Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА » Шпаргалка по конкуренции. Ильина В.Н.

Вопросы 43-50
21.12.2011, 23:02

43. Антимонопольная политика и ограничение конкуренции

Антимонопольная политика – одно из направлений государственного регулирования экономики, составляет систему мер, предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции.

Антимонопольная политика проводится по направлениям:

1) Ограничение монополизации рынка;

2) Запрещение слияний конкурирующих компаний;

3) Запрещение установления монопольных цен;

4) Сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

В странах Запада государство стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополий в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США.

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашение, были приняты в Канаде (1889 г.) и США (1890 г.). Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать любую отрасль хозяйства, признаются незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. долл. и тюремное заключение сроком до одного года

Закон Шермана впоследствии дополнялся, в него вносились поправки (в 1914, 1939 и 1950 гг.). Он стал распространяться на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

Закон Клейтона (1914 г.) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, влекущие уничтожение конкуренции, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния. В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.

Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) установил запрет на ограничительную деловую практику в области торговли, т. е. деятельность, направленную на подрыв, устранение или недопущение конкуренции.

Закон Селлера-Кефовера (1950 г.) запрет на слияние путем приобретения активов, было уточнено понятие незаконного слияния. Запрещались горизонтальные и вертикальные слияния

В Западной Европе (Бельгия – 1935 г.; Нидерланды – 1933 г.; Дания – 1937 г.) предпринимались попытки законодательного контроля картельных соглашений. Картели рассматривались как средство борьбы с «излишней конкуренцией», законы были направлены на недопущение злоупотребления этой формой монополии.

В Римском договоре в ст. 85 и 86 также установлено запрещение монопольных соглашений.

Все эти законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль над разного рода соглашениями.

44. Инструменты и методы государственного регулирования экономики

Инструментами называются формы воздействия государства на экономический процесс, к ним относятся правовое законодательство, государственный контроль над биржами, аудиторская деятельность.

Правовое законодательство. Формирование законов, законы функционирования различных АО, законы отношений между различными АО. Определяет право наследования, присвоения других предприятий. Включает в себя антимонопольное законодательство.

Контроль над биржами. Контроль над всеми видами бирж, определение условий формирования бирж, осуществление биржевых процессов, взаимоотношение бирж между собой, формирование курса ценных бумаг.

Аудиторская деятельность. С целью выявления как предприятие выполняет принятые государством законы. Ее проводят аудиторы, которым предъявляются очень высокие требования.

Методами называются способы воздействия государства на экономический процесс.

Прямые оказывают непосредственное воздействие на какой-то рынок, отрасль и т. д. Косвенные оказывают глобальное воздействие на всю экономику (их все принимают как должное), связанны с непосредственным финансированием регионов, отраслей, через бюджетную налоговую и кредитно-денежную систему. Через бюджетно-налоговую систему государство оказывает воздействие на экономику, дифференцируя ставки налогов, отменяя и вводя новые налоги, применяя, устанавливая, отменяя льготы. Повышение налогов означает уменьшение возможностей производства и наоборот.

Налоговый мультипликатор. Виды налогов: налог на доходы; налог на имущество; на прирост доходов; на оборот; акцизы. Налоговые поступления являются одним из источников расходов из государственного бюджета. Оказывают влияние на процесс производства. Политика по регулированию с помощью налогов и расходов государственного бюджета называется фискальной политикой. Рассматривают 2 вида: дискретная – применение государством решения по разработке спец. программ, контроль за их выполнением; внутренние стабилизаторы.

Методы прямого регулирования производства – прямая поддержка дотациями; поведение макроструктурных сдвигов через разработку и финансирование НТП; финансирование экономических программ; финансирование соц. сферы; введение стандартов, за невыполнение – санкции; государственные заказы на конкурентной основе.

Формы государственного регулирования экономики. Под формами нужно понимать основные направления государственного воздействия на экономику.

45. Диверсификация и конгломерация

Диверсификация есть процесс межотраслевой экспансии капитала, осуществляя который монополии опираются на технико-экономические связи и отношения между различными отраслями.

Диверсификации принадлежит основная роль в формировании межотраслевой структуры своевременных монополий, которая придает концерну многоотраслевой характер.

