Распределение как экономический процесс может рассматриваться как для факторов, так и для результатов производства:
1. это предваряющее условие производства, при котором материальные т трудовые ресурсы переливаются из менее прибыльных в более эффективные отрасли с целью наибольшей окупаемости каждого фактора производства;
2. это деление фонда потребления на доходы по труду (з/п), доходы от собственности (дивиденды проценты) и доходы по трансфертным платежам (пенсии, пособия).
Структура распределения ВНП.
Обозначим ВНП через Y и, учитывая, что Y одновременно равен национальному продукту и национальному доходу, в дальнейшем будем называть Y доходом или выпуском.
Обозначим потребительские расходы домохозяйств через С, инвестиционные расходы предприятий и домохозяйств через I, правительственные закупки G, а чистый заграничный спрос через NX, мы можем записать следующее выражение для Y:
(1) Y= C+I+G+NX.
Прокомментируем определение каждой компоненты совокупного спроса. В компоненту С включаются все потребительские расходы домохозяйств на товары и услуги, в том числе расходы на товары длительного пользования (например, автомобили), которые могут рассматриваться скоре как инвестиции, а не как потребление.
Под инвестициями I понимаются частные внутренние инвестиции. Термин «внутренние инвестиции» означает, что это инвестиции, производимые жителями данной страны, но при этом это вовсе не обязательно расходы на товары, приобретаемые в данной стране. Это могут быть и расходы на импортные товары. Термин «частные» инвестиции означает, что мы не включаем в государственные инвестиции.
Государственные (правительственные) закупки G включают расходы на национальную оборону, прокладку дорог, зарплату государственных служащих и т.д. Эти расходы частично включают расходы на импортные товары.
Заметим, что C, I, G включают расходы на импортные товары, в то время как ВНП представляет сумму всех товаров и услуг, произведенных отечественными факторами производства. Таким образом, все импортные составляющие необходимо вычесть. С другой стороны, часть произведенной продукции идет на экспорт. Разница между этими компонентами, то есть экспорт минус импорт, называется чистым экспортом (NX) и является компонентой совокупного спроса на наши товары.
Уравнение (1) является тождеством национальных счетов. Оно не говорит нам, как определяется каждая из компонент, но очерчивает возможности экономики. К примеру, если вы хотите увеличить инвестиции, то при данном уровне выпуска это можно сделать лишь за счет сокращения какой-то другой компоненты спроса (за счет сокращения потребления или за счет торгового дефицита).
Утвердившаяся практика группировки доходов включает:
а) трудовые доходы работников (заработная плата, премии и другие добавки к заработной плате);
б) доходы от предпринимательства (прибыль);
в) социализированные доходы (трансфертные платежи), поступающие независимо от трудового вклада (общественные фонды потребления, пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и т.д.);
г) доходы от собственности (проценты по вкладам, рента и т.д.).
Факторные доходы = З/П + Прибыль + Рента.
Валовые доходы = Факторные доходы + Трансфертные платежи.
Располагаемый доход = Валовые доходы – Обязательные платежи.
Функцией, отражающей формирование доходов по факторам, является подоходная функция потребления:
Y = f (Ut + Uk + Uw – H), где
Y – доход,
Ut – доход по труду,
Uk – доход по бизнесу,
Uw – доход по собственности,
H - налоги.
Процентное изменение реального дохода определяется следующим образом: DДр% = DДн% - Уи%,
где DДр% – процентное изменение реального дохода;
DДн% – процентное изменение номинального дохода;
Уи – уровень инфляции, %.
Социальная политика благосостояния
В рыночной экономике доходы всех владельцев формируются на основе закона спроса и предложения, а также предельной производительности факторов. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.
Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и противоречивую историю как в экономической науке, так и в философии. Дебаты по поводу установления равенства дохода сопровождали всю историю развития цивилизации и обнаружили широкий спектр мнений и позиций. В одних случаях речь шла о равном отношении к "испеченному пирогу" всех слоев населения по принципу "всем сестрам по серьге". В других случаях отстаивалась позиция распределения создаваемых в обществе благ в соответствии с трудовым вкладом каждого члена общества. Сторонники третей позиции предупреждали нас, что "стремление к равенству" подорвет любую экономическую систему, приведет к ее гибели.
Неоспоримым фактом остается одно: только в случае постоянного увеличения ВНП общество может надеется на повышение общего уровня жизни. Но увеличение ВНП не гарантирует уровня жизни для всех. Это зависит от того, как товары и услуги распределяются среди людей. Какая-то группа населения может постоянно повышать свой уровень жизни за счет других. В ХХ веке в развитых странах Запада и США все большее распространение получали взгляды, возлагаемые на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния.
Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. Социальная политика государства направлена на создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Благодаря такой политике развитые государства к концу уходящего столетия вышли не с нарастанием противоречий между социальными группами населения, а с все более заметной тенденцией к сотрудничеству. Коммунистическое мировоззрение о непримиримых противоречиях между богатыми и бедными сместилось к слаборазвитым государствам и фактически исчерпало себя.
Дифференциация доходов населения.
Основными факторами, влияющими на дифференциацию доходов, являются различия:
- в размерах оплаты труда работников, занятых в общественном производстве;
- в величине денежных выплат из общественных фондов потребления;
- в объемах поступления от личного подсобного хозяйства, индивидуальной деятельности, новых форм кооперации; в размерах и составе семей;
- в возможности поступления доходов от неконтролируемого их перераспределения.
Действие названных факторов всегда определяло заметное несоответствие в реальном жизненном уровне отдельных групп населения.
Для количественной оценки различия в уровне доходов используются различные показатели:
1. кривая Лоренца показывает насколько фактическое распределение доходов между семьями с разным достатком отличается от равномерного распределения;
2. коэффициент Джини (если у всех граждан доходы одинаковы, то коэффициент Джини равен нулю; если весь доход сконцентрирована в руках одного человека, то коэффициент Джини будет равен единице) и др.
Основная функция государства по перераспределению национального дохода состоит в том, чтобы уменьшить различия в доходах населения и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. В то же время чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы по выравниванию доходов может привести к снижению деловой активности в обществе и падению эффективности хозяйственной деятельности.
Нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной степени порождено, наряду с природным фактором, объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм. Социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть очень гибким и тонким инструментом, она призвана способствовать социальной стабилизации и смягчению социальной напряженности и в то же время не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.
Разрешение проблемы бедности связано с поддержанием на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не в состоянии обеспечить себе лучшую жизнь. Такая поддержка реализуется по двум основным направлениям. Часть средств образуется за счет прибыли на предприятиях и расходуется на социально-культурные нужды. Второе направление связано с формированием государственного бюджета.
Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании и образовании подрастающего поколения, содержании престарелых и нетрудоспособных, охраны здоровья населения. Степень удовлетворения этих потребностей зависит от состояния государственных финансов и ценностных установок сложившихся в обществе.
|