Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ » Экономика организации (предприятия)

11.2. Стандарты и системы управления качеством (1)
19.12.2011, 03:39

Управление качеством продукции — это постоянный целеустремлен­ный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимальной с точки зрения предъявляемых к ней требований и обеспечивающей максимально эффективное ее ис­пользование.

Под фактором понимается конкретная сила, способная изменить свойства исходных материалов. К факторам относятся предме­ты труда, средства труда, живой труд. Их соединение изменяет свойства материалов таким образом, что эти свойства становятся способными удовлетворять определенные потребности.

Под условиями повышения качества продукции понимаются об­стоятельства, среда, в которых действуют факторы улучшения качества. По масштабам воздействия условия могут быть частными и общими. К частным условиям относятся формы организации производства и труда, психологический климат в коллективе и др общим условиям относятся условия рынка, действующий механизм поощрения за высокое качество продукции и др.

Условия оказывают существенное влияние на проявление возможностей факторов. В зависимости от условий факторы либо полностью проявляют свои возможности, либо это проявление сдержи­вается, и тогда для улучшения качества необходимо затратить больше времени и средств. Одна из наиболее сложных задач управления качеством состоит в том, чтобы при выработке мероприятий по улучшению качества продукции обеспечить наиболее гармоничное сочетание факторов и условий этой деятельности.

Системно-комплексный подход к организации работ по управ­лению качеством в нашей стране начал развиваться с середины 1950-х годов, когда в Саратове была создана система бездефект­ного изготовления продукции. Затем последовали другие систе­мы, а вершиной развития отечественных систем управления качеством стали комплексные системы управления качеством про­дукции (КС УКП), разработанные в середине 1970-х годов. Эти системы создавались на основе обобщения опыта управления качеством как у нас в стране, так и за рубежом. КС УКП — это первая система, в которой организационно-технической основой стали стандарты предприятия. Многие подходы, использованные в КС УКП, В дальнейшем получили развитие в стандартах ISO серии 9000«Управление качеством продукции».

Концентрированный международный опыт управления качест­вом продукции на предприятиях собран в международных стандар­тах по управлению качеством. Во многих странах эти стандартыприняты в качестве национальных: в Австрии, Великобритании, ФРГ, Швеции, Швейцарии и др. В зарубежной практике междуна­родные стандарты управления качеством применяются при заклю­чении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества у поставщика.

В марте 1987 г. Международная организация по стандартизации (ISO) приняла комплекс международных стандартов серии 9000 «Управление качеством продукции»: 9000—9004. В этих стандартах были сформулированы основные принципы систем качества, ко­торые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Прежде всего установлено, что система качества создается и внедряет­ся на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижения поставленных целей в области качества. Поэтому первичным считается формулирование и доку­ментальное оформление высшими руководителями предприятия политики в области качества. Руководство должно обеспечить по­нимание этой политики, ее проведение и внедрение на всех уров­нях предприятия.

Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции. Жизненный цикл также называется петлей ка­чества. Обычно его разбивают на более мелкие этапы: марке­тинг, поиск и изучение рынка, проектирование и (или) разра­ботка технических требований, разработка продукции, матери­ально-техническое снабжение, подготовка и разработка произ­водственных процессов, производство, контроль, проведение ис­пытаний и обследований, упаковка и хранение, реализация и распределение продукции, монтаж и эксплуатация, техническая помощь и обслуживание, утилизация после использования.

По характеру воздействий на этапы петли качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление каче­ством и улучшение качества.

Обеспечение качества продукции представляет собой совокуп­ность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным тре­бованиям по качеству. Для технических изделий обеспечение каче­ства означает, что обеспечивается проектирование и изготовление изделия таким образом, что все его детали и изделие в целом изна­чально могут выполнять заданные функции.

Управление качеством продукции представляет собой методы и Деятельность оперативного характера. К ним относятся управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продук­ции, производстве или в системе качества и устранение этих несо­ответствий и вызвавших их причин. Примером управления качест­вом может служить статистическое регулирование технологического процесса с помощью контрольных карт. Этот метод позволяет пре­дупреждать появление дефектов и отклонений, поэтому его предпо­читают другим методам, связанным с управлением качеством по уже случившимся отклонениям.

Цель постоянного улучшения качества продукции может быть следующей:

  улучшение параметров продукции;

  повышение стабильности качества изготовления;

  снижение издержек.

 Это связано с принципами оптимизации, где в качестве оптимизируемого параметра может выступать какой-либо один, а остальные являются ограничениями.

Следующая версия международных стандартов датируется 1994г. когда был принят стандартISO 9000—1:1994. Структурно эти стандарты повторяют стандарты 1987 г., однако число документов было увеличено за счет введения дополнительных частей в стандарты ISO 9000 а ISO 9004. Хронологически эта версия стандартов принималась с 1991 по 1997 г. Одной из важнейших особенностей этой версии международных стандартов является то, что их объектами наряду спродукцией стали услуги и программные средства.

В декабре 2000г. Международная организация по стандартизации опубликовала стандарты серии 9000 версии 2000 г. В их состав вошли:

ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;

ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования;

ISO 9004 Системы менеджмента качества. Руководящие указа­ния по улучшению деятельности.

В этой версии требования к системе качества установлены только в одном стандарте — ISO9001, охватывающем все стадии жиз­ненного цикла. При переводе версии стандартов 2000 г. употребили термин «менеджмент» вместо «управление». Под менеджментом здесь понимается скоординированная деятельность по руководству и управлению предприятием.

В стандартах дается обоснование необходимости создания сис­темы менеджмента качества, которая может содействовать предпри­ятию в повышении удовлетворенности потребителей. Система ме­неджмента качества дает уверенность самому предприятию и потре­бителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соот­ветствующую требованиям.

Система менеджмента качества является частью системы менеджмента предприятия, которая направлена на достижение каче­ства, удовлетворяющего потребности заинтересованных сторон. Усли в области качества дополняют другие цели предприятия, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружают средой, охраной труда и безопасностью. Различные части системы менеджмента предприятия могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, пользующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности предприятия.

Предприятие должно разработать, задокументировать, внедрить поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества,  а также постоянно улучшать ее эффективность. Для выполнения этих требований предприятию следует:

  определить процессы, необходимые для системы менеджмен­та качества, и их применение для всего предприятия;

  определить последовательность и взаимодействие этих про­цессов;

  определить критерии и методы, необходимые для обеспече­ния результативности  как при осуществлении,  так и  при управлении этими процессами;

  обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания этих процессов и мониторинга;

  непрерывно осуществлять мониторинг и анализ этих процессов;

  принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Система менеджмента качества организации должна быть задокументирована. Организационно-методической основой системы качества чаще всего служат стандарты предприятия. Документация системы менеджмента качества должна включать:

  документально оформленную политику и цели предприятия в области качества;

  руководство по качеству;

  документированные процедуры, необходимые для функционирования системы менеджмента качества;

  документы, необходимые организации для обеспечения эффек­тивного планирования, осуществления процессов и управле­ния ими.

http://www.sibe.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 38
Гостей: 38
Пользователей: 0