Диверсификацию рассматривают как разновидность процессов, составляющих межотраслевую экспансию монополистического капитала. Именно такой подход позволил сформировать две точки зрения на диверсификацию. Согласно первой из них, к диверсификации относят межотраслевые потоки капитала, которые ведут к образованию конгломератов, концернов, объединяющих несвязанные (за исключением финансового контроля) предприятия разных отраслей хозяйства. Согласно второй – в подходе к анализу как к процессу, в основе которого лежит объединение производств на базе новых, рожденных уровнем развития производства связей, с новыми возможностями в области организации и управления производством, дальнейшим развитием НТР.

Диверсификацию осуществляют крупнейшие корпорации, это основной способ экономического роста современных монополий. Одновременно с расширением масштабов диверсификации и в связи с ней монополия пересматривает свою внутреннюю структуру, приспосабливая ее к условиям функционирования разрастающегося производственного комплекса.

Конгломерация – наиболее поздняя форма движения межотраслевого капитала. Она принципиально отличается от других форм межотраслевой экспансии монополий. Конгломерации присущи очень высокие темпы ее осуществления.

Конгломерат в отличие от вертикально интегрированных и диверсифицированных корпораций есть объединение предприятий, но не есть производственное объединение предприятий. В результате конгломерации не происходит взаимодействия ранее самостоятельных производственных связей. Слияния и поглощения стали способом существования, жизнедеятельности конгломератов, а не только самообогащения. Вне купли-продажи фирм конгломераты практически перестали существовать. За их счет произошло расширение системы капиталистического маркетинга, дополнившегося рынком корпораций. Эта рыночная подсистема имела свою систему цен, своих маклеров и дилеров и своих финансистов. Конгломераты – лишь формально производственные объединения. На ранних стадиях развития процесса не решалась централизованно ни одна из производственно-экономических задач. Эту функцию конгломераты переложили на других агентов. Приобретая эффективно работающую фирму, конгломерат затем продавал ее, если она со временем теряла это свое качество.

46. Мотивы транснационализации (глобализации)

Создавая транснациональные производственные комплексы, ТНК получают возможность полнее использовать преимущества современного международного разделения труда и расширять международную концентрацию производства, ставить себе на службу природные и людские ресурсы, научно-технический потенциал других стран, проникать на их рынки изнутри, минуя таможенные барьеры.

Процесс транснационализации монополистического капитала обостряет межмонополистическую борьбу, конкуренцию за господство в мировом конкурентном хозяйстве.

Глобализация для использования избранных преимуществ в других странах. В поиске «глобальных» стратегий многие компании в настоящее время отказываются от возможностей, которые они имеют в соответствии с существующей расстановкой сил в ромбе для собственных стран. Для того чтобы извлекать преимущества из исследований за границей, компании должны иметь высококвалифицированных специалистов в точках своего базирования за границей и сформировать высокий уровень приложения усилий в исследовательской области. Для получения отдачи от исследований, проводимых за границей, компании должны обеспечивать доступ к своим собственным идеям, осознавая, что конкурентные преимущества приходят в результате длительных улучшений, а не в результате защиты сегодняшних секретов.

Глобализация наряду с простотой транспортировки и обеспечением коммуникаций привела к росту заключения субдоговоров с компаниями, передислоцировавшими много производственных мощностей в регионы с низкими заработными платами, низким налогообложением и низкими затратами на коммунальное обслуживание. Заключение субдоговоров на выполнение некоторых видов деятельности с внешними фирмами с целью сократить издержки на факторы производства может уменьшить местные затруднения. Глобализация конкуренции позволяет фирмам добиваться конкурентных преимуществ независимо от местоположения путем координации действии в широком спектре стран.

При этом глобализация не отменила важности выбора местоположения в конкурентной борьбе. В сотнях отраслей, которые были обследованы (включая сферу обслуживания и такие новые отрасли, как проектирование программного обеспечения, разработка новых материалов и биотехнология), штаб-квартиры мировых лидеров, как правило, размещаются лишь в нескольких странах, а иногда и в одной стране. Географическая концентрация ведущих фирм в своих странах еще более отчетливо демонстрирует важность выбора местоположения для успешного ведения конкурентной борьбы.

47. Влияние сравнительных и конкурентных преимуществ на конкурентные позиции

Различают два вида преимуществ: сравнительные преимущества и конкурентные преимущества. Сравнительные преимущества обеспечивают конкурентоспособность предприятия за счет таких источников, как трудовые ресурсы, природное сырье (земля) и капитал. В современных условиях только наличие рабочей силы, капитала и сырья не обеспечивают конкурентоспособность предприятия, потому, что они стали широкодоступными, значит, возможность получить преимущества за счет этих различий исключается. Существование различий между высокими технологиями и низкими, между сферой производства и обслуживания исчезает при таком состоянии экономики, когда все отрасли могут использовать передовые технологии и высококвалифицированный персонал для достижения высокого уровня развития.

