Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ » Экономика предприятия: учебное пособие. Сазонова С.В.

Тема 1.2. Среда функционирования предприятия
25.01.2012, 17:31

Предприятие находится и функционирует в определенной среде, и каждое его действие возможно в случае, если среда допускает это. На предприятие оказывает влияние внешняя и внутренняя среда.

Внешняя среда.

Внешняя среда - это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешняя среда определяет эффективность и целесообразность работы предприятия.

Внешние факторы делятся на две группы:

-    факторы прямого воздействия (ближайшее окружение);

-    факторы косвенного воздействия (макроокружение).

К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики, потребители, конкуренты, население, государство, профсоюз, акционеры.

Население - главный фактор внешней среды. Население является основным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы.

Поставщики - это, помимо поставщиков ресурсов, еще и кредитные учреждения - банки, поставляющие денежные ресурсы, научные и проектные организации, которые готовят необходимую научно-техническую информацию и проектную документацию.

Конкуренты - активно действуют и готовы в любое время занять место предприятия на рынке.

Г осударство - от его действий зависит эффективность функционирования предприятия, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке.

Роль государства в предпринимательской деятельности.

Государство в лице своих органов заинтересовано в продуктивной работе каждого предприятия независимо от формы собственности.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы.

Экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.

Основные функции государства:

1.    Создание правовой основы. Без правовой основы экономика и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. Обеспечивает законные «правила игры».

2.    Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство обеспечивает безопасность каждого гражданина общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если данная функция не выполняется должным образом, то создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и т.д.

3.    Стабилизация экономики (устойчивое развитие экономики) - достижение и поддержание на оптимальном уровне основных макроэкономических показателей: объема ВНП и национального дохода, уровня инфляции, безработицы, дефицита бюджета и т.д. Для достижения этого государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, финансовокредитной, научно-технической и инвестиционной политики.

4.    Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий граждан. Обеспечение всем работающим гарантий минимальной зарплаты, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, осуществления индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Тем самым обеспечивается минимальный прожиточный уровень для всех граждан страны и не допускается социальной напряженности в обществе.

5.    Защита конкуренции.

6.    Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т.д.

Государство должно вмешиваться в экономику только в случае наличия определенных условий и предпосылок таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы и не допустить кризисных явлений. Условиями могут быть требования национальной безопасности, социальная напряженность в обществе, негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, дефицит бюджета, неконку-рентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, ухудшение окружающей среды и т.д.).

Государство также должно своевременно выявлять и устранять предпосылки (т.е. неявные проявления негативных тенденций), исходя из ухудшения ряда признаков:

-    безработица - уровень 4-6 % считается нормальным, называется естественным уровнем безработицы; связана с сезонными перерывами, с поиском более выгодной работы и.др;

-    инфляция - повышение общего уровня цен на товары, работы, услуги. Характерна для всех стран мира, т.к. цены на товары и услуги не являются постоянными величинами, а все время находятся в движении. Умеренная инфляция менее 10% в год, галопирующая инфляция - 20-200% в год, гиперинфляция - сыше 200% в год;

-    дефицит бюджета - превышение расходов государства над его доходами. Государство должно стремиться к тому, чтобы дефицит не превышал определенную величину. Профицит - это тоже не совсем нормальное явление, поэтому актуально стремиться не столько к сбалансированности доходов и расходов, сколько достигать определенной величины дефицита.

В условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления - снижается.

Политика, проводимая государством для создания нормальных условий предпринимательской деятельности и функционирования предприятий:

1.    Фискальная (бюджетная) политика - регулирование экономики посредством системы налогообложения с целью ее стабилизации и оживления. Разумное повышение либо снижение налоговых ставок. Налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и для простого воспроизводства. Система должна предусматривать определенные льготы для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для стимулирования и развития малого бизнеса для предприятий, направляющих значительную часть своих средств на реконструкцию, перевооружение.

