Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА » Экономика и социология труда: учебный курс

2. Рынок труда и его регулирование
18.01.2012, 12:33

1.Особенности рынка труда

Рынок труда – это сфера контактов продавцов и покупателей трудовых услуг. В нем противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров, услуг. Таким образом, рынок труда охватывает всю сферу наемного труда.

Как и на любом рынке, количество реализованного товара (уровень занятости) и его цена (заработная плата) определяется в результате взаимодействия спроса и предложения. Однако рынок труда существенно отличается от других рынков.

1. Неотделимость прав собственности на товар: труда от его владельца. Во время сделки на обычном рынке покупатель платит установленную цену за приобретение права собственности на покупаемый товар. Поскольку рабочая сила неотделима от своего носителя (человека), в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения: на рынке труда покупатель, приобретая право собственности на использование трудовых услуг, одновременно вступает в контакт со свободным человеком, права которого он обязан соблюдать.

2. Большая продолжительность контакта продавца и покупателя. На типичном рынке контакт между агентами сделки краток и носит обезличенный характер, в то время как сделки на рынке труда предполагают наличие длительных отношений между работником и работодателем. Кроме того, в отличие от других факторов производства, человек трудится с разной отдачей, сам контролирует качество своей работы, может демонстрировать большую или меньшую лояльность в отношении нанимателя.

3. Важность роли широкого круга вопросов сделки, носящих неденежный характер. В ряде случаев неденежные аспекты сделки могут быть более важны и являться определяющими по сравнению с размером заработка. Такими факторами могут быть:

·       содержание и условия труда;

·       взаимоотношения в коллективе;

·       гарантии сохранения рабочего места;

·       перспективы профессионального роста и продвижения по служебной лестнице.

4. Наличие большого числа институциональных структур особого рода, регулирующих деятельность агентов на рынке труда, таких, как:

·       система трудового законодательства (КЗоТ), регламентирующая условия найма, оплаты, увольнения, предоставления определенных прав и другие вопросы;

·       государственные программы в области труда и занятости;

·       различные учреждения регулирования занятости;

·       профсоюзы и другие организации наемных работников.

5.    Высокая степень индивидуализации сделок. Каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной степени отличается от другого и предъявляет свои особые требования к претендентам.

6.    Несовершенство информации. Несмотря на большое количество организационных структур, предоставляющих информацию о вакансиях и работниках, информация о работниках остается несовершенной, так как никакие формальные данные, дипломы, рекомендации не могут однозначно охарактеризовать потенциального работника, также и предлагаемую работу человек может оценить, только проработав какое-то время.

2. Структура рынка труда

Основными составляющими рынка труда являются совокупный спрос и совокупное предложение.

Совокупный спрос на рынке труда определяется общим количеством всех рабочих и учебных мест, как занятых, так и вакантных. Выразителем совокупного предложенияявляется все экономически активное население. Совокупный спрос и совокупное предложение в своем единстве определяют емкость совокупного рынка труда (см. рис. 3). Исходя из уровня и субъектов управления, совокупный рынок труда можно структурировать на общенациональный, региональные и внутренние (в разрезе предприятий, организаций) рынки труда.

ris3.gif (3921 bytes)В каждый данный момент основная часть предложения и спроса на труд удовлетворены, что и обеспечивает функционирование общественного производства. Другая его часть в силу естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест, оказывается свободной и нуждается в удовлетворении. Эта часть совокупного рынка труда соответствует понятию текущий рынок труда, основной функцией которого является обеспечение через сферу обращения перераспределения рабочей силы в национальном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечение работой незанятого в данный момент населения.

Предложение рабочей силы на текущем рынке труда имеет три основные составляющие:

·       лица, не занятые трудовой деятельностью и ищущие работу;

·       лица, намеривающие сменить место работы;

·       лица, желающие трудиться в свободное от работы время.

Спрос на рабочую силу на текущем рынке выражается потребностью в работниках для заполнения вакантных рабочих мест на условиях основной деятельности, совместительства или для выполнения разовых работ.

Текущий рынок труда образуется двумя взаимосвязанными частями, которые различаются способами и формами аккумуляции резервов рабочей силы, характером влияния на производство и занятость, а также на поведение их участников:

·       открытый рынок труда – все экономически активное население, фактически ищущее работу, а также все вакантные рабочие места;

·       скрытый рынок труда (скрытая безработица) – лица, формально занятые в национальном хозяйстве, но которые в связи с сокращением объема производства или изменением его структуры без ущерба для производства могут быть высвобождены.