Где господствует равенство условий хозяйственного функционирования, различия нивелируются, где исчезает объективная возможность получить подобные преимущества в конкурентной борьбе (за счет различий), конкуренция должна прекратить свое существование. Чтобы сохранить конкурентоспособность рынка со стороны товаропроизводителей существует один выход – самим создавать преимущества (различия). Искусственно созданные предприятием преимущества в конкурентной борьбе относятся к конкурентным преимуществам.

Создание предприятиями конкурентных преимуществ – есть основа неценовой конкуренции как принципиально нового типа конкуренции. Предприятие может обойти своих конкурентов, если оно в состоянии обеспечить себе отличие от других и впоследствии его сохранить. В неценовой конкуренции происходит конкуренция производительностей на основе инноваций.

Широкий и многообразный набор конкурентных преимуществ у предприятия, обеспечивает более устойчивые позиции в отдельных сегментах рынка и среди конкурентов.

Конкурентоспособность предприятия, с точки зрения совокупности конкурентных преимуществ, есть продукт взаимодействия предприятия с микроэкономической бизнес-средой. Конкурентоспособность предприятия создается двумя группами факторов: уровнем экономического развития предприятия, а так же качеством микроэкономической среды.

Оценка качества микроэкономической среды характеризует конкретные преимущества, присущие предприятию наравне с собственными конкурентными преимуществами, но созданные не им самим. Между тем, как показывают расчеты Мирового экономического форума, наибольшее влияние на динамику экономического роста в целом оказывают факторы предпринимательской среды.

48. Понятие конкурентной стратегии

Стратегия предприятия – совокупность действий, в которой отдельные комбинации поведения предприятия подчинены заранее обдуманному плану, помогающему ему достичь установленной цели.

Стратегическое поведение предприятия – выбор варианта своей деятельности, при котором принимаются во внимание возможные ответные действия конкурентов.

Стратегическое поведение означает, что предприятие способно влиять на рынок, в том числе на устанавливаемую на рынке цену равновесия. Степень такого влияния зависит от стратегической силы предприятия: доли рынка, имиджа предприятия, наличия информации о рынке. В этом смысле стратегическое поведение свойственно только рынку олигополии и в определенной степени – монополистической конкуренции: в условиях свободной конкуренции объем производства предприятия почти не зависит и не влияет на объемы выпуска других предприятий, поскольку число их на рынке слишком велико.

Стратегическое взаимодействие предприятий – такая ситуация на рынке, когда в силу своей немногочисленности предприятия начинают осознавать взаимозависимость собственных реальных и ожидаемых действий, в результате чего их функционирование становиться более продуманным, более целенаправленным.

Такое воздействие предприятий на рынок приводит к особым структурам несовершенной конкуренции и специфическим типам барьеров входа на рынок, а также к особым видам отношений между предприятиями в виде стратегических групп.

Конкурентные действия предприятий в условиях рыночной экономики направлены на упрочение старых и завоевание новых позиций на рынке и приводят в ряде случаев к перераспределению рыночной власти отдельных предприятий, к изменению рыночных структур.

От поведения предприятия зависит функционирование (результативность) отрасли.

Функционирование отрасли – оптимальность распределения ресурсов отрасли, рентабельность продукции, технический процесс и динамика цен на рынке. Воздействуя на структуру рынка, государство может улучшить параметры функционирования отрасли. Данный подход лежит в основе антимонопольного регулирования.

Обратное влияние – правительство может регулировать число предприятий в отрасли, а предприятия могут воздействовать на политику правительства для получения более высоких прибылей.

Особенности отношений предприятий и их комбинации приводят к различной степени концентрации продавцов и покупателей на рынке, разной степени дифференциации товара, разной высоте барьеров входа на рынок и выхода с него, к различной степени влияния продавцов и покупателей на цену.

