Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА » Экономика

Конкуренция и ее виды
16.12.2011, 14:01
Конкуренция и её виды.


Еще одним элементом рыночного механизма саморегулирования является конкуренция.

Конкуренция (от лат. concurrere — сталкивать, состязаться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

По своему характеру и методам ведения конкуренция может быть как добросовестнойцивилизованной, так и недобросовестнойнецивилизованной.

Цивилизованная конкуренция – выступает как внешняя побудительная сила, которая заставляет обособленных товаропроизводителей:
1. постоянно совершенствовать техническую оснащённость производства.
2. повышать эффективность труда.
3. снижать свои затраты на производство товаров, с целью увеличения прибыли.

В результате повышается производительность и эффективность производства, а значит, конкуренция ведёт к понижению цен. Конкуренция побуждает производителей улучшать качество и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг.

Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной или монополистической.

Свободной конкуренцией называется такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.

В западной экономической литературе свободную конкуренцию еще называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и сам рынок чист от монополий. Свободная конкуренция соответствует периоду классического капитализма. В полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии в XIXв. В современных условиях свободная конкуренция — явление весьма редкое (хотя ее можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг).

Свободная, совершенная или чистая конкуренция должна удовлетворять следующим условиям:
1. наличие множества покупателей и продавцов.
2. для продажи должны предлагаться одинаковые товары и услуги.
3. ни один из продавцов и покупателей не знает о рынке больше чем другие.
4. покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его.
5. покупатели и продавцы должны быть прекрасно осведомлены о ценах и качестве товара.

В отличие от свободной монополистическая конкуренция представляет собой такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.

Монополия – это несовершенная конкуренция, исключительное право, предоставляемое государству, компании, организации или физическому лицу на осуществление какой либо деятельности. Монопольное право позволяет навязывать потребителям выгодные для монополиста условия взаимоотношений.

Монополией называется исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.

При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает свою цену (часто завышенную). По своей природе монополия прямо противоположна свободной конкуренции.

С учетом степени охвата экономики выделяют следующие виды монополий:
1. Чистая монополия в масштабе определенной отрасли. Ее характерной чертой является наличие на рынке только одного продавца (доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт). Этот продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.
2. Абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства. Монополистом здесь является государство в лице своих хозяйственных органов.
3.Монопсония (может быть как абсолютная, так и чистая) — такой вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель ресурсов или товаров.

В зависимости от характера и причин возникновения различают монополии естественные и искусственные

Естественные монополисты, как правило, имеют в своей собственности свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые) либо владеют целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги). Государство часто поддерживает такие монополии, поскольку они дают больший экономический эффект, чем множество аналогичных мелких фирм, или же имеют важное стратегическое значение для всего общества. 

Искусственные монополии представляют собой объединения нескольких предприятии, создаваемых ради получения монополистических выгод. Основными формами искусственных монополий являются картель, синдикат, трест и концерн.

Картелем - называется объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о ценах продажи товаров, распределяют рынки сбыта, долю каждого участника в общем объеме производства.

Входящие в картель производители сохраняют свою собственность на средства производства и его продукты. Картель представляет собой низший тип монополии. (Ярким примером картеля международного масштаба может служить ОПЕК (Organization of Petrolium Exporting Countris) — Организация стран — экспортеров нефти.)

Синдикат — это такое объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия, входящие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а продукция, произведенная на них, реализуется как собственность предприятий через единую контору.

Трест - единое акционерное общество, господствующее в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности. При организации треста владельцы предприятий передают средства производства — пай — в собственность треста и взамен получают количество акций, соответствующих сумме этого пая.

Концерн - понимается объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.

Установление монополии несёт производству много отрицательного, нередко превращаясь в настоящее зло. Из-за отсутствия конкуренции потребители лишаются возможности выбирать. В результате у монополистов исчезает необходимость улучшать качество и постоянно обновлять производство, применять в нём научно-технические новшества. Экономия на НТП является для монополистов важным источником дополнительных прибылей.

Монополисты завоевывают рынок для того, чтобы иметь возможность устанавливать на нем монопольную цену. Монопольная цена представляет собой особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже равновесной цены и является инструментом получения монопольного дохода. Как правило, монопольная цена это та цена, которая приносит наибольшую прибыль при наименьших затратах. Такие действия монополистов наносят ущерб использованию производственных ресурсов. Поэтому государство пытается вести борьбу с монополиями, принимая так называемое антимонопольное законодательство, образует специальные антимонопольные комитеты, задачей которых является анализ рыночной ситуации, поддерживает конкуренцию в ее цивилизованных формах.

Сегодня все экономисты отмечают тот факт, что на нынешнем рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий. Современное состояние рынка они называют "несовершенная конкуренция", подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: упоминавшуюся выше монополистическую конкуренцию и олигополию.

Термин "олигополия" применяется для описания рынка, на котором господствует несколько (от 3-х до 5-ти) крупных товаропроизводителей. На мировом рынке это, например, автомобилестроение и производство самолётов. Олигополии существуют потому, что для конкурирующих фирм трудно выйти на данный рынок. Имеется ряд барьеров, препятствующих проникновению новых конкурентов на существующий рынок:
I. высокая стоимость выхода на рынок.
II. патентная защита.

Олигополия (от греч. oligos — немногий, poleo — продаю) — это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трех до пяти) крупных фирм (например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции). 
Олигополия — это конкуренция между немногими

В условиях олигополии возможно соглашение между двумя или несколькими крупными фирмами по поводу цены. Часто такие соглашения являются тайными, поскольку в большинстве стран их заключение законодательно запрещено.
В хозяйственной практике любой страны всегда имеют место элементы недобросовестной конкуренции, т.е. деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение доминирующего положения на рынке путём обмана потребителей, партнёров, других хозяйствующих субъектов и государственных органов.

Недобросовестная конкуренция:
1. нарушение принятых норм и правил;
2. ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение конкурента и потребителей;
3. имитация товаров и продукции конкурентов;
4. подделка качества, стандартов и условий поставки товаров;
5. тайный сговор на торгах и создание тайных союзов;
6. установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности;
7. физическое устранение конкурента;

В смешанной экономике, конкурентные отношения между субъектами хозяйствования должны регулироваться государством с помощью законодательства, фискальной системы и т.д.
http://socglobal.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0