Спрос и предложение на открытом рынке труда определяется свободной рабочей силой и вакансиями, как зарегистрированными в учреждениях службы занятости, так и где потребность в трудоустройстве удовлетворяется на основе личных контактов. Скрытый рынок труда регистрируется статистикой в виде лиц, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы по инициативе администрации, а также лиц, работающих неполный рабочий день, неполную рабочую неделю.

Существование скрытого рынка труда в российской экономике порождает ряд негативных тенденций: усиливается скрытая социальная напряженность, нерационально используются экономические ресурсы предприятий, блокируется процесс приспособления структуры предложения рабочей силы к ее спросу, сдерживается рыночная переориентация подготовки кадров, а следовательно, тормозится формирование конкурентного рынка труда.

Активные действия со стороны государства, направленные на реализацию закона о банкротстве предприятий, расширение подготовки и переподготовки кадров с учетом структурной перестройки экономики, увеличение фондов социальной поддержки безработных, создание законодательной основы формирования рынка труда, должны способствовать превращению скрытого рынка труда в открытый.


3. Механизм действия рынка труда

Основными элементами механизма действия рынка труда являются:

спрос на труд;

предложение на рынке труда;

стоимость и цена рабочей силы;

конкуренция.

Cпрос на труд
Спрос на рабочую силу является производным от спроса на товары и услуги, поскольку отражает спрос на продукт, производимый с помощью этого ресурса: организации нанимают работников не для собственного потребления, а чтобы использовать их для производства товаров и оказания услуг с целью продажи. Спрос на рабочую силу характеризуется объемом и структурой общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда и обеспеченных фондами оплаты труда и жизненных средств. Помимо этого, существенными факторами, определяющими современные тенденции формирования спроса на рабочую силу, являются процесс изменения форм собственности, экономический и инвестиционный кризис, развитие внешнеэкономических связей.

Таким образом, на спрос на рынке труда влияют следующие факторы:

·       резкое падение объема производства и инвестиций;

·       свертывание убыточных производств;

·       структурные изменения в производстве;

·       относительная динамика цены и стоимости рабочей силы;

·       производительность конкретного вида труда;

Предложение на рынке труда
Предложение рабочей силы отражает численность и состав экономически активного населения.

Предложение рабочей силы в обществе определяется, прежде всего:

·       общей численностью населения с учетом его естественного, механического, социального движения;

·       степенью активности участия населения в экономической жизни общества, т.е. средним количеством часов, отработанных работниками на протяжении недели, года. Эта степень зависит от размеров номинальной и реальной заработной платы, доходов семьи, стоимости жизни, величины и структуры государственных пособий, от предоставленной законодательством возможности индивидуализировать условия труда отдельных категорий работающих, от структуры потребления, сложившейся у населения, от демографической политики государства и т.д.;

·       качеством предлагаемой рабочей силы. Этот параметр напрямую связан с потенциалом человека, включающим как природные его качества (здоровье, заложенные природой способности и т.д.), так и социальные (образование, квалификация, отношение к труду и т.д.).

Особенностями предложения рабочей силы в России в настоящее время являются: высокий его уровень, низкая территориальная, профессиональная, образовательная мобильность населения, отрицательные темпы его воспроизводства, его старение, снижение общего уровня жизни нации.

Стоимость и цена рабочей силы
Цена рабочей силы – третий элемент механизма функционирования рынка труда. В широком толковании термин "цена рабочей силы" обозначает заработную плату (номинальную и реальную):

·       оплату по тарифным ставкам и окладам;

·       доплаты и компенсации;

·       надбавки;

·       премии;

·       социальные выплаты;

·       дивиденды.

Дифференциация цен на рабочую силу объясняется различиями в уровнях квалификации и способностей отдельных групп работников.

Низкий уровень цены рабочей силы негативно сказывается на структуре экономики и занятость в России:

·       усиливает переток работников в относительно технически отсталые сырьевые отрасли, где уровень заработной платы сложился традиционно выше среднего, отягощая нерациональную отраслевую структуру занятых;

·       приводит к сужению потребительского бюджета, переориентируя его на товары первой необходимости, вызывая рост цен на них; в то же время снижается потребность населения в товарах длительного пользования, что приводит к сокращению объема производства и занятости в этих отраслях;

·       консервирует низкий технологический уровень производства, т.к. часто цена на вводимую технику оказывается выше, чем затраты на заработную плату высвобождаемых работников;

·       является одним из факторов накопления скрытой безработицы.

