Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ » Статьи

Фондоотдача для успеха в производстве
17.12.2011, 14:35

Вы считаете, что многие учебные дисциплины в университете только запутывают студентов, а знания, полученные таким способом, не пригодятся никогда в жизни? Так рассуждает огромное количество людей. Причем, большая часть из них высказывает подобные нелестные отзывы о всевозможных экономических показателях, дескать, нечего их учить, потому, как в жизни они точно не пригодятся. С этим утверждением можно поспорить на примере фондоотдачи – показателя, расчет которого может привести предпринимателя к успеху!

Фондоотдача и ее значение

Показатель фондоотдачи иллюстрирует объем товарной или валовой продукции по отношению к стоимости основных фондов предприятия. Еще во времена СССР именно он считался свидетельством экономической эффективности работы организации. Это и неудивительно, ведь фондоотдача показывает, сколько продукции производит предприятие на каждую единицу стоимости основных фондов, которые были в нее вложены. По степени важности и даже смысловой нагрузке ее можно сопоставить с рентабельностью продукции или амортизацией основных средств, ведь именно на основании показателя фондоотдачи можно сделать вывод о том, насколько эффективно работает любое предприятие. Для этого в качестве базовой проверяющей цифры, как правило, используют сравнение объема уже выпущенной продукции и стоимости основных фондов, задействованных в процессе производства. Затем определяется объем прибыли в чистом виде, которые сопоставляется с амортизационными отчислениями. Если амортизация оказывается меньше, чем полученная чистая прибыль, значит, работу предприятия можно назвать эффективной.

Когда и зачем она используется в таких сложных расчетах? Например, этот показатель помогает принимать решения при покупке оборудования. Если прибыль от его использования превысит расходы на покупку, можно считать, что предприниматель эффективно вложил средства в собственный бизнес. Именно поэтому, можно говорить о том, что показатель фондоотдачи служит средством подстраховки и прогнозирования для любого бизнесмена, которому не безразлична судьба фирмы.

Расчет фондоотдачи

Основная формула фондоотдачи (Ф) выглядит следующим образом:

Ф = Произведенный товар / Первоначальная стоимость основных фондов

Почему в формуле отображается именно первоначальная стоимость основных фондов? Все дело в том, что она определяется для выпущенной продукции по отношению к средствам, которые были в нее вложены. Но интересно, что авторы при определении формулы этого показателя, так и не пришли к единому мнению. Именно поэтому, фондоотдачу можно также определить следующими способами:

Ф = Товарная продукция / ( (Основные фонды на конец периода + Основные фонды на начало периода) / 2 )

Ф = Годовой выпуск продукции / Среднегодовая стоимость основных фондов

Факторы, влияющие на фондоотдачу

Если предприятие функционирует успешно (то есть работает с повышенной эффективностью и не в убыток), то показатель фондоотдачи отличается тенденцией к увеличению. Вместе с тем, помимо амортизации и стоимости основных фондов на него могут влиять и другие факторы:

- изменение структуры технологического оборудования и капитальный ремонт его ключевых единиц;
- изменение соотношения основных фондов производственного и непроизводственного назначения;
- плановая модернизация оборудования;
- изменение загрузки производственных мощностей по причине изменения номенклатуры продукции для выпуска;
- изменение объема выпускаемой продукции вследствие влияния на этот процесс рыночных и прочих факторов.

Как видите, многие из вышеперечисленных причин находятся «вне производственного процесса», однако поскольку фондоотдача отличается высокой вариативностью, они оказывают на него непосредственное влияние. Например, если известно, что фирма характеризуется высокой степенью износа основных производственных фондов, то ввод в эксплуатацию современных информационных систем может оказать негативное влияние на показатель фондоотдачи и привести к неправильным выводам с точки зрения его расчета. Но нельзя недооценивать его возможности, ведь при помощи фондоотдачи предприятие может самостоятельно осуществить сравнение собственных возможностей с преимуществами конкурентов! Причем, для этого понадобятся только открытые статистические данные или официально опубликованную информацию по финансовой отчетности фирмы.

Но следует помнить, что фондоотдача не учитывает некоторые факторы, например, изменение качества продукции. Именно поэтому, важно учитывать колебания этого показателя, оценивая результаты проведенного анализа. На этом этапе необходимо определить:

- изменение структуры основных фондов производственного назначения;
- изменение части активных (производственных) основных фондов;
- изменение простоев техники и оборудования;
- изменение производительности оборудования.

Как повысить фондоотдачу?

Можно ли повлиять на указанный показатель и привести к его росту? Этого возможно достичь за счет следующих мер:

- увеличение доли основного оборудования и, как следствие, изменение структуры основных фондов;
- применение нового оборудования взамен устаревших моделей;
- продажа оборудования, которое не используется или редко используется в процессе работы;
- увеличение количества смен, устранение простоев на фирме, что приведет к росту коэффициента использования машинного времени;
- переход на изготовление продукции, обладающей более высоким уровнем добавленной стоимости;
- общее повышение производственной эффективности путем увеличения производительности труда, ликвидации вспомогательных основных фондов, которые уже не нужны и т.д.

Как видите, связь фондоотдачи с производительностью неразрывна. Именно поэтому, расчет этого показателя позволит вам развивать свой бизнес в нужном направлении, вовремя получая информацию о его состоянии!

http://www.finansy.asia




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