Важной задачей управления фирмой является определение политики ее деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы). Нормативные требования к управлению включают: - принципы предпринимательской деятельности; - основные цели, объекты, сферы деятельности; - требования к ее организации. Основные принципы предпринимательской деятельности: - четкое представление смысла предпринимательской деятельности; - отношение менеджеров к участникам предпринимательской деятельности (например, готовность нести ответственность за работников фирмы и перед вкладчиками капитала); - отношение к окружающей среде (к партнерам по рынку, общественной и экономической среде); - восприимчивость к НТП; - готовность к риску. Принципиальные требования к организации деятельности фирмы: - к способу управления (например, авторитарный или демократичный); - в области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование); - в среде информации (открытость, секретность); - принципы мотивации; - организационные структуры; - принципы контроля. Реализация всех этих нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы и ее конкретную политику в отдельных сферах деятельности. К структурной политике относят: - политику создания фирмы (цели, решения, средства); - политику места положения фирмы; - политику ее правовой формы; - политику отношения собственника к предприятию; - кооперационную политику с другими фирмами; - политику концентрации и разукрупнения; - политику ликвидации фирмы. Конкретные политики действий включают: - политику приобретения (сырья, материалов, услуг и т.д.); - инвестиционную политику; - политику запасов; - политику в области оборудования; - кадровую политику; - финансовую политику; - производственную политику (система и тип производства, размер партий выпускаемых изделий, технологические процессы, оперативное управление); - политику сбыта (цены, распределение, реклама); - политику отчетности о деятельности фирмы. С нормативными требованиями к управлению и политикой управления жестко связано представление о морали деловых взаимоотношений - об этике предприятия. Такие нормы должны обязательно вводиться для обеспечения стабильности работы предприятия и с целью ограничения принципа максимизации прибыли, что порождает конфликты при управлении конкретными сферами деятельности фирмы. Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать: - учет их индивидуальных особенностей; - предоставление возможности полного раскрытия индивидуальности; - защита от необоснованного вмешательства; - гарантия прав; - справедливая оплата; - социальные гарантии; - учет сфер персональной ответственности; - участие в управлении и т. д. По отношению к рыночному партнеру: - доверительность в совместной работе; - отказ от обмана; - гарантированное оптимальное снабжение; - внимание к потребителям; - честность в конкуренции и т. д. По отношению к акционерам: - соразмерное участие в прибыли; - честное информирование; - совместные действия; - защита интересов собственников и т. д.Культура предприятия - совокупность ценностей, норм, идей, которые подсознательно и сознательно формируют стиль поведения сотрудников. Ее основные аспекты: - экономический (отношение к прибыли, контролю); - организационный (стандартизация, формализация, четкое целеполагание, иерархия); - технический (инновации, степень риска, роль НИОКР); - рыночный (роль маркетинга, отношение к партнерам, роль предпочтений клиента) и т.д. Культура определяет стиль, репутацию (марку) предприятия. Содержание и условия работы сотрудников, и в том числе менеджеров, определяет предприниматель (в соответствии с законом и договором). Это право он может делегировать работникам управления (менеджерам). Из этики предпринимательства вытекает и этика управления. Профессиональная задача менеджера - служение клиентам, сотрудникам, инвесторам и обществу, приведение в равновесие противоречащих друг другу результатов: 1) он должен служить клиентам, удовлетворяя наилучшим образом те потребности, которые обеспечивают честное соревнование фирм, что дает максимальное снижение цены, увеличение качества и разнообразия путем реализации достижений НТП; 2) он должен служить сотрудникам, поскольку только тогда он будет восприниматься ими как руководитель; 3) он должен служить инвесторам, обеспечивать максимальный доход как вознаграждение за риск; 4) он должен служить обществу, способствовать НТП, помнить об экологии. Услуги менеджера клиентам, сотрудникам, инвесторам и обществу возможны только в случае обеспечения долгосрочного существования предприятия, для чего необходимы достаточные доходы. Поэтому они являются средствами, а не целью. |