Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА » Экономика: лекции

9.2. Инфляция и антиинфляционная политика
27.12.2011, 17:13

Инфляция (лат. inflatio - вздутие) означает переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства.

Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к трем вещам. Во-первых, в период золотого стандарта инфляция выражается в повышении рыночной цены золота в бумажных деньгах. Во-вторых, аналогичный процесс ведет к возрастанию цены товаров. В-третьих, при инфляции курс национальной валюты падает по отношению к иностранным денежным единицам, которые сохранили прежнюю стоимость или обесценились в меньшей степени. В связи с этим различают твердую валюту, устойчивую по отношению к собственному номиналу (нарицательной стоимости, обозначенной на бумажных деньгах), и падающую валюту, которая обесценивается по отношению к своему номиналу и к курсу других валют.

Инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут разнообразные экономические обстоятельства: энергетический кризис, изменения в динамике производительности труда, структурные сдвиги в системе воспроизводства, циклические и сезонные колебания, монополизация рынка, введение новых ставок налогов и многое другое. Но не всякий рост цен – инфляция. При инфляции нарушаются установившиеся пропорции в ценах на товары и услуги, продавцу и покупателю становится все сложнее принять оптимальное экономическое решение. Еще труднее дать экономический прогноз и провести долгосрочные расчеты. Возникает риск при крупном инвестировании. Защитными мерами от такого риска начинают выступать растущие ставки процента и высокие нормы прибыли, что в свою очередь ведет к росту цен. Предпринимательская деятельность в этих условиях ориентируется на краткосрочные решения, капитал преимущественно концентрируется в торгово-посреднической сфере и в своем движении приобретает спекулятивное направление.     

Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.
Причины инфляции.

1. Она связана с несбалансированностью государственных расходов и доходов, с дефицитом государственного бюджета.

Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, это приводит к росту массы денег в обращении. Если же этот дефицит покрывается внешними займами, то страна начинает жить за счет будущих накоплений, которым придется погашать долги своих "отцов". Сам дефицит бюджета возникает в результате постоянного роста расходов государства на финансирование общенациональных экономических и социальных программ (оборонная система, образование, экология, помощь безработным, содержание государственного аппарата, включая правоохранительные органы) и т.д. Образно говоря, государство начинает жить не "по карману".
     2. В особую группу причин входят расходы на финансирование военно-промышленного комплекса и содержание вооруженных сил.

Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия (частично эти расходы могут компенсироваться за счет продажи военной техники и снаряжения на внешнем рынке).
     3. Общее повышение уровня цен связывается с изменением структуры рынка в ХХ веке.

Современный рынок отличается от рынка свободной конкуренции, для которого характерными были множество продавцов и покупателей, однородность производимой продукции, свободное передвижение капиталов. Рынок стал олигополистический, конкуренция несовершенной: монополии обладают известной степенью власти над ценой и они заинтересованы в "гонке цен".
     4. Для второй половины ХХ столетия характерно возрастание спроса на деньги со стороны производителей.

В структуре расходов постиндустриального производства все больше место занимает "зарплата", раскручивающая рост цен. Чем выше цены, тем выше зарплата, тем выше издержки производства, а, следовательно, и цены. Работница фабрики радуется повышению зарплаты и приходит в негодование, сталкиваясь с очередным повышением цен.
     5. Инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Дело в том, что люди, сталкиваясь с повышением цен на товары и услуги в течение длительного времени, теряют надежду на их снижение и начинают приобретать товары "про запас".
     6. Современное денежное обращение осуществляется бумажными знаками, прервавшими всякую связь с золотом. В эпоху "золотых денег" их избыток преодолевался "уходом" золота из сферы обращения в сферу накопления, оно становилось сокровищем. В отличие от золотых денег, бумажным просто некуда уйти: сфера обращения их единственная обитель. Рост цен требует для обращения еще большего количества денежных знаков, а каждая новая их порция ведет к новому росту цен. За внедрение бумажных денег человечеству приходится расплачиваться. Природа мстительна, и она ничто нам не уступает даром.

Многообразием причин инфляции объясняется и разнообразие ее последствий. Последствия инфляции:

Небольшие ее темпы содействуют временному оживлению рыночной конъюктуры, а по мере углубления она превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
     Высокие темпы роста общего уровня цен дезорганизуют хозяйство, наносят серьезный экономический ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу из-за неопределенности рыночной коньюктуры. В результате неравномерного роста цен усиливаются диспропорции между отраслями экономики, искажается структура потребительского спроса, цена перестает быть объективным информационным сигналом для предпринимателя и потребителя.
     Во время инфляции активизируется бегство от денег к товарам, возрождается бартер. Инфляция обесценивает все виды поступлений денег домохозяйствам, предприятиям и государству, а также сбережения. Потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит, одновременно кто-то выигрывает. В нарушенном хозяйственном механизме падает реальная зарплата, растет безработица, а вместе с ними социальная напряженность.
     Нет единого лекарства для борьбы с "врагом номер один" в современной экономике. Каждая страна вырабатывает свою антиинфляционную политику и пытается провести ее в жизнь.

