Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА » Экономика: лекции

7.1. Национальная экономика как целое
27.12.2011, 16:50

Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Макроэкономика изучает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы.

Макроэкономические вопросы ставились и изучались еще в XVII-XVIII веках (например, в 1752 году вышла работа Д.Юма, посвященная изучению связей между торговым балансом, предложением денег и уровнем цен), макроэкономика как наука появилась лишь в 30-е-40-е годы двадцатого века. Появление в 1936 году труда английского экономиста Джона Мейнрада Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» было напрямую продиктовано великой депрессией и положило начало макроэкономики, как самостоятельной экономической науки. В процессе развития в макроэкономике сложились две основные школы.

Классическая школа полагала, что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (то есть, к полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном вмешательстве.

Кейнсианская школа исходила из наличия определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия, в частности это относилось к наличию неравновесия на рынке труда, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. В результате подобная несостоятельность рыночного механизма требует вмешательства государства, принимающего форму стабилизационной политики.

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны - это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:
     1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
     2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.
     3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство, преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.

Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:
     1. Стабильного роста национального объема производства;
     2. Высокого и стабильного уровня занятости;
     3.Стабильного уровня цен;

  4. Поддержание равновесного внешнего баланса.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.

Ими являются:

     - фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);
     - денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);
     - политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);
     - внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов.

Общая теория равновесия и кругооборот доходов и продуктов.

В основе общей теории равновесия лежит модель экономического равновесия Л.Вальраса, который доказал, что система равновесия  - идеал, к которому стремится рынок. В этой модели стоимость общественного продукта равна рыночной стоимости использованных на его выпуск производственных факторов, совокупный спрос равен совокупному предложению, цена и объем производства не увеличиваются и не уменьшаются.

Экономический кругооборот

Экономические блага совершают движение по такому кругу: производство- распределение-обмен - потребление.

Основных участников экономического процесса условно можно разделить на 3 группы:

1. домашние хозяйства (экономические агенты, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно с потреблением); главная цель – максимизация полезности благ;

2. фирмы (самостоятельные хозяйственные единицы, ведущие экономическую деятельность, основной задачей которых является создание продуктов и инвестирование); главная цель – максимизация прибыли;

3. государство (совокупность правительственных организаций, осуществляющих юридическую и политическую власть для обеспечения функционирования экономики и общественных целей); главная цель – удовлетворение интересов общества в целом.

Упрощенный кругооборот. Предположим: что в экономике действуют только домохозяйства и фирмы; спрос и предложение факторов производства и ТРУ равны; цены товаров соответствуют издержкам производства. Обозначим ВНП через Y и, учитывая, что Y одновременно равен национальному продукту и национальному доходу, в дальнейшем будем называть Y доходом или выпуском.

Обозначим потребительские расходы домохозяйств через С, инвестиционные расходы предприятий и домохозяйств через I, правительственные закупки G, а чистый заграничный спрос через NX, мы можем записать следующее выражение для Y:

(1)                   Y= C+I+G+NX.

Уравнение (1) является тождеством национальных счетов. Оно не говорит нам, как определяется каждая из компонент, но очерчивает возможности экономики. К примеру, если вы хотите увеличить инвестиции, то при данном уровне выпуска это можно сделать лишь за счет сокращения какой-то другой компоненты спроса (за счет сокращения потребления или за счет торгового дефицита).

Поскольку мы начинаем рассмотрение с закрытой экономики, это означает отсутствие международной торговли, то есть чистый экспорт равен нулю (NX=0). Мы будем рассматривать экономику без государственного сектора, что означает равенство нулю государственных закупок товаров и услуг (G=0). В силу принятых предположений соотношение (1) можно переписать в виде:

(2)                   Y=C+I

Тождество (2) говорит, что произведенный продукт тождественно равен реализованному продукту.

Рассмотрим Y как доход. Отсутствие государственного сектора означает, что нет налогов и трансфертов, то есть, Y это одновременно располагаемый доход, который может быть израсходован на потребление и накопление:

(3)                   Y=C+S,

где S- сбережения домохозяйств. Из (2) и (3) следует, что:

C+I=Y=C+S,

откуда находим, что в закрытой экономике без государства сбережения всегда равны инвестициям:

(4)                   I=S.

Тождество (4) говорит, что в закрытой экономике без государства инвестиции могут осуществляться только за счет собственных сбережений.

Расширенный кругооборот. Рассмотрим, как изменится тождество (4) для открытой экономики с государственным сектором. Обозначим правительственные закупки товаров и услуг через G, прямые налоги через TA, государственные трансферты частному сектору через TR. Тогда располагаемый доход (YD) можно выразить следующим образом:

(5)                   YD=Y+TR-TA

Учитывая, что располагаемый доход идет на потребление и сбережения, мы получаем следующее выражение для дохода:

(6)                   Y=C+S+TA-TR.

С другой стороны, Y представляет выпуск и равен сумме всех расходов:

(7)                   Y== C+I+G-NX.

Из условий (6) и (7) получаем следующее тождество:

(8)                   S=I+G+TR-TA+NX.

Заметим, что в правой части тождества (8) имеется три слагаемых, относящихся к государству. Сумма государственных закупок и государственных трансфертов дает нам расходы государства, а налоговые поступления соответствуют доходам государства. Превышение расходов над доходами называют дефицитом государственного бюджета (BD): BD=G+TR-TA. Таким образом, тождество (8) можно переписать как:

(9)                   S=I+BD+NX.

Итак, согласно равенству (9) домохозяйства могут использовать сбережения на инвестиции (т.е. кредитовать фирмы), давать взаймы правительству (финансируя бюджетный дефицит) и давать взаймы иностранцам. Если чистый экспорт положителен, то экспорт превосходит импорт, то есть иностранцы покупают у нас больше, чем мы у них, следовательно, получают от нас сумму, меньшую, чем им нужно для покупки наших товаров, то есть часть экспорта мы им предоставляем в кредит.

            Равенство (9) можно рассмотреть и с точки зрения источников финансирования инвестиций:

(10)                 I=S-BD-NX или I=S+BS-NX,

где BS- профицит бюджета (BS=-BD). Таким образом, инвестиции финансируются за счет сбережений домохозяйств, сбережений правительства (профицита бюджета) и за счет займов за рубежом (дефицита торгового баланса).

ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

1. Национальный объем производства.

ВНП = Суммарная конечная стоимость всех конечных ТРУ, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определённого периода времени.

2. Общий уровень цен.

Индекс цен текущего года = (Цены текущего года : цены базисного года) * 100%

3. Процентная ставка.

Реальная ставка % = Номинальная ставка – Уровень инфляции.

4. Занятость.

Норма безработицы = (Количество безработных : Численность рабочей силы) * 100%.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 48
Гостей: 47
Пользователей: 1