Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ » Экономика фирмы

Экономика предприятия. Предмет, метод и содержание
17.12.2011, 13:18

Предмет, метод и содержание курса


Предмет курса 

Экономика — это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Среди многих экономических наук можно выделить теоретическую и прикладную экономику, которые представляют направления наиболее актуальные для познания и регулирования важнейших процессов хозяйственной жизни. В совокупности из называют более кратко: «Экономика» — в России «Экономикс» — на Западе.

    Хотя конечной естественной целью экономической жизниявляется потребление, важнейшей сферой экономики являетсяпроизводство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу.

    Производство, описание и объяснение всей хозяйственной деятельности предприятия и являются предметом изучения в курсе «Экономика предприятия». На основе познания закономерностей производственного процесса появляется возможность разработать хозяйственные методы реализации практических целей.

    Экономика предприятия и другие экономические науки

    Всякое предприятие не существует само по себе, а связано с экономикой в целом, с одной стороны, через рынок производственных факторов, с другой — через рынок сбыта, поэтому и экономика предприятия должна исследовать отношения отдельных предприятий с другими хозяйственными единицами, с рынком. При этом она рассматривает хозяйственный процесс, как в целом, так и с точки зрения интересов отдельного предприятия.

    Экономика предприятия тесно связана с микро- и макроэкономикой, но не тождественна им. Так, например, микроэкономический анализ исходит не из отдельного предприятия, а из влияния рынка на отдельное предприятие и в действительности не является исследованием экономики и организации производства на уровне предприятия. Микроэкономический анализ рассматривает обе стороны рынка: спрос и предложение. В то же время анализ с позиций экономики предприятия рассматривает спрос как заданную величину.

    С другой стороны, то, что составляет проблемы макроэкономики, например образование цен на производственные факторы, производство и распределение национального дохода и т.д., для экономики предприятия есть заданная величина, которую она учитывает. Любые перемены в народном хозяйстве, например изменение структуры потребностей, демографические сдвиги, изменения доходов населения, технический прогресс, ведут к изменению ситуации на предприятии.

    И наоборот, объекты изучения экономики предприятия, например издержки производства, являются для макроэкономики данными, которые следует учитывать в исследованиях.

    Таким образом, экономика предприятия является самостоятельной экономической дисциплиной, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

    Содержание курса

    Основными объектами изучения экономики предприятия являются:
    • производственная структура предприятия, типы промышленного производства, организация производственного цикла;
    • организация процесса управления предприятием;
    • выбор хозяйственной стратегии, разработка плана производства и реализации продукции;
    • формирование, использование капитала и накопление доходов (прибыли) предприятия;
    • материально-техническое обеспечение производства, поставки сырья, материалов, формирование запасов и рациональное их использование;
    • техническая подготовка производства и создание необходимой производственной инфраструктуры;
    • формирование издержек производства, калькуляция себестоимости продукции, ценовая политика предприятия;
    • финансовые ресурсы предприятия, эффективность хозяйственной деятельности, оценка риска в предпринимательстве;
    • инновационная деятельность предприятия, качество продукции, инвестиционная политика предприятия, экологические проблемы;
    • подбор кадров, прием на работу, организация труда, система оплаты труда и стимулирования повышения производительности труда;
    • внешнеэкономическая деятельность предприятия.

    Методы исследования

    Экономика предприятия, как и любая другая наука, имеет особые методы исследования и изложения.

    Являясь прикладной дисциплиной, экономика предприятия широко использует методы исследования, характерные для прикладных экономических наук. Укажем лишь некоторые из них.

    Большое значение в экономических исследованиях имеют методы статистического наблюдения и сравнительного анализа. Они дают возможность накапливать и сопоставлять частные и обобщающие экономические показатели, анализировать динамику предприятия, сравнивать результаты его деятельности с показателями других хозяйствующих субъектов с целью выявления наилучших результатов.

    Широко используются в теоретическом и прикладном анализе экономики предприятия математические модели, методы графического изображения, способствующие лучшему восприятию соотношений между различными экономическими показателями, оценке их «поведения» под влиянием экономических ситуаций. При использовании методов экономико-математического моделирования в экономике предприятия обычно исходят из двух допущений: предполагается, во-первых, что предприятие всегда стремится к максимизации прибыли и, во-вторых, что рыночная среда, в которой действует предприниматель, является средой активной, оказывающей непосредственное воздействие на всех рыночных субъектов.

    Успешное осуществление предпринимательской деятельности в современных условиях возможно лишь при условии умелого сочетания, по крайней мере, трех основных моментов:

    • знания общеэкономической теории;
    • наличия конкретных экономических знаний и навыков;
    • умения использовать различные количественные методы для предпринимательских расчетов, аналитических вычислений, прогнозов и т. п.

    Курс «Экономика предприятия» тесно связан с такими дисциплинами, как «Экономика предпринимательства», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», «Финансы промышленности», «Статистика промышленности» и др.

    Выводы

    • Экономика предприятия тесно связана с другими экономическими науками: макро- и микроэкономикой, теорией менеджмента и маркетинга, статистикой, бухгалтерским учетом и др.
    • Предмет экономики предприятия — деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.
    • Объекты экономики предприятия — производственная деятельность предприятия, механизмы формирования и использования основных факторов производства и экономических ресурсов предприятия.
    • Метод сравнительного анализа, статистические, графические, вероятностные методы, прогнозирование и другие методы экономических наук широко используются в экономике предприятия. Разработка грамотных хозяйственных решений невозможна без знания экономических законов, наличия конкретных экономических знаний, навыков, умения использовать их на практике.
    http://www.grandars.ru




    БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
    БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
    БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
    ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
    ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
    ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
    ИНВЕСТИЦИИ
    ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
    ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
    МАРКЕТИНГ
    МЕНЕДЖМЕНТ
    МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
    МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
    НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
    ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
    ПРАВОВЕДЕНИЕ
    РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
    РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
    СТАТИСТИКА
    УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
    УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
    ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
    ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
    ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
    ЭКОНОМИКА
    ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    ЭКОНОМЕТРИКА
    Оформить заказ
    Ваше имя *
    Ваш e-mail *
    Контактный телефон
    Город *
    Учебное заведение *
    Предмет *
    Тип работы *
    Тема работы/вариант *
    Кол-во страниц
    Срок выполнения *
    Прикрепить файл
    Дополнительные условия


    Статистика
    Онлайн всего: 22
    Гостей: 22
    Пользователей: 0