Определение равновесной цены рабочей силы на конкурентном рынке труда. На уровень цены рабочей силы непосредственно влияет соотношение спроса на рабочую силу и ее предложения. На конкретном рынке конкретного вида труда равновесный уровень ставки зарплаты определяется на пересечении кривых спроса и предложения данного вида труда – в точке R (см. рис.4. В этой точке рынок труда находится в равновесном состоянии: спрос на рабочую силу равен ее предложению.

В случае, когда реальная зарплата превышает равновесный уровень зарплаты (R1>R), предложение рабочей силы превышает спрос на нее (SR1>DR1). Появляются безработные. Велика вероятность снижения уровня цены на рабочую силу, как в сфере предложения рабочей силы, так и в сфере спроса на нее. Безработные готовы предложить свой труд по более низкой цене, а занятые на предприятиях вынуждены согласиться на нее, дабы не потерять свои рабочие места.

ris4.gif (3850 bytes)

Рис 4. Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда

В случае снижения реальной зарплаты по сравнению с равновесным ее уровнем (R2<R) наблюдается дефицит рабочей силы (S1R2<D1R2). Потребитель рабочей силы вынужден выплачивать всем работникам зарплату по более высокой ставке, так как это необходимо для привлечения дополнительной рабочей силы.

В обоих рассмотренных случаях равновесие на рынке труда устанавливается. Рынок приходит в состояние полной занятости.

Конкуренция на рынке труда
Конкуренция на рынке труда существует в следующих формах:

·       между работодателями – за привлечение рабочей силы;

·       между работниками – за замещение вакантных рабочих мест в системе общественного разделения труда;

·       между наемными работниками и работодателями – за условия трудового соглашения и оплаты труда.

Все виды конкуренции базируются на трех основных принципах:

1. Личная и экономическая свобода работника.

2. Право владельцев капитала и земли самим решать вопросы, касающиеся количества и качества используемой рабочей силы, увольнять лишних, с точки зрения производительной деятельности, работников.

3. Свобода в движении зарплаты, отсутствие ограничений ее роста.

Уровень конкуренции можно оценить по уровню сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, по степени устойчивости этого баланса. Соотношение спроса и предложения рабочей силы характеризует конъюнктуру на рынке труда, которая может быть:

·       равновесной (при равенстве спроса на рабочую силу и ее предложения);

·       трудоизбыточной (при ограниченном спросе на рабочую силу);

·       трудодефицитной (при ограниченном предложении рабочей силы).

Основными чертами трудодефицитной конъюнктуры, имевшей место на рынке труда в советский период, следует считать:

·       монополизм покупателя рабочей силы в лице государства;

·       почти полную замкнутость локальных рынков труда из-за ограничений в прописке и дефицита жилья;

·       значительный дефицит рабочей силы при предельно высоком уровне занятости населения;

·       минимальный уровень безработицы, которая была обусловлена лишь организационными издержками;

·       отсутствие страха у занятых по найму потерять работу.

Трудоизбыточная конъюнктура на рынке труда, напротив, характеризуется следующими чертами:

·       относительно низкий уровень занятости по найму определяет значительный потенциальный резерв рабочей силы;

·       безработица уже не является только следствием организационных издержек, а превращается в масштабную, при этом избыток рабочей силы значительно превышает ее дефицит, который находится на минимальном уровне;

·       традиционно у занятых есть вероятность потери работы по найму.

Факторами саморегуляции рынка труда являются факторы, влияющие на его конъюнктуру:

·       состояние экономики;

·       отраслевая структура хозяйства;

·       уровень развития технической базы;

·       уровень благосостояния населения;

·       факторы воспроизводства населения и трудовых ресурсов;

·       политическая обстановка;

·       национально-этнический фактор, обуславливающий формирование локальных относительно замкнутых рынков труда;

·       психологический фактор.

4. Труд как предмет государственной политики

Развитой рынок труда предполагает помимо взаимодействия работодателей и наемных работников наличие институциональных структур по защите интересов тех и других (профсоюзы, ассоциации предпринимателей и т.д.), а также государственного посредничества в вопросах социального партнерства.

Роль труда как основы жизнедеятельности общества обусловливает необходимость выработки и осуществления государственной политики в решении связанных с ним проблем во взаимодействии с профсоюзами и работодателями (предпринимателями), как это вытекает из принципа трипартизма.

Государство в современной экономике законодательно регулирует условия труда (разрабатывая нормы техники безопасности), режим рабочего времени (определяя максимальную продолжительность рабочей недели), обязательный коэффициент оплаты сверхурочных часов работы, уровень минимальной оплаты труда и другие условия труда, закрепленные в КЗоТе.

