукции в выручке от продаж (У2) на прирост рентабельности по основной деятельности:

DРпр(У2) = [У11 : (У21 + У30 + У40)] - [У11 : (У20 + У30 + У40)] =
= 0,202456 : (0,596802 + 0,046083 + 0,130568) - 0,202456 : (0,62596 + 0,046083 + 0,130568) = 0,00951.

Уменьшение доли себестоимости реализованной продукции в выручке от продаж привело к увеличению рентабельности по основной деятельности на 0,00951 пункта, или на 0,95%;

3) определим влияние изменения доли коммерческих расходов в выручке (У3) на прирост рентабельности по основной деятельности:

DРпр(У3) = [У11 : (У21 + У31 + У40)] - [У11 : (У21 + У30 + У40)] =
= 0,202456 : (0,596802 + 0,045688 + 0,130568) - 0,202456 : (0,596802 + 0,046083 + 0,130568) = 0,00013.

Уменьшение доли коммерческих расходов в выручке от продаж привело к увеличению рентабельности по основной деятельности на 0,00013 пункта, или на 0,013%;

4) определим влияние изменения доли постоянных расходов в выручке (У4) на прирост рентабельности по основной деятельности:

DРпр(У4) = [У11 : (У21 + У31 + У41)] - [У11 : (У21 + У31 + У40)] =
= 0,202456 : (0,596802 + 0,045688 + 0,155054) - 0,202456 : (0,596802 + 0,045688 + 0,130568) = -0,0080.

Увеличение доли постоянных расходов в выручке от продаж привело к снижению рентабельности по основной деятельности на 0,008 пункта, или на 0,8%.

Совместное влияние факторов соответствует приросту рентабельности по обычным видам деятельности.

Использование факторного анализа позволяет не только выявить влияние изменения качественных показателей на эффективность деятельности организации, но и оценить эффективность планируемых мероприятий по повышению уровня рентабельности.

Так, например, если рентабельность продаж повысить на 5%, а долю каждой составляющей рентабельности, стоящей в знаменателе, снизить соответственно на 1, 2 и 3%, то рентабельность по обычным видам деятельности составит:

Рпр = У1 : (У2 + У3 + У4) = 0,202456 ´ 1,05 : (0,596802 ´ 0,99 + + 0,045688 ´ 0,98 + 0,155054 ´ 0,97) = 0,270452841221 = 0,270453.

Темп роста рентабельности составит: 0,270453 : 0,253849 = 1, 066, т. е. рентабельность по обычным видам деятельности повысится на 6,6%.

http://www.sibe.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0