Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ » Экономика фирмы

Виды бюджета предприятия
17.12.2011, 13:49

Виды бюджета предприятия

    Общий бюджет (основной, генеральный бюджет) — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий частные бюджеты и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

    В результате составления генерального бюджета создаются:

    • прогнозируемый баланс;
    • план прибылей и убытков;
    • план движения денежных средств.

    Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей: операционного и финансового бюджетов.

    Наиболее широко используется структура генерального бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов.

    Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) — система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации.

    Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета. Основой для него служат бюджеты:

    • продаж (отгрузка готовой продукции и полуфабрикатов, поступления денежных средств);
    • производства;
    • производственных запасов;
    • прямых затрат на материалы;
    • общепроизводственных расходов;
    • прямых затрат на оплату труда;
    • коммерческих расходов;
    • управленческих расходов.

    Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного (агрегированного) баланса.

    В отличие от финансовой отчетности (формы № 1, 2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

    Помимо указанных бюджетов целесообразно подготовить еще и такие плановые документы, как:

    • бюджеты движения товарно-материальных ресурсов;
    • бюджет по движению дебиторской и кредиторской задолженности;
    • бюджет развития;
    • инвестиционный бюджет.

    На основе данных финансово-экономической стратегии предприятия прежде всего формируются целевые установки на заданный период планирования (год, месяц). Эти установки могут доводиться до отдела маркетинга, производственных подразделений, планово-экономической службы и т. д. Руководители служб должны обеспечить выполнение целевых установок.

    На следующем этапе разрабатывается бюджет продаж.

    Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:

    1. Подготовка прогноза и бюджета продаж.
    2. Определение ожидаемого объема производства.
    3. Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.
    4. Расчет и анализ денежных потоков.
    5. Составление плановых финансовых отчетов

    Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и соответственно о выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования и самым сложным этапом.

    Объем реализации определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры:

    • деятельностью конкурентов;
    • общим положением на национальном и мировом рынках;
    • политикой ценообразования;
    • сезонными колебаниями спроса и поставок;
    • объемом платежеспособного спроса;
    • результативностью рекламы;
    • качеством продукции и т. д.

    Расчет объема реализации осуществляется на основе статистических методов использования экономико-математических моделей, а также на основе экспертных оценок.

    На базе бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов, бюджет по труду и т. п.). Для составления этих бюджетов необходимо:

    1. определить объем затрат;
    2. сгруппировать затраты с учетом специфики процесса производства и изменений объема реализации продукции;
    3. вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий период;
    4. определить, сколько единиц продукции или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов;
    5. на основе оперативных бюджетов составить бюджетный отчет о прибылях и убытках (информация берется из бюджета продаж).

    Бюджет движения денежных средств (ДДС) предприятия состоит из доходной и расходной частей.

    Доходный раздел бюджета движения денежных средств прогнозируется на основе плана продаж (реализации продукции) и плана денежных поступлений из прочих источников.

    Расходный раздел бюджета ДДС прогнозируется на основе:

    • бюджета производства;
    • бюджета материальных затрат, составленного в соответствии с производственной программой;
    • бюджета оплаты труда;
    • плана-графика взносов во внебюджетные фонды;
    • плана-графика налоговых выплат;
    • плана-графика погашения кредитов;
    • бюджета общепроизводственных и управленческих расходов;
    • бюджета себестоимости готовой продукции;
    • бюджета прочих расходов.

    Бюджет денежных средств предприятия

    Доходный раздел:

    • остатки денежных средств на балансовых счетах на начало планируемого периода;
    • выручка от реализации продукции (услуг);
    • выручка от прочей реализации;
    • внереализационные доходы;
    • кредиты и займы;
    • бюджетные средства;
    • средства, поступающие из внебюджетных фондов;

    Расходные раздел:

    • закупки материальных ресурсов;
    • оплата труда;
    • взносы во внебюджетные фонды;
    • налоговые платежи в бюджетную систему;
    • выплаты по займам и кредитам (включая проценты);
    • общепроизводственные расходы;
    • отчисления в денежные фонды (потребления, накопления и резервный);

    Гибкие и статические бюджеты

    В статическом бюджете доходы и расходы планируют исходя только из одного уровня реализации, что предполагает определенный уровень производства.

    Гибкий, или переменный, бюджет — это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т. е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации в релевантном диапазоне.

    Формула гибкого бюджета — это определение общих бюджетных затрат для любого объема реализации.

    В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные.

    Гибкий бюджет = (переменные затраты на единицу · количество произведенных единиц) + бюджетные постоянные затраты

    Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т. е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.

    http://www.grandars.ru




    БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
    БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
    БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
    ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
    ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
    ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
    ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
    ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
    ИНВЕСТИЦИИ
    ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
    МАРКЕТИНГ
    МЕНЕДЖМЕНТ
    МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
    МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
    НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
    ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
    РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
    РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
    СТАТИСТИКА
    ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
    УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
    УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
    ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
    ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
    ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
    ЭКОНОМИКА
    ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    ЭКОНОМЕТРИКА
    ЮРИСПРУДЕНЦИЯ