Законами запрещается дискриминация, регулируется деятельность монополий и профсоюзов, определяется порядок заключения коллективных договоров и проведения забастовок и пр.

Помимо законодательных мер, используются также и экономические меры: налогообложение, выплаты различных трансфертов (пенсии, пособия малоимущим и безработным, стипендии), субсидии (в отличие от трансфертов имеют целевую направленность).

Основными направлениями государственной политики в области труда должны являться:

·       создание экономических и социальных условий для усиления мотивов и стимулов высокопродуктивного труда: налоговое регулирование фондов и индивидуальных размеров оплаты труда (личного трудового дохода) работников;

·       создание системы регулирования ставок и окладов, стимулирующих и компенсационных выплат (на федеральном и региональном уровнях) для работников хозрасчетной и бюджетной сфер независимо от форм собственности, в том числе органов государственной власти и управления;

·       разработка программ повышения производительности и эффективности труда на основе рационального использования трудовых, материальных, технических и природных ресурсов за счет комплексного воздействия организационных, научно-технических, структурных и социальных факторов;

·       организационное и методическое обеспечение работы по организации, нормированию, условиям и стимулированию труда на предприятиях, разработка необходимых нормативных актов, материалов и рекомендаций, подготовка специалистов по труду;

·       совершенствование трудового законодательства, расширение государственных гарантий, льгот и компенсаций в области труда и его оплаты;

·       развитие социального партнерства государства с профсоюзами и другими представительными организациями трудящихся (наемных работников), предпринимателями (работодателями) в решении вопросов труда и его оплаты, введения системы генерального и отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров, разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов);

·       разработка и осуществление государственной политики занятости населения во взаимодействии с инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политикой; формирование, прогнозирование и мониторинг рынков труда, организация служб занятости, обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого взрослого населения, организация оплачиваемых общественных работ; решение вопросов миграции населения – внутренней и внешней, трудовой и вынужденной;

·       прогнозирование развития народонаселения, выработка политики воспроизводства трудовых ресурсов и формирование трудового потенциала общества с учетом демографических и социально-экономических факторов;

·       обеспечение социальной защиты населения на основе государственных гарантий пенсионерам, инвалидам и другим социально уязвимым категориям лиц, установления минимального потребительского бюджета, прожиточного уровня, введения систем государственного социального страхования и социального обеспечения, использования внебюджетных источников финансирования.

5. Внутренние рынки труда

Внутренний рынок труда – система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы (заработная плата) и ее размещение определяется административными правилами и процедурами.

При анализе рынка труда в основном рассматривалось движение работников между различными фирмами, работодателями, при этом предполагалось, что работник выбирает рабочие места у различных работодателей, а фирмы конкурируют между собой за то, чтобы нанять более квалифицированных работников. В реальности многие люди на протяжении всей своей трудовой деятельности или достаточно долгого периода рабочего времени работают на одном и том же рабочем месте, а переходят на новое или в результате повышения, или из-за того, что осваивают новые знания, овладевают новыми профессиями. Фирмы также предпочитают искать кандидатов на существующие вакансии среди уже нанятых работников, они не вытесняются другими работниками со стороны, готовыми работать за меньшую плату. Заработная плата в реальности часто определяется не взаимодействием спроса и предложения на рынке труда, а административными процедурами и правилами, принятыми на предприятии.

Причины возникновения и развития внутренних рынков труда:

·       экономия на издержках на труд, связанных с переподготовкой и обучением работников;

·       эффективность внутрифирменных инвестиций в специфический человеческий капитал;

·       экономия на трансакционных издержках (издержки, связанные с осуществлением сделок на внешнем рынке труда).

Преимущества работодателей на внутреннем рынке труда:

·       продвижение работника внутри фирмы сокращает издержки по найму и отбору рабочей силы и уменьшает риск допустить ошибки при заполнении вакансий;

·       наличие четко определенной служебной лестницы создает стимулы для работников поддерживать дисциплину, производительность и повышать квалификацию.

Преимущества работников:

·       работники, уже принятые, получают гарантии занятости и возможность продвижения вверх по служебной лестнице, т.е. могут добиться успеха внутри предприятия;

·       поиск нового рабочего места за пределами своего предприятия требует много времени и материальных затрат.

Анализ внутренних рынков труда предполагает исследование политики внутреннего управления трудовыми ресурсами, исследование системы регулирования социально-трудовых отношений на уровне предприятия. Этот анализ включает в себя рассмотрение проблем управления персоналом на предприятии, нормирования труда, организации труда, управление производительностью труда, систем оплаты труда и т.д.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