Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА » Особенности переходной экономики России |
17.12.2011, 22:04 | |
Основные направления и проблемы перехода к рынкуПеред всеми бывшими социалистическими странами стояла одна и та же задача — переход от административно-командной к рыночной экономике. Эта задача в разных странах решалась по-разному. Однако во всех государствах переходный период имел общие тенденции. Выделяют следующие основные направления перехода к рынку. Во-первых, либерализация экономики. Либерализация экономики — система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Основные направления либерализации экономики — либерализация цен, хозяйственных операций и внешней торговли. Либерализация цен — это снятие государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением. Предполагает свободную торговлю и свободное ценообразование. Либерализация хозяйственных операций — отмена государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, предоставление возможностей для осуществления предпринимательства. Либерализация внешней торговли — отмена монополии государства на внешнюю торговлю, открытость экономики мировому хозяйству. Во-вторых, структурные преобразования экономики. Структурная перестройка — формирование новой структуры экономики, устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. В первую очередь, она предполагает изменение структуры собственности и отраслевой структуры национального хозяйства. Во всех бывших социалистических странах государственный сектор охватывал почти всю экономику. Например, в СССР структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. имела следующий вид: 88,6 % — государственная; 8,7 % — колхозная; 1,5 % — кооперативная; 1,2% — собственность граждан. Практически во всех бывших социалистических странах была утяжелена структура промышленности (преобладало производство средств производства) и недоразвит агросектор. Экономика бывшего СССР, кроме тoгo, была перегружена военными расходами. По оценкам специалистов, оптимальным считается, если военное производство составляет примерно 1—2 % ВВП. Максимальной считается доля в 6 % ВВП. В СССР к концу 80-х гг. расходы на военное производство превысили 25 % ВВП. Главная цель перестройки структуры экономики — развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках. Структурная перестройка базируется на разгосударствлении и демонополизации экономики. Разгосударствление — процесс снятия с государства функций прямого хозяйственного управления и передача соответствующих полномочий на уровень предприятий. Разгосударствление экономики опирается на проведение денационализации и приватизации. Денационализация собственности — переход государственной собственности в руки частных лиц, банков, кооперативов и прочих элементов экономики. Приватизация представляет лишь один из многих вариантов денационализации. Приватизация — переход государственной собственности в частные руки. Демонополизация — создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов. Здесь предполагается обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса, регулирование деятельности естественных монополий. В-третьих, институциональные преобразования экономики. Институциональные преобразования представляют собой создание условий для функционирования рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования рыночной инфраструктуры и новой системы государственного регулирования экономики. Преобразование правовых институтов предполагает принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики. Формирование рыночной инфраструктуры предполагает создание коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т. д. Институциональные преобразования необходимы для создания основ рыночной системы, приведения в действие движущих сил рыночного хозяйства — предпринимательства и конкуренции. Для современной переходной экономики характерны три группы проблем, которые так или иначе проявили себя во всех государствах осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной. Во-первых, проблемы либерализации экономики и макроэкономической стабилизации. Эти проблемы стоят рядом, поскольку кризис системы в большинстве стран совпал с финансово-бюджетным кризисом, и проблема перехода к рыночному ценообразованию оказалась сопряжена с проблемой остановки инфляции. На практике либерализация цен почти всегда и везде (кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20—30 % в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Стабилизационная политика включает жесткие бюджетные и денежно-кредитные ограничения, регулирование обменного курса национальной валюты и, возможно, заработной платы. Во-вторых, институциональные проблемы, т. е. формирование условий для функционирования рыночной системы. Об институциональных преобразованиях уже говорилось. Важнейшее из таких преобразований — создание системы отношений частной собственности на основе общенародной. В-третьих, возможности и перспективы экономического роста. Решение данной проблемы усложнялось необходимостью коренной трансформации хозяйственной структуры плановых экономик. Выход из трансформационного кризиса определяли способы адаптации индустриальных экономик к постиндустриальным требованиям, а также принципиальная способность той или иной страны догнать со временем развитые страны по уровню своего экономического развития. Модели перехода от административно-командной к рыночной экономикеПрактический опыт стран с административно-командной экономикой демонстрирует две модели системных преобразований: эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов («градуалистский