2.    Финансово-кредитная политика - целенаправленное управление государством банковским кредитом, денежной массой и кредитами. Государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, на потребительский и инвестиционный спрос. Главную роль играет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

3.    Научно-техническая политика. Ускорение научно-технического прогресса - важнейший фактор подъема экономики. Под единой научно -технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство. Пример: послевоенная Япония взяла ориентир на проведение научно технической политики. Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим, чтобы страна не отстала от ведущих стран мира (общепризнанные приоритеты: комплексная автоматизация производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых материалов и технологий их производства, биотехнология, атомная электроэнергетика и др.). Финансирование науки и образования -важный фактор развития НТП.

4.    Амортизационная политика - составная часть научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, скорость обновления основных фондов.

5.    Инвестиционная политика. Подъем инвестиционной активности зависит от стабильности экономики, величины процента банковского кредита (чем выше процент ставки по кредиту, тем ниже объем вложений). Решение проблемы: предоставление льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и перевооружение, создание условий для привлечения иностранных инвестиций и т.д.

6.    Ценовая политика - государство воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного минимума, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

7.    Структурная политика - сбалансированность в развитии всех отраслей экономики, социальная направленность экономики. Экономика России сегодня гипертрофированна, т.е. несбалансированна.

8.    Планирование и регулирование. Государство устанавливает основные макроэкономические показатели - индикативное планирование: темпы роста валового национального продукта (ВНП) и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер зарплаты, дефицит бюджета, ставку процента по банковскому кредиту и др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. Индикативное планирование предусматривает также способы достижения этих показателей, т.е. заранее предопределяется фискальная, научно-техническая, финансово-кредитная, инвестиционная, социальная политика государства.

Государство и предприятие.

Государственные законы, действующие в области экономики, определяют компетенцию государства и границы его вмешательства в работу предприятия. Частные, кооперативные, акционерные и другие предприятия не освобождаются от государственного контроля, который ведется за:

-    доходами предприятия и уплатой им налогов;

-    санитарным состоянием производства;

-    назначением и техническим уровнем продукции;

-    соблюдением стандартов и технических условий производства;

-    правовой защитой наемного персонала и т.д.

Законодательством предусмотрено, что предприятие несет полную

ответственность за все виды его деятельности, в том числе:

-    за соблюдением интересов государства и прав граждан;

-    за соблюдением законов и сохранностью окружающей среды;

-    за преумножением имущества, вверенного ему государством или держателями акций;

-    за повышением эффективности производства.

Государство, как правило, не отвечает по обязательствам предприятия, которое также не отвечает по обязательствам государства и других органов.

За пределами предусмотренных законом полномочий местные органы власти и коммерческие организации не вправе вмешиваться в осуществление внутренних хозяйственных и административных функций предприятия. Они могут выступать лишь в качестве органов контроля правомерности хозяйственной деятельности предприятия, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия действующего законодательства.

Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.

К факторам косвенного воздействия относятся:

-    политические факторы - основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т.д.;

-    экономические факторы - темпы инфляции или дефляции, уровень занятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта, производительность труда и т.д. Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что для одного предприятия является экономической угрозой, другое предприятие воспринимает как возможность. Например, стабилизация цен на сырую нефть для добывающих предприятий является ограничивающим фактором, а для перерабатывающих предприятий - выгодой;

-    социальные факторы внешней среды - отношение населения к работе и качеству жизни, существующие в обществе обычаи и традиции, менталитет общества, уровень образования и т.д.;

-    технологические факторы, анализ которых позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Анализ внешней среды предприятия затрудняется тем, что основными характеристиками внешней среды являются ее неопределенность, сложность, подвижность, а также взаимосвязанность ее факторов. Окружение современных предприятий изменяется с нарастающей скоростью, что предъявляет все более возрастающие требования к анализу внешней среды и требует выработки такой стратегии, которая в максимальной степени учитывала бы все возможности и угрозы внешней среды.

Внутренняя среда.

