Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА » Экономика: конспект лекций. Салов А.И.

Тема 40. ИНДЕКСЫ ЦЕН
20.12.2011, 16:32

1. Характеристика цены. Цена – стоимость единицы товара, выраженная в деньгах. Все товары и услуги, включенные в рыночный оборот, имеют цены, которые устанавливаются под воздействием рыночного механизма спроса и предложения.

Существуют разнообразные классификации цен в зависимости от критерия их оценки. Например, по объему продаж и виду товаров различают оптовые, розничные цены и тарифы (расценки), а по степени свободы формирования – твердые (фиксированные), регулируемые и рыночные.

Величины цен, их рост и падение задевают каждого в рыночной экономике, влияют на уровень жизни, поэтому их динамику важно отслеживать. Делается это с помощью макроэкономического показателя общего уровня цен, который рассчитывается в виде денежной оценки произведенных в обществе благ. Общий уровень цен в различные периоды времени неодинаков, поэтому его изменение фиксируется с помощью индекса цен.


2. Потребительская корзина. Государственные статистические органы ведут учет изменения уровня цен с помощью целой системы индексных показателей. В частности, индексы различаются по охвату товаров, включенных в набор, т. е. сопоставимой «корзины», по которой идет сравнение цен. Существуют:

а) индекс потребительских цен (ИПЦ), учитывающий изменение в потреблении основных товаров и услуг средней семьей. Обычно потребительская «корзина» насчитывает 300–400 наиболее употребительных в быту благ;

б) индекс цен производителя, рассчитываемый по «корзине», включающей свыше 3000 товаров промышленного назначения. Этот индекс более динамичен по сравнению с ИПЦ, так как более чувствителен к научно-техническому прогрессу;

в) дефлятор ВНП представляет собой наиболее общий из перечисленных индексов цен, так как в качестве «корзи – ны» предполагает все конечные товары и услуги.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