Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА » Управление трудовыми ресурсами: учебный курс

Тема 2. Социология труда и производства в России
18.01.2012, 19:30

2.1 Предыстория дисциплины

В развитии социологии труда в России можно выделить 4 основные этапа: дореволюционный, послереволюционный, послевоенный и современный. Для каждого из них характерны отличительные социально-экономические и политические условия, свой набор и тип объектов исследования, понятийный аппарат, методы и приемы исследования, научные школы и направления.

Дореволюционный период начинается примерно с середины XIX в. и заканчивается в 1917 году. Ученые, внесшие заметный вклад в становление социологии труда в России, различались не только по направлению, но и по предмету научных поисков вне всякой зависимости от их политических убеждений. Значительный вклад в развитие русской классической школы социологии труда внесли выдающиеся русские ученые - Питирим Сорокин, Василий Берви-Флеровский, Сергей Булгаков, Борис Чичерин, Николай Михайловский и другие. Они исследовали экономическую и хозяйственную организацию общества и его социальную организацию, главным элементом которого была сословная система.

Немалый вклад в социологию труда внесли литераторы и публицисты М. Салтыков-Щедрин, В. Воронцов, С. Южаков, М. Горький, Г. Успенский, Н. Кареев, Н. Чернышевский и другие.

В 40-80 гг. XIX в., когда на интеллектуальном горизонте России доминировала эта школа, в центре общественного внимания находился вопрос о русской общине. Данный период считался зарождением аграрной социологии - одной из ветвей социологии труда.

Индустриальная социология зародилась позже аграрной, в конце XIX в., когда падение крепостного права в 1861 г. дало мощный толчок экономическим процессам и промышленной революции. Появляются фундаментальные труды о социальном положении рабочего класса в России, предпринимаются попытки провести массовые обследования предприятий.

Второй этап - самый непродолжительный - ограничен 20-ми годами XX в. и характеризуется расцветом советской психотехники и социальной инженерии. Это время доминирования прикладных исследований в области менеджмента и научной организации труда (НОТ), которые проводились в ряде крупных институтов Петербурга, Москвы, Казани, Харькова и Таганрога.

Третий этап начался в конце 50-х - начале 60-х годов фактически с нуля. Преемственность поколений была нарушена. В теоретической сфере восторжествовали принципы утопического социализма.

В 90-е годы социология труда вступила в новый период своего развития. Каким он будет, покажет время. Сейчас можно очертить лишь общие контуры и тенденции будущего состояния социологии труда и производства в нашей стране.

2.2 История социологии труда в России

В социологии труда следует выделить две ветви: промышленную и аграрную социологию. Они различаются не только объектом исследования и получаемыми результатами. У них различная историческая судьба.

Судьба промышленности не похожа на судьбу аграрного сектора, представленного последовательно сменяющими друг друга качественно различными типами социальностей: дореволюционной земледельческой общиной, послереволюционными крестьянскими хозяйствами и кооперативами, сталинскими колхозами, коллективными хозяйствами эпохи "развитого коммунизма” и современным многообразием форм крестьянской собственности.

Аграрная социология труда, тесно связанная с изучением социально-экономических проблем сельской жизни, по существу, не выделилась в отдельную дисциплину и составила одно из направлений в рамках социологии села.

Исторически исходной точкой промышленной социологии служит так называемый рабочий вопрос. Его смысл заключается в том, что бурное развитие индустрии вызвало в России ряд негативных моментов - рост городской преступности, обострение жилищного вопроса, усиление эксплуатации труда и обнищание населения. Положение рабочего класса и развитие промышленности стали обсуждать на правительственном уровне и публиковать результаты исследований.

В 1869 году вышла книга известного общественного деятеля В. Берви-Флеровского "Положение рабочего класса в России”, которая оказала существенное влияние на становление отечественной социологии труда. В ней автор обобщил статистические материал и личные наблюдения, касающиеся социального и экономического положения рабочих и крестьян в различных губерниях России. Анализ типов хозяйств: помещичьего, фермерского, кулацкого и крестьянско-общинного - велся им с привлечением как экономических, так и социальных категорий - описаний условий труда и быта людей, их образа и уровня жизни.

Разлагающему влиянию бюрократии и росту капитализма он противопоставляет "социальную организацию народа”, подразумевая под ней прежде всего поземельную общину. Он называет ее высшей формой самоуправления народа и спасением от пут бюрократии. Получается, что первый русский социолог воспевает не рабочий класс и промышленность, а крестьянство и поземельную общину.

XIX в. оставался в России по преимуществу веком крестьянской общины, а не промышленного труда. В этот период не появилось ни одного сколь-нибудь оригинального учения о капитализме или научной теории промышленного труда, учитывающих российскую специфику.