Виды инфляции

 Опишем классификацию инфляции с учетом разных факторов.

1. В зависимости от характера обесценения денег различаются следующие виды инфляции.
Открытая инфляция: ничем не сдерживаемый, свободный и продолжительный рост цен.
Скрытая, или подавленная, инфляция: государство устанавливает жесткий контроль над ценами в условиях товарного дефицита. При этом допускается снижение качества продукции без уменьшения цен на нее, искусственно завышаются цены на якобы "новые" изделия. Одновременно приходится платить больше денег за товар на "черном" рынке.
Инфляционный шок: одномоментное резкое вздорожание товаров, которое может дать толчок для открытого ускоренного подъема уровня цен.
2. С учетом места распространения выделяются такие формы падения курса валюты.
Локальная: рост цен происходит в границах одной страны. Мировая: обесценение денег охватывает группу стран или всю мировую экономику.
3. Инфляцию подразделяют по темпам развития на следующие виды.
Ползучая: цены поднимаются постепенно, но неуклонно, при умеренном темпе - примерно на 10% в год.
Галопирующая: вздорожание продуктов и услуг от 20 до 200% в год может вызвать тяжелые экономические и социальные последствия (падение производства, закрытие многих предприятий, снижение уровня жизни населения и т. п.).
Гиперинфляция: катастрофический рост цен- на 500-1000% и более в год.
Гиперинфляция вызывает крах денежной системы. Деньги начинают утрачивать свои функции. Это происходит, когда заработная плата выдается не деньгами, а талонами и купонами, на которые приобретаются продукты по установленным ценам. Подобное же наблюдается, если среди населения начинается так называемое "бегство от денег": люди не желают держать свои сбережения в денежной форме и стремятся вложить их в материальные ценности.

Из сказанного видно, что для регулирования инфляционных процессов важно уметь измерять динамику цен.

Измерение темпов инфляции

Инфляция измеряется с помощью статистического показателя - индекса цен. В мировой практике широко используется индекс стоимости жизни - индекс розничных цен специального набора товаров и услуг, входящих в бюджет среднего потребителя и составляющих стоимость жизни. Для его подсчета применяется следующая процедура.

А. Сначала определяется "рыночная (потребительская) корзина": набор чаще всего употребляемых, типичных благ. Например, в США "рыночная корзина" имеет 300 потребительских товаров и услуг, приобретаемых типичным горожанином. Такая же по названию "корзина" в нашей стране в 1992-1998гг. содержала несравненно меньшее количество благ: 70 основных продуктов питания, только 20 непродовольственных товаров и минимальный набор платных услуг.

Б. Устанавливается "базовый период" - стартовый год, от уровня цен которого подсчитываются их изменения в последующее время.

В. Подсчитывается совокупная цена рыночной корзины (суммарная цена всего набора товаров и услуг) для базового периода.

Г. Подсчитывается совокупная цена такой корзины для данного (текущего) периода.

Д. Устанавливается индекс цен - показатель, отражающий относительное изменение общего (среднего) уровня цен (выражается в процентах), по формуле
Индекс цен = (цена рыночной корзины в данном году / цена рыночной корзины в базовом году) * 100% .

 

Уровень инфляции рассчитывается по следующей формуле:

 
,

где Уи – уровень инфляции, %;

 – индекс цен в текущем году, рассчитанный по отношению к базисному году;

 – индекс цен в предыдущем году, рассчитанный по отношению к базисному году;

 – индекс цен в текущем году, рассчитанный по отношению к предыдущему году.

В СССР долгое время инфляция отрицалась полностью. На самом деле она носила скрытый, подавленный характер. В конце 80-х годов обесценение денег становилось все более явным. С 1992 г. в России инфляция стала открытой и сразу же привела к чрезвычайно сильному обесценению денег. В 1992 г. после инфляционного шока началась чрезвычайно сильная гиперинфляция, затем пришел черед галопирующей и ползучей инфляции, охватившей все хозяйство страны. Но в августе 1998г. в результате финансового кризиса индекс потребительских цен скачкообразно вырос в 1,8 раза.

Девальвация отечественного рубля - это снижение его курса по сравнению с иностранной валютой. Обычно девальвацию российского рубля измеряют ростом устанавли ваемого Банком России курса доллара США в рублях на конкретную дату.

Деноминация - это укрупнение денежной единицы страны путем многократного (в десятки, сотни и даже тысячи раз) снижения достоинства (номинала) денежных знаков при таком же снижении всех цен товаров и ставок всевозможных платежей.

Последняя деноминация в России проведена с 1 января 1998 года, когда были введены в обращение новые денежные знаки Банка России образца 1997 года с их укрупнением по сравнению с прежними в 1000 раз, что повысило удобство пользования деньгами и увеличило использование в обороте металлических монет, более стойких к износу, чем бумажные банкноты. 





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0