49. Конкурентные преимущества в теории М. Портера. Три типичных конкурентных стратегии

М. Портер на основании анализа более 100 отраслей и подотраслей из 10 стран приходит к выводу, что международные конкурентные преимущества действующих в этих отраслях и подотраслях национальных фирм зависят от того, в какой макросреде осуществляется их деятельность в собственной стране. Макросреда определяется не только факторами производства, но и характером спроса на внутреннем рынке, развитостью родственных и смежных отраслей, уровнем менеджмента и конкуренции в стране, а также экономической политикой правительства и даже случайными событиями (войной, неожиданными изобретениями и т. д.). Сочетание этих шести главных параметров (особенно первых четырех, которых Портер называет детерминантами), определяет конкурентные преимущества фирм. В общую систему детерминантов конкурентных преимуществ М. Портер включает и роль случайных событий, которые могут либо усилить, либо ослабить сложившиеся конкурентные преимущества страны. Роль правительства в формировании национальных конкурентных преимуществ состоит в оказании значительного влияния на все основные детерминанты «национального Ромба».

Для производственного предприятия имеются в основном три стратегии, которые приводят к получению прибыли:

1. Предприятие (одно или с несколькими конкурентами) может завоевать рынок путем сбыта большого количества изделий, производя их с минимальными расходами и продавая по низким ценам;

2. Изделие и предприятие отличаются от других конкурентов особыми свойствами, за которые покупатели готовы платить. Это может быть и лучший внешний вид, более совершенное функционирование, улучшенный сервис и т. д. Такие особенности называют USP (Unique Sales Proposition) и обещают изделию хорошие перспективы продаж.

3. Для малых и средних предприятий в качестве альтернативной стратегии рекомендуется селективная обработка рынка с достижением лидерства по ценам в отдельных малых сегментах рынка или предложением средств решения проблем в таких сегментах. При малом объеме продаж и при высоких ценах попытки конкуренции с поставщиками массовых товаров бесперспективны.

Стратегии конкурентной борьбы:

1. Обработка больших сегментов рынка. Предполагает:

а) решение проблемы – дифференциация в узком смысле (решение проблем в больших сегментах созданием USP);

б) лидерство по расходам и по ценам

2. Обработка рыночных ниш (малые сегменты) – селективная обработка рынка:

а) предложение средств решения проблем в нише;

б) лидерство по ценам в нише.

50. Отраслевая конкуренция

Состояние конкуренции в отрасли определяется пятью основными силами:

1) угрозой вторжения новых участников;

2) угрозой появления продуктов-заменителей или услуг-заменителей;

3) рыночной властью потребителей;

4) рыночной властью продавца;

5) всеми средствами добиться выгодного положения среди конкурентов.

В совокупности эти силы определяют предельный потенциал прибыли отрасли.

Угроза вторжения новых конкурентов. Угроза вторжения новых конкурентов зависит от наличия барьеров для входа и реакции существующих конкурентов, если барьеры входа высоки и претенденты сталкиваются с мощным противодействием в отрасли конкурентов, что не представляет серьезной опасности в плане вторжения новичков.

Существует шесть основных предпосылок, создающих барьеры для входа в отрасль.

1. Экономия, обусловленная ростом и масштабом производства.

2. Дифференциация продукта.

3. Потребность в капитале.

4. Более высокие издержки.

5. Доступ к каналам распределения.

6. Политика правительства.

Основой политики конкурентоспособности является призыв к увеличению степени кооперации исследований и созданию отраслевых консорциумов, сильное ограничение прямой кооперации между соперниками в отрасли.

Конкурентные преимущества того или иного местоположения являются средством идентификации отраслей, в которых фирма может добиться уникального конкурентного преимущества по сравнению с конкурентами, базирующимися в других местах, а также тех сегментов отраслей, в которых среда домашней базы обеспечивает наибольшие выгоды. Развитие нового бизнеса должно концентрироваться именно в этих областях.

Конкурентные преимущества отрасли во многом схожи с конкурентными преимуществами организации, входящей в данную отрасль.

Так, к внешним конкурентным преимуществам отрасли относятся:

– высокий уровень конкурентоспособности страны;

– активная государственная поддержка малого и среднего бизнеса;

– качественное правовое регулирование функционирования экономики страны и т. д.

К внутренним конкурентным преимуществам отрасли мы относим:

– высокую потребность в товаре отрасли;

– оптимальный уровень концентрации, специализации и кооперирования в отрасли;

– оптимальный уровень унификации и стандартизации продукции отрасли и т. д.

Мощная локальная конкуренция способствует формированию уникальных совокупностей специализированных профессий и технологий, развитию отраслей местных поставщиков (в распоряжении которых оказывается готовый локальный рынок), адаптации и поддержки потребностей соответствующей отрасли.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