Внутренняя среда определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так чтобы воспользоваться внешними возможностями. Предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Внутренняя среда организаций включает:

-    производство - объем, структура, темп производства, номенклатура продукции, обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, экология производства, контроль качества, патенты, торговые марки и т.д.;

-    финансы - своего рода зеркало, в котором отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне;

-    средства производства - основные средства, с помощью которых изготовляется продукция и оборотные средства, из которых создается эта продукция;

-    маркетинг - охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в т.ч. производимые товары, долю рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

-    управление персоналом - структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;

-    организация управления - организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж, имидж предприятия;

-    культура и имидж предприятия - факторы, которые создают образ предприятия, высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т.п.;

-    информация - имеет важное значение для работы предприятия. При помощи информации все компоненты действующего предприятия связываются в единый, синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство заданного вида продукции соответствующего количества и качества.

Информационное обеспечение предприятий.

Право и обязанность распоряжаться имуществом, самостоятельно регулировать деятельность и нести ответственность за ее результаты сопряжены с необходимостью наличия банка данных и средств оперативной переработки колоссального объема технической, коммерческой, финансовой, правовой и прочей информации, которая используется для разработки стратегии и текущего управления производством.

Информация - главный ресурс интеллектуальной, а следовательно, производственной и предпринимательской деятельности человека. Информация входит в разряд основных жизненных и коммерческих ресурсов.

Главное свойство информации - способность бесконечного тиражирования без потери своих первоначальных свойств. Ни один другой ресурс не обладает этим свойством. Умение продуктивно использовать информацию - основное условие успеха деятельности любого предприятия. Использование информации дает возможность выбора продукта и стратегии управления, ориентации на определенные группы потребителей и экономические показатели предприятия, на потенциальные рынки сбыта, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг. Информация ложится в основу системы показателей, норм и нормативов, компьютерных программ, на базе которых осуществляется управление предприятием, т.е. является основой организации предприятия как системы.

Требования к качеству информации:

-    ясность;

-    уместность - информация должна относиться к рассматриваемому делу;

-    содержательность - наличие сведений, характеризующих рассматриваемое явление, отсутствие лишних сведений;

-    существенность - информация считается существенной, если ее отсутствие или неправильная оценка могут повлиять на решение пользователя;

-    своевременность;

-    полнота отражения;

-    логичность - т.е. построение по законам логики (закон тождества предмет в пределах одного сообщения остается неизменным, чтобы не было подмены одного предмета другим; закон противоречия - не могут быть одновременно истинными два сообщения; закон исключенного третьего -из двух противоречащих сообщений одно истинно, другое ложно; закон достаточного основания - признание информации достоверной на основании доказательств и обоснований);

-    достоверность, правдивость.

Виды информации.

Коммерческая информация отвечает на вопросы, какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовывать; какие расходы потребуются для ее производства.

Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов ее нужно производить, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа.

Оперативная информация позволяет выдавать задания персоналу, производить расстановку по рабочим местам, осуществлять контроль, учет, регулирование хода производственного процесса.

Система информационного обеспечения предприятия строится на общепринятых государственных и международных стандартах.

В практике используются два понятия:

-    данные - сведения о состоянии объекта (предприятии, машины, человека, экономики, земли и т.д.), которые в одинаковой мере фиксируют состояние больших систем и их элементарных частиц;

-    информация - это знания, полученные в процессе обработки данных, т.е. отобранная и упорядоченная система данных.

В процессе переработки данные проходят три стадии отбора:

-    физическая - связана с реальной возможностью ее восприятия и обработки;

-    семантическая - обусловленная принятыми соглашениями и стандартами знаков, кодов, терминов;

-    прагматическая - по которой оценивается полезность и надобность этих данных.

Экономические сведения делятся:

-    на условно-постоянные данные - величины, которые в процессе изучения и применения сохраняют одно и то же значение (нормы, нормативы, характеристики оборудования, материалов и т.д.). Используются многократно и периодически обновляются, служат базой для расчетов и контроля состояния переменных данных;

-    на переменные данные - величины, которые в процессе изучения принимают разные значения (объем выпуска продукции, поставка сырья и материалов, отправка продукции потребителю и т.д.). Применяются для оперативного планирования и управления. Используются для экономического анализа.

Трудоемкость переработки различной научно-технической, коммерческой и прочей информации в условиях нерегулируемой рыночной экономики значительно превосходит трудоемкость непосредственно изготовления промышленной продукции. В современной России весьма актуальна задача рационализации использования информационных ресурсов.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0