Маломощная промышленная социология описывала прогрессивный, но еще только зарождающийся строй - капитализм, а достигшая невиданных масштабов аграрная социология - исторически регрессивный, уходящий строй - феодализм.

Неявным вызовом русской науке о поземельной общине стал труд В. Ленина "Развитие капитализма в России” (1899 г.). Подвергнув данные земской статистики повторному анализу, Ленин доказывал, что капитализм в России уже свершился и в стране созревают все необходимые предпосылки для пролетарской революции. Ленин предрекал гибель общины и торжество крупной промышленности.

Ситуация изменилась в начале XX в., когда в стране развернулись конкретные социальные исследования промышленного труда. Формирование капиталистических отношений приобрело необратимый характер. В поле научного анализа попадали вопросы организации и условий труда, производственного травматизма и заболеваний, зарплаты и стимулирования труда, условий найма и трудовых конфликтов. Иными словами все то, что характеризует общество со стабильной, а не кризисной экономикой. В начале XX в. промышленная социология вытеснила аграрную на второй план.

Своего пика социология труда достигла в 1912 году, когда появилась концепция С. Булгакова. В его основных произведениях - "Философии хозяйства” и "Христианской социологии” - проблемы труда и хозяйства занимают центральное место. В тот же период вышли работы таких известных европейских социологов как Г. Зиммель, М. Вебер и Э. Дюркгейм. Хозяйство, по Булгакову, - это космос человеческого бытия, необходимое условие которого - христианство. Хозяйство - это единственный способ восстановить разрушенное единство Природы и Человека, Личности и Бога. Духовная естественная связь поколений - глубоко русская идея. Ярче других она была описана у Н. Федорова. Субъект хозяйствования - не отдельная личность, а весь человеческий род. Задачу социологического знания Булгаков решает противоположно М. Веберу, который решительно изгонял этические и нравственные категории из социологии. По Булгакову, они необходимы в системе социального знания.

2.3 Второй период: 30-е годы - наука управления

Начало нового периода в развитии социологии труда следует датировать не 1917, а 1922 годом, когда из страны уехали выдающиеся философы и социологи, такие как - П. Сорокин, Н. Бердяев, а так же С. Булгаков. Продолжить традиции отечественной социологии было некому. Освободившееся место заняла генерация последовательных марксистов.

Для отечественной социологии труда послеоктябрьского периода характерна ориентация, с одной стороны, на разработку общетеоретических вопросов социализма, а с другой - на практические рекомендации по совершенствованию организации труда. Известно, что в 20-е годы проблемами научного изучения и практической организации труда в нашей стране занимались более десяти научно-исследовательских институтов. Кроме того, на предприятиях и в трудовых организациях существовали сотни и тысячи первичных ячеек НОТ.

Главный вопрос стоял о характере производственных отношений в новых условиях, о новом взгляде на человека и его потребности. Специалисты по экономике и социологии труда высказывали иногда прямо противоположные позиции. Одни считали, что рыночный механизм не совместим с социализмом, другие - настаивали на его необходимости, третьи полагали, что товарное производство допустимо, но в ограниченных рамках. Например, А. Ф. Журавский, один из основоположников советского НОТа, был убежден, что рабочая сила является товаром.

Заметную роль в этой области знания сыграли работы А. К. Гастева - революционера, писателя, создавшего в 1921 году Центральный институт труда (ЦИТ). В центре внимания Гастева были конкретные вопросы организации и культуры труда, прикладная социология и социальная инженерия. Он провозглашал наступление новой эпохи, где нет места трудовой расхлябанности, лени и культурной отсталости. В социальной области должна наступить эпоха точных формул, измерений и чертежей. Наука организации труда, по мнению Гастева, должна создаваться на стыке социальных и естественных наук, заимствуя у последних экспериментальные методы и математику.

В своей работе "Установка производства методом ЦИТ” (1927) он выдвинул задачу НОТ - превратить современное предприятие в огромную социальную лабораторию. Научный эксперимент и техническая рационализация выступают логическим завершением перестройки самого производства. Организуя труд по-новому, рационализируя технологические процессы и освобождая квалифицированных рабочих от вспомогательных операций, можно заметно повысить производительность труда и заработную плату работников. Таково было ядро его программы нововведений.

Как раз в тоже самое время в США отмечался поворот социологии в сторону математизации социального знания, создание количественной методологии. По существу, Гастев выступил с программой переустройства социальных наук, аналогичной программе О. Конта, но пошел дальше и на деле организовал вариант "контовского переворота” в науке о труде. Он создал мощный прикладной институт, подготовивший более 500 тысяч квалифицированных рабочих, разработал множество методик обучения, внедрял новую систему управления на многих предприятиях.

