Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ » Экономический анализ: учебный курс 2

12.2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ТОВАРА
19.12.2011, 21:44

Качество ¾ это совокупность потребительных свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, составляющих его качество, называется показателем качества товара. Рассмотрим содержание различных показателей, характеризующих качество товара.

Достигнутый в организации уровень качества товара не является стабильным длительное время, так как требования потребителей, методы производства и политика конкурирующих организаций непрерывно изменяются.

В процессе анализа показателей качества изучают их динамику, достигнутый уровень, причины изменений.

Для оценки выполнения плана по качеству товара используют различные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества товара, затем путем сравнения фактического и планового уровня находят процент его выполнения. Оценка выполнения плана по качеству товара производится по удельному весу бракованных и рекламационных товаров.

Анализ качества товара целесообразно представить в виде таблицы (табл. 12.5).

Таблица 12.5

Анализ обобщающих показателей качества товара

Оценки, приведенные в таблице, показывают, что за отчетный период организацией проделана работа по улучшению качества товара, о чем свидетельствует увеличение удельного веса товара высшей категории качества на 10% по сравнению с прошлым периодом, а также повышение удельного веса экспортируемых товаров. Уменьшению доли бракованных товаров способствовало снижению потерь от брака на 120 тыс. руб. Наряду с этим, отрицательным фактором явился рост рекламаций от потребителей товаров.

По товарам, качество которых характеризуется сортом или кондицией, рассчитывают их долю в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенную цену товаров в сопоставимых условиях (табл. 12.6). При оценке выполнения плана по структуре фактическую долю каждого сорта в общем объеме товаров сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества ¾ с данными прошлых периодов.

Таблица 12.6

Анализ качества товара Х

Из таблицы 12.6 следует, что если бы весь товар продавался по цене первого сорта, то плановый объем производства составил бы 18 300 тыс. руб., что на 3050 тыс. руб. больше реального планового показателя, а фактический объем производства вырос бы до 19 500 тыс. руб., что на 3250 тыс. руб. больше реального значения. Сумма 3250 тыс. руб. ¾ упущенная выгода организации.

Коэффициент сортности рассчитывается для отдельного вида товара по формуле

где Qi ¾ количество товаров i-го сорта;

Рi ¾ цена единицы товара i-го сорта;

Рв ¾ цена единицы продукции высшего сорта;

m ¾ количество сортов данного вида продукции.

В случае если бы все товары были первосортными, то плановая стоимость выпуска товара составила бы 18 300 тыс. руб., фактическая ¾ 19 500 тыс. руб.

Коэффициенты сортности плановый и фактический соответственно:

Увеличение или снижение выпуска товаров по сортности в отчетном периоде по сравнению с планом определяется по формуле

для нашего примера DКсорт = 0,896 : 0,895 = 1,001.

Резерв повышения качества товара равен разности между стоимостью реального выпуска товара и выпуска только первосортного товара, что составляет:

¾ для плановых показателей: 18 300 - 16 380 = 1920 (руб.);

¾ для фактических показателей: 19 500 - 17 480 = 2020 (руб.).

Качество товара является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы организации, как выпуск товара, выручка от продаж, прибыль.

Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости товара, поэтому формулы для расчета имеют вид:

¾ изменение объема производства товаров:

DVП = (Р1 - Р0´ QК,  (12.3)

¾ изменение выручки от продаж:

DВ = (Р1 - Р0´ QПК,  (12.4)

¾ изменение прибыли:

DП = [(Р1 - Р0´ QК] - [(C1 - C0´ QПК],  (12.5)

где Ц0, Ц1 ¾ соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0, С1 ¾ себестоимость изделия до и после изменения качества;

QК ¾ количество произведенного товара повышенного качества;

QПК ¾ количество проданного товара повышенного качества.

Полезным также является анализ влияния сортового состава товара на объем выпуска каждого изделия в стоимостном выражении (табл. 12.7).

Таблица 12.7

Влияние сортового состава товара на изменение его цены

Из таблицы видно, что с улучшением качества товара относительно плановых показателей (увеличением товара I сорта и уменьшением доли товара II сорта) средняя цена увеличилась на 1,6 руб., а стоимость всего фактического выпуска ¾ на 26 тыс. руб. (16 250 шт. ´ 1,6 руб.).

Аналогичные расчеты выполняют по всем видам товаров, по которым установлен сорт, после этого результаты обобщают.

Важным косвенным показателем качества товаров является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный в организации) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск бракованного товара ведет к росту себестоимости и снижению объема товара, прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака(табл. 12.8).

Таблица 12.8

Анализ потерь от брака товаров

(тыс. руб.)

Основными причинами понижения качества товаров могут быть:

¾ плохое качество сырья;

¾ низкий уровень технологии и организации производства;

¾ низкая квалификация работников;

¾ аритмичность производства и др.

После изучения причин снижения качества и допущенного брака товаров по местам их возникновения определяют центры ответственности и разрабатывают мероприятия по их устранению. Экономическая эффективностьтаких мероприятий оценивается на основе показателей изменения уровня качества товаров, повышения прибыли и (или) снижения затрат (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Оценка эффективности мероприятий по изменению качества товара

Достижение оптимального качества невозможно без значительной работы в области планирования, проектирования, производства, сбыта и обслуживания.

http://www.sibe.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0