подход») и радикальные реформы («шоковая терапия»). Названные модели различаются в основном сроками проведения реформ, масштабом институциональных преобразований и интенсивностью стабилизационных мер. Выбор той или иной модели системных преобразования определяется рядом экономических и неэкономических факторов. К ним относятся: воля политического руководства страны, особенности исторического развития, политическое и социальное положение государства и пр. Определяющим фактором служит состояние экономики. Градуализм в эволюционной теории — представление о постепенности процессов эволюционного развития. Градуализм — экономическая концепция, предполагающая проведение медленных, последовательных реформ и отводящая государству главную роль в формировании рынка. Градуализм рассматривает трансформацию плановой экономики как относительно длительный и постепенный процесс, в котором ведущая роль отводится стабилизации производства. Выбор эволюционного пути обусловлен относительно небольшим удельным весом тяжелой промышленности в отраслевой структуре экономики; развитым сельским хозяйством и сравнительно стабильной финансовой системой. Важный фактор — наличие работников, сохранивших навыки частного предпринимательства, и готовность населения принять новые экономические отношения. Особенностью эволюционного перехода к рынку является то, что государство последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Например, в Венгрии этот процесс происходил в 1968—1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г. Выделим общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике: • быстрое развертывание в частном секторе производства потребительских благ и насыщение ими рынка. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства предметов потребления, а затем распространяются на инвестиционные отрасли. Сторонники градуализма выступают против разовой либерализации цен и быстрой приватизации. Градуалистская стратегия отводит ведущую роль стабилизации производства: только при устойчивом выпуске продукции можно обеспечить непрерывное поступление ресурсов, нужных для поддержания необходимого уровня потребления и инвестиций, для создания предпосылок социальной адаптации населения в условиях трансформации. • либерализация цен, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами фирм-монополистов; • жесткая финансовая политика с целью недопущения высокой инфляции; • формирование рыночной инфраструктуры. «Шоковая терапия» — экономическая концепция, считающая инструментом формирования рынка и антиинфляционной поли- тики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Выбор радикальной модели реформ обусловлен, как правило, крайне тяжелым состоянием экономики: значительный удельный вес тяжелой «промышленности и военного производства, острый товарный дефицит, критическое финансовое положение. Стратегия радикального перехода к рынку базируется на идее рыночного саморегулирования. Поэтому важнейшей задачей здесь является ускоренное сведение к минимуму экономической роли государства. В целом программа «шоковой терапии» разрабатывалась специалистами МВФ (Международным валютным фондом) и МБРР (Международным банком реконструкции и развития) и в той или иной степени применялась в большинстве стран. Радикальная модель обеспечивает становление рыночных отношений в обществе в течение 10—15 лет и включает следующий комплекс мер: • одномоментная либерализация цен на основную массу товаров и услуг; • пересмотр роли государства (скорейшее разрушение системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими); • рыночные отношения охватывают большинство социально-экономических отношений; • ускоренная приватизация государственной собственности; • либерализация внешнеэкономической деятельности. Однако социальная цена проводимых реформ, как правило, оказывается очень высока. Переход к свободному ценообразованию в условиях товарного дефицита и монополизма производителей вызывает высокую инфляцию, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации. Классическим примером осуществления реформ путем «шоковой терапии» служит Польша. Еще одним критерием выделения различных моделей системных реформ является построение односекторной или двухсекторной переходной экономики. Экономические реформы, как эволюционные, так и радикальные, могут сопровождаться полным разрушением прежнего планового механизма и ускоренным становлением новых инструментов регулирования экономической деятельности. В этом случае говорят об односекторной модели переходной экономики. Однако возможен и иной вариант, когда экономические преобразования опираются как на сохранившийся и выполняющий свои функции плановый механизм, так и на формирующийся, рыночный. В этом случае говорят о двухсекторной модели переходной экономики. По оценкам большинства экономистов, продолжительность сегодняшнего переходного периода должна составить 10—15, максимум 20 лет. Эти теоретические предположения, основанные на прогнозах социально-экономического и политического развития, подтверждаются результатами трансформации в небольших странах Восточной Европы. В наиболее развитых из них экономические реформы завершатся в ближайшее время, заняв примерно 10 лет. Сложнее эти преобразования идут в России, где переходный период более продолжителен и продлится, вероятно, до конца первого десятилетия XXI в. В узком смысле слова завершение переходного периода знаменуется восстановлением докризисных объемов производства и уровня жизни населения. Однако в широком смысле слова переходный период считается завершенным, когда большая часть населения страны начинает жить