Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА » Экономика: конспект лекций. Салов А.И.

Тема 53. ПРОПОРЦИИ ДЕНЕЖНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ И ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР
20.12.2011, 16:38

1. Денежный сектор экономики – связующее звено между всеми агентами рыночных отношений. Денежный рынок имеет специфическую особенность, выделяющую его из среды других рынков: здесь обращается особый товар – деньги. У них имеется специальная цена – процентная ставка, являющаяся альтернативной стоимостью денег. Поэтому на этом рынке деньги не продаются и не покупаются, а обмениваются на другие финансовые активы.

Пропорции, складывающиеся между спросом и предложением на денежном рынке, зависят от динамики: денежной массы, коэффициента депонирования, депозитного мультипликатора.

2. Денежная масса. Ликвидность. В современной экономической теории преобладает функциональный подход к деньгам: все, что используется как деньги, является деньгами. При этом доля собственно денег в общем объеме платежных средств не превышает 25 %. По этим причинам наравне с понятием денег используется и более широкое понятие денежной массы.

Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, которыми располагают население, фирмы и государство.

Обычно денежную массу классифицируют по двум признакам: по физическому виду и по ликвидности (рис. 53.1).

Ликвидность денежной массы – это способность денежного актива превращаться в наличные деньги и выполнять их функции.

По принципу ликвидности вся денежная масса разбивается на несколько агрегатов, формирующихся по принципу матрешки.

Агрегат М1 в своем составе имеет наличные деньги и банковские вклады, по которым ведутся расчеты.


Рис. 53.1. Классификация денежной массы

Агрегат М2 включает М1 и дополняется сберегательными вкладами, паями взаимных фондов и др. Он примерно в четыре раза превышает агрегат М1. Оба эти агрегата принято относить к высоколиквидным.

Агрегат М3 помимо М2 учитывает ценные бумаги крупных вкладчиков банков, акции инвестиционных фондов.

Агрегат Lнаравне с М3 содержит банковские акцепты, коммерческие бумаги, краткосрочные ценные бумаги и облигации Центрального банка страны. Денежные агрегаты М3 и L принято относить к низколиквидным.

Близок по смыслу к денежной массе показатель денежной базы, который рассчитывается как сумма находящихся в обращении наличных денег и банковских резервов.

Показатель денежной базы позволяет рассчитывать депозитный мультипликатор, демонстрирующий возможности расширения депозитов коммерческих банков при росте денежной базы на 1:


где MD– депозитный мультипликатор; rr– коэффициент обязательного резервирования по требованию Центробанка; fr– доля собственных резервов банков, сверх обязательных резервов.


3. Расчет денежного мультипликатора. Государство полностью контролирует выпуск денег в обращение, но оно не может этого сделать в отношении денежной массы, так как банки своей профессиональной деятельностью существенно увеличивают денежную массу.

Отношение новых денег, создаваемых банками, к их резервам получило название денежного мультипликатора.

Денежный мультипликатор – это числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате изменения денежной базы на единицу.

Мультипликатор находится в обратной зависимости от уровня резервов и может быть описан упрощенной формулой:


где М – денежный мультипликатор; R– банковские резервы.

Основными факторами роста денежной массы за счет мультипликационного эффекта являются:

– размер минимальной ставки резервов;

– спрос на новые кредиты.

Пользуясь этими рычагами, Центральный банк может воздействовать на денежную массу в стране, а через нее регулировать:

– хозяйственную активность агентов рынка;

– макроэкономические пропорции;

– инфляционные процессы;

– инвестиции и т. д.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