В результате этого с середины 30-х до начала 60-х годов в СССР образовался разрыв поколений, социология труда практически не развивалась, она была объявлена буржуазной, псевдонаукой, с вытекающими отсюда последствиями. По стране прокатилась волна политических репрессий. Известно, что Гастев был репрессирован в те же самые годы, а его детище ЦИТ было превращено в рядовой отраслевой институт авиационной промышленности. Перестали финансироваться социологические исследования, были запрещены большинство журналов, связанных с социальной инженерией, психологией.

В США же в эти годы было создано огромное количество социологических концепций, в том числе и в области социологии труда. Ленин ставил победу социализма в зависимость от успехов внедрения системы управления. Гастев правильно понял данные указания. Однако на смену ленинскому нэпу пришла сталинская индустриализация - форсированное развитие промышленности. Наука управления и ЦИТ не нужны были там, где дело решали приказ и жесткая дисциплина, а так же идеологические методы управления.

2.4 Становление советской социологии труда

Вопрос о социологии как самостоятельной дисциплине начинает открыто обсуждаться в конце 50-х - начале 60-х годов. В социологию устремилось большое число философов, историков и экономистов, склонных к творческому мышлению и конкретному анализу социальных проблем общества. Вплоть до 1974 г., когда был учрежден первый специализированный журнал "Социологические исследования”, статьи по социологии и социологии труда публиковались в философских и экономических журналах. В это время активизируются международные контакты. В СССР приезжают Р. Арон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Боттомор и другие, а США посетили российские ученые. Это сказалось на повышении научного уровня социологии. Среди наиболее сильных впечатлений, отмеченных Р. Парсонсом, - высокоинтеллектуальная атмосфера философских дискуссий о социологии и чрезмерное влияние политической партии на развитие науки.

Уже в 60-е годы широко развернулись конкретные исследования социальных проблем труда в Ленинграде, Свердловске, Горьком, Перми, Львове, Уфе, Харькове. К середине 60-х социологические исследования в промышленности достигли определенного уровня зрелости отличались широтой охвата социальных процессов. Благодаря проведенным исследованиям, во-первых, определился круг социальных процессов, которые поддаются регулированию и управлению, во-вторых, были разработаны конкретные методики, позволившие количественно измерить данные процессы и выразить их в соответствующих показателях. В итоге возникли научные предпосылки для практического решения социальных проблем труда, создания социологических и психологических служб на предприятиях. Эти службы были сформированы практически на всех крупных предприятиях и приняли на себя, вместе с представителями академической (вузовской) науки, основную нагрузку по разработке планов социального развития, по исследованию социальных проблем труда. Формируется так называемая "заводская социология”.

Воспитание нового человека и плановая экономика всегда считались основной сферой заботы компартии. Трудовой коллектив стал первичной ячейкой воспитания нового типа работника и нового коммунистического отношения к труду. Социологи труда выполняли связующую функцию соединительного звена между философами, занимавшимися идеологическими вопросами и разработкой макросоциальной модели общества, и экономистами, решавшими конкретные вопросы и проблемы производства. Зажатые между двумя полюсами - идеальными представлениями о социализме (философов) и реальными проблемами производства (экономисты) - социологи труда должны были выполнять двойную роль: партия призывала различными эмпирическими исследованиями доказывать преимущества социализма, а, с другой стороны, средствами прикладных методов устранять его недостатки, то есть ликвидировать "родимые пятна” капитализма.

В такой обстановке - культивирования теоретических иллюзий и ложного оптимизма - зарождалась советская социология труда, все это происходило в период политической "оттепели”, а не в эпоху застоя 70 - 80-х. В тоже время эмпирические исследования о том, что касается методики и техники, ориентировались на современные достижения западной социологии.

Новая наука по существу рождалась в старых пеленках. В качестве же общесоциологической теории выступал исторический материализм. Период "оттепели” сменяется этапом "застоя”. В общественной жизни возобновляются консервативные настроения и инертность, усиливается цензура печати, возобновились преследования инакомыслящих.

В 70-90 гг. в заводских службах широкое распространение получили автоматизированные информационные системы АСУ "Кадры”, "Социальное развитие” и т.п. Наибольший расцвет социологии приходится именно на эти годы. Социологические службы сформировались не только на предприятиях, но и в регионах, отраслях. Они стали не просто модным явлением, но и необходимым по отношению к изучению и управлению социальными процессами.

Начало 70-х ознаменовалось созданием модернизированной версии марксистской теории исторического развития. Она получила название "теория развитого социализма”, в которой утверждался принцип мирного сосуществования, всестороннего развития личности, примат социальной сферы над экономической. Главной была не ориентация на изменения, а тенденция к сохранению прежних ценностей социализма в гуманизированном варианте.

