Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА » Экономика: лекции

2.2. Экономические блага и их классификация. Частные и общественные блага
27.12.2011, 16:16

Экономические блага.

Благо – это все то, посредством чего реализуются человеческие потребности.

Экономическое благо (материальное и нематериальное; производственное и потребительское; отечественное и импортное) – это продукт, созданный в результате хозяйственной деятельности людей и характеризующиеся:

- полезностью;

- ресурсоемкостью.

Частные экономические блага (товары) – экономические блага, которые предоставляются потребителям с учетом индивидуального спроса (делимость; реализация по рыночным ценам; польза только для потребителя; «принцип исключения»). Товары индивидуального потребления (предметы потребления и средства производства) имеют следующие социально-экономические признаки:
такие товары делимы, то есть существуют в виде сравнительно малых единиц, которые доступны отдельным покупателям;
эти вещи подвержены так называемому "принципу исключения":
выбывает из их потребителей человек, который не в состоянии платить за благо по рыночной цене;
обладателем вещи становится лишь тот, кто желает и в состоянии уплатить за нее; такие товары производят владельцы частной и общей долевой собственности.

Общественные блага – неделимы; человек не может их купить с том, чтобы использовать индивидуально, они необходимы обществу и всем его членам (светофор; охрана общественного порядка; национальная оборона; маяк и т. д.). Эти полезные вещи, по существу, не являются товарами: они создаются не для рыночной продажи потребителям. Эти блага имеют такие черты:
полезные вещи неделимы, поскольку состоят из столь крупных единиц, которые невозможно предоставить отдельным лицам;
на материальные и нематериальные блага не распространяется "принцип исключения" (то есть невозможно отстранить людей от использования выгод данных продуктов и услуг);
подобные вещи и услуги создаются в государственном секторе.

Третий вид первого класса - квазиобщественные или квазигосударственные (лат. quasi - якобы) блага и услуги. К ним может быть применен "принцип исключения".
К этому виду относятся: а) библиотеки, музеи; б) профилактическое медицинское обслуживание; в) пожарная охрана, полиция и др. На данные блага и услуги могут быть установлены цены, а частные собственники (или владельцы общей долевой собственности) могут за плату обеспечивать ими потребителей. Однако такие собственники не берут на себя весь объем производства таких благ. Эту задачу выполняет государство, чтобы не допустить недостатка общественно полезных вещей и услуг.

Экономические блага могут быть взаимозаменяемыми, взаимодополняемыми и  независимыми.
Один из них - взаимозаменяемые товары. Если растет покупка одного из них, то снижается продажа другого. Примерами могут служить, положим, пары продуктов: сливочное масло и маргарин, чай и кофе.
Следующий вид - взаимодополняемые блага. Они сопутствуют друг другу и потребность в них одновременно увеличивается или в одно и то же время падает. Это, скажем, автомашина и бензин, компьютер и дискеты.
Третий вид - независимые товары. Потребности в этих вещах никак не связаны (например, бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы).
Современная классификация производимых благ отражает новые реалии последней трети XX столетия: многоукладную макроэкономику и достигнутое многообразие производимых экономических благ.

Услуга - такой вид целесообразной деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности. Услуги подразделяются на два вида, которые соответствуют сферам производственной деятельности. Различают материальные услуги (их осуществляют грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и др.) и нематериальные услуги (их оказывают просвещение, здравоохранение, научное обслуживание, искусство, социальное обслуживание, кредитование, страхование и т.п.).

Социально-экономические формы продуктов

Натуральный продукт производится для собственного потребления в замкнутом хозяйстве. Всякий продукт натурального производства имеет единственное свойство - полезность, то есть способность удовлетворять какие-то потребности людей. Важно обратить внимание на то, что полезность - это все, что удовлетворяет любые действительные потребности. Каждое материальное благо имеет, как правило, не одну, а множество полезностей, или образно говоря, "пучок полезностей".

Оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. Предельная полезность любого блага определяется приростом совокупной полезности, получаемым в результате потребления дополнительной (следующей) единицы данного блага. Закон убывающей предельной полезности гласит, что каждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна с точки зрения субъекта, а в результате совокупная полезность всего блага для него снижается. Потребляя одновременно много благ, каждый субъект покупает для себя такой набор их, в котором предельные полезности каждого блага равны или приносят ему одинаковое удовлетворение.

Товар (созданный трудом общественная полезность, предназначенный для равноценного обмена на рынке на другой продукт) имеет два свойства: полезность и стоимость.

Товар при обмене на иной продукт получает на рынке меновую стоимость. Меновая стоимость - способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях (соотношениях) обмена.

Стоимость товара – количество общественно-необходимого труда, воплощенное в товаре. 





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 38
Гостей: 38
Пользователей: 0