Регулирующая
функция рынка - самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы
экономики. Рынок дает ответ на вопросы: "Что производить? Как производить.
Для кого производить". Рынок немыслим без конкуренции.
Американские
профессора экономики Кембелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю утверждают, что
"сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической
власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и
домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и
продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или
предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы
заметно повлиять на цену" ("Экономика, принципы, проблемы и
политика". Баку, 1992 г.,
т. 1, гл.3).
Широкое
рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует
использование этой власти и ограничивает возможность злоупотребления ею.
Экономическое состояние препятствует экономическим единицам причинять друг
другу разрушительный ущерб, когда они пытаются увеличить свою личную выгоду.
Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их
личного интереса.
Конкуренция
предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль
и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла
надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии
или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы
заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.
Объектом
конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства,
качество продукта и дизайн. Конкуренция одновременно имеет и положительные и
отрицательные стороны:
1) она способствует развитию научно-технического
прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии,
рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически
неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;
2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет
к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их
снижению;
3) в известной мере выравнивает норму прибыли на
капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К
числу негативных сторон можно отнести:
1) придает бизнесу определенную нестабильность,
создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
2) ведет к дифференциации доходов и создает
условия для их несправедливого распределения;
3) ее следствием может быть перепроизводство
товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.
Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между
участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи
товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями:
полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной
зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими
претендентами за наибольший доход. Конкуренция представляет собой нормальное
состояние рынка.
Конкуренцию
можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б)
по своему характеру и в) по методам соперничества.
А)
По масштабам развития конкуренция
может быть:
индивидуальной (один участник рынка стремится
занять "свое место под солнцем" - выбрать наилучшие условия
купли-продажи товаров и услуг);
местной (ведется среди товаровладельцев
какой-то территорий);
отраслевой (в одной из отраслей рынка идет
борьба за получение наибольшего дохода);
межотраслевой (соперничество представителей
разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях
извлечения большего дохода);
национальной (состязание отечественных
товаровладельцев внутри данной страны);
глобальной (борьба предприятий, хозяйственных
объединений и государств разных стран на мировом рынке).
Б)
По характеру развития конкуренция
подразделяется:
1)
на свободную и
2)
регулируемую.
В)
По методам ведения рыночное
соперничество делится:
1)
на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и
2)
неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего
обслуживания покупателей и т. п.).
Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество
независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких
количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же
выход из него всех желающих. В-третьих, предприятия никак не участвуют в
контроле за рыночными ценами.
Свободная
конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма.
Свободное соперничество в современных условиях - редкое явление. Так, в
высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке
ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров.
Закон конкуренции оказывает более сильное воздействие на поведение
субъектов рынка по сравнению с законами спроса и предложения. Свободная
конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к
точке равновесия.
Формы синтеза конкуренции и монополии
Основными
формами своеобразного сочетания двух видов взаимодействия субъектов рынка
выступают: а) монополистическая конкуренция и б) олигополия.
В
монополистической конкуренции
органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что
фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и
фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует
дифференциация товаров - придание им таких индивидуальных свойств (по качеству,
форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта
монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где
продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разных конкурентов,
проводящих дифференциацию своих продуктов.
Олигополия (гр. oligos - немногий, poleo - продаю) - господство
небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке.
На
рубеже XX-XXI столетий перед нами развертывается современная панорама взаимоотношений
субъектов рынка. Она включает следующие элементы:
Сравнительно небольшие остатки свободной
конкуренции.
Острое противоборство монополий с
аутсайдерами (независимыми мелкими и средними хозяевами).
Соперничество между крупными монополиями на
национальном и мировом рынках.
Монополистическая конкуренция и соперничество
между участниками олигополии.
Государственное ограничение монополистической
деятельности и защита конкуренции в ее цивилизованных формах. |