лучше и, что самое главное, воспринимает новую экономическую систему как более эффективную. Группы стран с переходной экономикойСистема стран с переходной экономикой довольно многочисленна. Сюда относятся 13 государств Восточной Европы, 15 государств бывшего СССР, а также Китай и Вьетнам. В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран, отличающиеся друг от друга стартовыми возможностями осуществления реформ, темпом и характером их проведения и достигнутыми результатами. Первая группа стран представлена Польшей, Венгрией, Словакией, Чехией, Словенией и странами Балтии. Для этой группы стран характерно непродолжительное (по историческим меркам) существование плановой экономики — около 40 лет, причем в менее жестком ее варианте. Стартовые возможности этой группы государств были весьма благоприятны. В экономике сохранялись элементы частной собственности и частной инициативы, относительная сбалансированность народного хозяйства или небольшой объем диспропорций, готовность населения к принятию ценностей рыночной экономики. Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено также тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой. Реформы осуществлялись в результате сочетания эволюционного и радикального вариантов, преобразований. Преимущественно эволюционный характер реформ характерен для Венгрии, Словакии, Словении, Хорватии. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере — в Чехии. В результате преобразований сформировалась односекторная модель переходной экономики. Отмечается сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике. Экономический спад в большинстве стран региона составил 20—25 % ВВП и растянулся на период 1989—1993 гг. В 1994—1995 гг. в странах региона начался экономический подъем. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 1995—1997 гг. составляли в среднем 3—5 %. По уровню социально-экономического развития почти все страны Центральной и Восточной Европы относятся к среднеразвитым. ВВП на душу населения составляет: в Чехии — 11,9 тыс. долл., Словакии — 8,7 тыс. долл., Венгрии — 7,8 тыс. долл., Польше — 7,1 тыс. долл. Названные страны в два-три раза уступают странам Западной Европы по среднедушевому объему ВВП. Вторая группа представлена Россией, другими странами-членами СНГ, а также Болгарией, Румынией, Югославией, Албанией, Монголией. Для бывшего СССР характерно длительное существование административно-командной системы (более 70 лет) в самом жестком ее варианте. Экономика характеризовалась максимальным огосударствлением средств производства, тотальным регламентированием хозяйственной деятельности, подавлением любых попыток частной инициативы и частной собственности, крайней степенью монополизации хозяйственной деятельности. Кроме того, в обществе распространились уравнительные тенденции и иждивенчество. Одним из позитивных результатов советской эпохи для всех республик, входивших в состав СССР, был относительно высокий уровень квалификации рабочей силы. В результате преобразований сформировалась односекторная модель переходной экономики. Продвижение к рынку сопряжено с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы. Сокращение ВВП во всех странах по сравнению с показателями в 1990—1991 гг. было очень сильным: оно колебалось от 30 % до 60 %. По промышленному производству оно составило от 10 % (Узбекистан) до 80 % (Грузия). Стабилизационные тенденции в большинстве стран-членов СНГ укрепились во второй половине 90-х гг. С 1997 г. только Россия, Украина и Таджикистан остались в группе стран, где отсутствовал рост ВВП. Сегодня ВВП на душу населения составляет в России немногим более 5 тыс. долл., Украине — более 2 тыс. долл. Третья группа стран представлена странами Восточной Азии (Китай, Вьетнам). Господство плановой экономики в этом регионе продолжалось 25—30 лет. Китайскую экономику характеризовал крайне низкий уровень развития производительных сил, слаборазвитая промышленность, очень низкий уровень жизни населения (к моменту начала реформ не Менее 1/4 населения Китая недоедали, жили за чертой бедности). Однако переход к рынку облегчался тем, что тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этой страны, облегчая переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка. Кроме того, большую положительную роль сыграла высокая трудовая этика населения и богатая китайская диаспора, вложившая капитал в развитие экономики страны. Экономическая реформа в Китае ведет отсчет с декабря 1978 г. В стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть. Преобразования экономики в КНР никогда не велись методами «шоковой терапии». При этом Китаю, в отличие всех прочих стран с переходной экономикой, удалось избежать трансформационного спада. Сегодня в Китае ВВП на душу населения составляет 4,1 тыс. долл. Доля Китая в валовом мировом продукте составляет 10 %, против 20 % США и 2 % России. Вьетнам по-прежнему является страной с центрально планируемой экономикой, небольшим, но быстро растущим свободным рынком. Государство относится к груше стран с низким уровнем дохода — не более 100 долл. Практика рыночных преобразований во всех трех группах стран позволяет отметить, что либерализация хозяйственной жизни (отмена государственного контроля, развитие предпринимательской деятельности, «малая» приватизация) проходит сравнительно легко. Либерализация цен, демонополизация экономики и ее финансовая стабилизация сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Крайне трудно разрешимой задачей оказывается эффективная приватизация крупных хозяйственных объектов и преодоление структурных диспропорций. | http://modern-econ.ru |