Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА » Экономика и социология труда: учебный курс

4. Психофизиологические основы организации труда
18.01.2012, 12:38

Физиологические основы рационализации трудовых процессов

Наука, которая изучает психологические процессы, происходящие во время труда, называется физиологией труда. Поскольку физиология труда исследует процессы, связанные с трудом, она составляет завершающую часть биологических наук и, в частности, вершину наших знаний физиологических наук.

Общая задача физиологии труда заключается в разработке мер повышения эффективности и оздоровления условий трудовой деятельности и приспособлении к труду жизненных функций.

Применение физиологических принципов и методов производится по следующим категориям рационального труда:

·       усовершенствование инструментов и конструкций машин в отношении удобства управления ими;

·       усовершенствование рабочих положений, рабочей позы и рабочего места;

·       усовершенствование методов кооперации и разделения труда;

·       уточнение ритма трудовых процессов;

·       автоматизация и механизация трудоемких работ;

·       рационализация режима труда и отдыха.

Рационализация инструмента может осуществляться путем эмпирического поиска работающих или на основании систематических научных исследований.

Режим работы способствует повышению работоспособности прежде всего в том, что является важным фактором укрепления и повышения устойчивости рабочего динамического стереотипа. Физиологический процесс повышения работоспособности при ритмизации движений широко используется в практике организации поточной работы. Но при многократном повышении однообразных рабочих действий возникает эффект монотонности.

Среди физиологически обоснованных мер борьбы против монотонности можно выделить:

·       правильное распределение перерывов для отдыха;

·       активный отдых (легкие физические упражнения);

·       переключение работающих на другие операции;

·       правильное укрупнение рабочих операций (повышение содержательности операции).

Ограничение статического напряжения является важным элементом рационализации трудовых процессов. Известно, что механизация и автоматизация трудовых процессов могут радикально решить задачу облегчения и полного исключения работы, поддающейся измерению в механических единицах – так называемой динамической работы. Но этих средств рационализации часто бывает недостаточно для того, чтобы уменьшить или исключить мышечные усилия статического характера, прилагаемые человеком не на каком – либо протяжении рабочего пути, а для фиксации предмета труда или поддержания неподвижной рабочей позы (статичные работы). Статичная работа быстро утомляет.

Для рационализации статической работы можно рекомендовать следующие способы:

·       уменьшение статического напряжения;

·       увеличение мышечной массы, участвующей в развитии статического напряжения.

Основы рационализации рабочей позы. Любая рабочая поза человека является такой формой физиологической активности, которую можно назвать " оперативным покоем”: постоянство и устойчивость позы связаны не с нулевой активностью организма, а с готовностью к немедленному эффективному, заранее запланированному рабочему действию.

Производственная целесообразность рабочей позы определяется спецификой производительного процесса и применяемой на производстве техникой, а физиологическая рациональность – физиологическими условиями: удобство развития необходимых для работы мышечных усилий, удобство выполнения точных и достаточно быстрых действий руками, минимальный расход мышечной и нервной энергии, максимальная производственная результативность движений.

Условия труда и их влияние на работоспособность человека

Под условиями труда принято понимать прежде всего внешнюю среду, в которой трудится работник, ту производственную обстановку, которая окружает его на производстве.

Условия труда оказывают прямое влияние на степень его тяжести, напряженности и утомительности. Тяжесть физического труда определяется прежде всего величиной затрат физической энергии человека в процессе работы. В соответствии с этим могут быть работы физически легкие, средней и высокой степени тяжести.

Вместе с тем тяжесть труда определяется еще и величиной затрат энергии в единицу времени, т.е. степенью интенсивности (напряженности) труда.

Физиология и психология труда устанавливают ряд показателей, характеризующих нормальный уровень тяжести труда применительно к различным видам работ. Такими показателями являются частота пульса и дыхания, степень изменения остроты зрения и слуха, время реакции организма на различные внешние раздражители, степень координации движений при работе и пр.

В числе факторов окружающей среды, оказывающих воздействие на работоспособность людей, можно назвать:

·       общее состояние производственных помещений;

·       метеорологические условия (температура, влажность воздуха, степень его подвижности, уровень атмосферного давления);

·       освещенность производственных помещений и особенно рабочих мест;

·       цветовое оформление интерьера производственных помещений;

·       уровень шума;

·       уровень вибрации;

·       запыленность, загазованность;

·       ультрафиолетовое, электромагнитное и ионизирующее излучение.

Совершенствование условий труда на предприятиях осуществляется в двух направлениях:

·       путем устранения неблагоприятных и вредных факторов внешней среды;

·       путем проведения ряда мероприятий, позволяющих защитить рабочего от влияний неблагоприятных и вредных факторов (или уменьшить степень их воздействия).

На практике используются оба пути рационализации условий труда. В тех случаях, когда нет возможности оградить человека от неблагоприятных воздействий внешней среды, практикуется предоставление рабочим ряда льгот и преимуществ, компенсирующих эти воздействия (применение повышенных тарифных ставок, доплата к заработной плате за работу в ночное время, уменьшение продолжительности рабочего дня, увеличение длительности очередных отпусков, сокращение продолжительности трудового стажа).

Критерием оценки состояния условий труда является соотношение фактических параметров внешней среды установленным нормам. НИИ Труда рекомендует проводить количественную оценку условий труда по коэффициенту условий труда (Ку.т.).

В качестве частных показателей условий труда принимаются: освещенность, чистота воздуха, его влажность, шум, вибрация и другие санитарно – гигиенические показатели, поддающиеся определению.

Значение Ку.т. рассчитывается по данным замеров и по нормативным материалам как средневзвешенная величина с использованием формулы

где n – количество рабочих мест, на которых изучалось состояние соответствующего показателя условий труда,

а  индекс отклонения фактических условий труда от нормативных по соответствующему показателю, рассчитывается по формуле

где Уф и Ун – фактическое и нормативное значение соответствующего показателя условий труда.