В этот период наивысшего подъема не все развивалось гладко. Очень часто количественный рост исследований происходил за счет ухудшения качественных показателей, исследования проводились на низком теоретико-методологическом уровне, а их результаты выдавались как отражающие реальную действительность. Все это порождало недоверие к социологии. Особенно сложно и, на первых порах неуютно, почувствовала себя эмпирическая социология, социология труда в условиях рынка.

2.5 Современное состояние и перспективы развития

С начала 90-х - этот этап можно назвать четвертым периодом в развитии социологии труда - социальные службы на предприятиях практически исчезают. На сегодняшний день вместо нескольких десятков тысяч специалистов можно обнаружить несколько десятков человек, которые работают в прикладном режиме.

Формируется рынок платных социологических услуг, включающий специализированные центры. Из сферы деятельности практического социолога (социального работника) исчезают предприятия как основные клиенты, и их место занимают банки, коммерческие структуры, страховые компании и даже религиозные организации. Наблюдается расширение спектра предоставляемых услуг. Одновременно происходит расширение контактов отечественных консультантов с зарубежными коллегами, активное привлечение западного опыта и методов консультирования.

В этот же период на научном горизонте появилось три новых направления: экономическая социология, маркетинговые исследования и, собственно, социальная работа. Первые два - непосредственно связаны с социологией труда и ее переориентацией на рыночные отношения, социальная работа - косвенно. Социальная работа призвана латать те социальные дыры, которые вызваны обвальным переходом российского общества от социальной плановой экономики к стихийным рыночным отношениям.

В настоящее время практически сошла на нет социология производственного коллектива, в круг интересов которой входили:

  • адаптация и профессиональный отбор кадров;
  • стабилизация и текучесть кадров;
  • сплоченность первичного коллектива и социально-психологический климат на производстве;
  • трудовая дисциплина;
  • организация и условия труда;
  • мотивация и стимулирование труда.

В конце 80-х - начале 90-х в социологии труда намечается тематический сдвиг исследований. Среди новых проблем, которые начинают активно изучаться социологами:

  • трудовые конфликты и забастовки рабочих
  • экономическая преступность и ее социальные последствия
  • рынок и поведение потребителей
  • многообразие форм собственности на производстве
  • занятость и безработица
  • рабочие движения
  • предпринимательство и приватизация.

Вместе с тем продолжали исследоваться проблемы, характерные для предыдущих этапов развития социологии труда, в том числе:

  • вопросы оплаты труда и материального стимулирования
  • участие работников в управлении
  • организация и условия труда
  • социально-психологический климат.

Социология труда перекочевывает из институтских кабинетов и заводских лабораторий в аудитории университетов, как это и было принято во всем мире. Причины смещения социологии труда из центра общественной жизни на периферию кроются в экономических преобразованиях. Переход к рыночной экономике в нашей стране совпал с еще одним переходом - от индустриального к постиндустриальному обществу, главную роль в котором уже будет играть не рабочий класс, а предприниматели, служащие и интеллигенция.

На изучение "новых русских” постоянно поступают заказы и находятся деньги. Мощные индустриальные гиганты простаивают, рабочие либо бездействуют, либо уходят с предприятия. Интерес к социологии государства ограничивается только лишь изучением общественного мнения и рейтинга руководителей различного уровня. По существу, объект исследования заводских социологов утерян. В своем традиционном виде социология труда, несомненно, испытывает глубокий кризис и не менее глубокую перестройку.

Проблематика социологии труда все больше вливается в экономическую социологию. Смена парадигмы социологии труда кардинально меняет стиль социологического мышления и означает резкий поворот к конструктивно-прикладным задачам. Аудитория социологии труда, наряду с академическими исследованиями по этой проблеме, - это клиенты и заказчики, которые финансируют исследование проблем труда в надежде получить для себя полезные результаты.

Надо ожидать возрождения социологии труда в условиях перехода к стабильному социально-экономическому развитию. Но это, вероятно, будет уже другая социология - органическая составляющая мировой социологии с ее проблематикой "социально-экономического человека”, постиндустриализма, постмодернизма или, наоборот, она будет изучать особенности трудовой морали и трудовых отношений в российском постсоветском обществе.


Контрольные вопросы

  1. Дайте характеристику исследования проблем социологии труда в России в начале XX в.
  2. Охарактеризуйте послереволюционный период развития социологии труда.
  3. В чем причина негативного отношения к социологии и социологии труда в 30-40-е годы?
  4. Перечислите основные черты социологии труда 60-90-х гг.
  5. В чем основная суть кризиса социологии труда в условиях рыночных отношений?
  6. Каковы на ваш взгляд перспективы развития социологии труда?




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