Физиологически обоснованный режим труда и отдыха

Под рациональным физиологически обоснованном режимом труда и отдыха подразумевается такое чередование периодов работы с периодами отдыха (или переключение на другую деятельность), при котором достигается высокая эффективность полезной трудовой деятельности человека, хорошее состояние здоровья, высокий уровень трудоспособности.

Важной организационной предпосылкой рационального сменного режима труда и отдыха является устранение простоев и штурмовщины. Задача рационализации сменного режима труда и отдыха заключается в том, чтобы найти оптимальное для данного вида труда соотношение между продолжительностью периодов работы и перерывов для отдыха на протяжении рабочей смены.

Создание условий для сохранения и поддержания на достаточно высоком уровне работоспособности людей в процессе их трудовой деятельности – одна из важнейших задач организации труда.

Одним из основных производственных показателей трудоспособности является уровень производительности труда (часовая выработка), или количество времени, затрачиваемое на выполнение единицы работы.

При анализе динамики работоспособности выделяют период врабатываемости (определенное время на настройку на работу, на "раскачку”, чтобы выработать определенный ритм движений). За ним наступает период максимальной, устойчивой работоспособности, характеризуемый устойчивостью физиологических процессов в организме (постоянство производственных показателей). Затем начинается период появления и нарастания утомляемости, прерываемый обеденным перерывом.

Во второй половине рабочего дня уровень работоспособности изменяется в той же последовательности, как и в первой, но период врабатываемости несколько ниже, а утомление в конце смены проявляется более ощутимо (рис 6 ).

Длительность различных периодов в течение рабочего дня, а также характер колебаний уровня работоспособности и степени утомления неодинаковы для различных категорий работников и зависят от конкретных условий производства. Например, период врабатываемости для некоторых видов работ может не превышать 10 мин., а в других случаях его продолжительность достигает 1.5 – 2 часов.

Динамика работоспособности на протяжении рабочей недели имеет ту же закономерность, что и при работоспособности в течение рабочего дня. В первые день – два – врабатываемость, к середине недели работоспособность достигает максимума, а затем она начинает снижаться. Аналогичные изменения работоспособность претерпевает в течение месяца и года.

ris6.gif (18395 bytes)

Рис.6 . Примерный график работоспособности 
на протяжении рабочей смены

Основные направления рационализации режимов труда и отдыха

Важнейшая задача совершенствования режимов труда и отдыха заключается в том, чтобы по возможности выпрямить кривую работоспособности, сделать менее крутым ее падение в конце рабочего периода.

Основные методы, рекомендованные наукой и практикой для решения этой задачи, следующие:

·       время начала и окончания работы;

·       начало и длительность обеденного перерыва;

·       наличие кратковременных перерывов (строго регламентированных) на протяжении рабочей смены;

·       оптимальная разработка графиков сменности.

Научно-практические задачи психологии труда

Профориентация и профотбор. Для достижения высокой эффективности труда необходимо, чтобы каждый человек выполнял работу, соответствующую его способностям и склонностям. Для этого психология труда знакомит его с существующими профессиями и теми требованиями, которые эти профессии предъявляют ему, и советуют выбирать ту или иную профессию. Эта работа называется профориентацией. Отбор на конкретные профессии работников из числа претендентов, обладающих разными способностями и склонностями, называется профотбором. Помимо данных об успеваемости, результатов бесед и наблюдений, используют специальные испытания, в том числе тесты.

Психология профессионального обучения

Психологические вопросы, относящиеся к производственному обучению, разделяются на три группы:

1.    формирование мастерства обучаемых;

2.    формирование мастерства обучающих;

3.    вопросы рационализации учебного режима.

Мастерство квалифицированного работника определяется наличием у него навыков и умений.

Умение – успешное выполнение действия с выбором и применением правильных приемов работы, с учетом определенных условий.

Навык – высокоавтоматизированное действие. В настоящее время в подготовке трудовых кадров широко применяется операционно– комплексная система, которая заключается в том, что после чередования операционных работ учащиеся выполняют сложные комплексные работы и сдают квалификационные пробы.

Основную роль в формировании профессионально – квалификационных характеристик трудового потенциала играет система подготовки рабочих после окончания общеобразовательной школы: на производстве и во внепроизводственных учебных заведениях. На определенном этапе научно – технического прогресса внепроизводственная форма подготовки рассматривалась как наиболее прогрессивная. Ее основное преимущество заключается в широкой, по сравнению с обучением на рабочем месте, теоретической подготовкой.

Основные недостатки внепроизводственной формы подготовки – отсутствие подлинной связи с производством, низкий уровень направленности трудового потенциала. Теоретическая подготовка и ее специальная часть не всегда улавливают быструю смену техники, материалов. Поэтому получила распространение практика производственной "доводки” рабочих – выпускников внепроизводственных учебных заведений до необходимого квалификационного уровня (от 1 недели до 15 месяцев).

Попытку синтеза преимуществ и недостатков внутри- и внепроизводственной формы подготовки представляет собой развитие так называемой, альтернативной формы профессионального образования. Суть ее состоит в том, что процесс теоретического обучения постоянно чередуется (через день, неделю, месяц) с полноценной трудовой деятельностью по будущей специальности.

В современных условиях наиболее реальный способ соединения преимуществ внутри- и внепроизводственных форм подготовки заключен в развитии собственных учебных центров крупных фирм и производств. Формально такой учебный центр относится к внутрипроизводственной форме, но одновременно он является строгим учебным курсом, в котором сочетаются практические занятия в мастерских с лабораторными и теоретическими занятиями.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