Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ » Теория организации: учебное пособие

4.1. Виды собственности и управление
17.01.2012, 11:05

План:

4.1.1.  Статус собственности и статус управления

4.1.2.  Формы организации предприятий

4.1.3.  Организация малых предприятий


4.1.1.  Статус собственности и статус управления

В связи с формированием рыночных отношений в России весьма актуальными стали вопросы о формах управления в условиях многоукладной экономики. Ключевую роль здесь играет приватизация.

Приватизация – возмездное отчуждение (передача) имущества, находящегося в собственности государства или муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц.

При рассмотрении различных форм управления следует различать статус управления и статус собственности.

Статус собственности обозначает возможность использования всего многообразия отношений собственности для обеспечения каждому работнику возможности владения, пользования и распоряжения принадлежащими ему средствами производства и результатами труда. Это основа экономической системы государства. Процесс становления статуса собственности в России займет достаточно много времени, т.к. он связан с переходом статической административно-хозяйственной системы управления экономикой в гибкую и динамичную рыночно-социальную.

Статус управления обозначает возможность использования всего комплекса структур и связей в организации для обеспечения выработки и принятия решений.

В условиях приватизации он приобретает особую практическую значимость, так как в какой бы форме не происходила передача собственности в негосударственный сектор (разовый выкуп, продажа в рассрочку, аренда с последующим выкупом, акционирование и др.), во всех случаях нужны радикальные меры по изменению форм, методов и стиля управления. Речь идет о переходе от прямого управления экономикой к регулированию самыми различными методами.

Приватизацию государственной собственности следует рассматривать как форму управления государственным имуществом. Она включает в себя несколько этапов:

-        определение конечной цели проекта приватизации конкретного предприятия;

-        подготовка программ приватизации,

-        выбор способа приватизации,

-        оценка ситуации на рынке, маркетинг,

-        поиск покупателей акций и их продажа.

По каждому объекту принимаются индивидуальные решения о способе, сроках и начальной цене приватизации имущества. Поступление в федеральный бюджет средств от приватизации обеспечивается за счет продажи пакетов акций АО на аукционах,  а также путем их размещения на фондовых рынках за пределами России. Оптимизация структуры федеральной собственности и сокращение расходов государственного бюджета на управление федеральным имуществом в значительной степени происходит за счет продажи небольших пакетов акций открытых акционерных обществ, а так же приватизации государственных  унитарных предприятий, не выполняющих важных для общества и государства функций.

Формы собственности сами по себе не решают задач, стоящих перед экономикой в целом. Ими надо профессионально управлять применительно к поставленным целям, для чего были сформированы основные принципы приватизации:

-      сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства,

-      ориентация на мировой опыт,

-      мониторинг после приватизации,

-      продажа низколиквидных предприятий и т.д.

По состоянию на 01.01.2001 распределение предприятий и организаций в России по формам собственности  было следующим: частная собственность- 75%, общественные и религиозные организации 6,1%, муниципальная собственность-6,5%, государственная- 4,5%, смешанная- 7,3%.

Переход от государственной собственности к иным ее формам приводит к коренным изменениям в структуре управления. Жесткие схемы управления вытесняются коллегиальными и демократическими. Каковы же тенденции организационных изменений? Приоритетными задачами реформы предприятий в современных условиях являются:

-        защита прав акционеров, разграничение ответственности собственников и управляющих,

-        развитие механизма корпоративного управления,

-        расширение участия в корпоративном управлении инвесторов, имеющих долгосрочные цели,

-        обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий,

-        обеспечение органов управления необходимой информацией и доступа к ней собственников, кредиторов, инвесторов,

-        создание эффективного механизма управления и т.д.

Стали актуальными вопросы разработки концепций управления многоотраслевыми комплексами, диверсифицированным производством. Особое значение в статусе управления приобретает функция координации. Как уже было рассмотрено ранее, чем выше уровень разделения труда и специализации предприятий, тем теснее их взаимозависимость в масштабе города, района, региона и страны в целом, тем значительнее потребность в координации независимо от форм собственности. Бюрократическая организация порождает централизованную координацию, демократическому стилю управления соответствует неформальное регулирование.

Усиление взаимозависимости, постепенно переходящее в различные формы интеграции предприятий вызывает соответствующие изменения в содержании и характере управленческой деятельности. Проявляются тенденции к уменьшению иерархичности структур, расширению использования организационной кооперации, делегирования полномочий на низшие уровни управления. Уменьшение бюрократических процедур приводит к сокращению управленческого аппарата. Проведение организационных изменений предполагает повышение уровня компетентности руководителей, который увязывается с необходимостью создания инновационного климата.

Образование концернов, ассоциаций, холдингов, консорциумов и других интеграционных структур позволяет формировать систему рыночной экономики без вертикально-командного управления со стороны государства. При этом вопросом принципиальной важности является обеспечение антимонопольной направленности всех организационных преобразований в управлении экономикой. Ограничение доступа на рынок должно устраняться в законном порядке. Важное направление рыночных реформ – формирование конкурентной среды, то есть создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами. Кроме того, важнейшей для России и беспрецедентной по масштабам является задача реорганизации военно-промышленного комплекса.


4.1.2.  Формы организации предприятий

Самостоятельным субъектом хозяйствования является предприятие, создаваемое для производства продукции и оказание услуг в целях удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, продает выпускаемую продукцию и использует прибыль. Учредительными документами предприятия являются ее устав, решение (протокол) о создании и учредительный договор. В уставе определяется организационно-правовая форма, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов. Кроме того, разрабатывается положение об организационной структуре конкретного предприятия, которое должно регламентировать:

-        основные направления деятельности предприятия,

-        основные функции управления предприятием,

-        тип структуры (линейно-функциональная, матричная и др.),

-        состав организационных звеньев предприятия и порядок их работы,

-        выделение обслуживающих подразделений,

-        формирование центра прибыли,

-        определение порядка осуществления контрольных функций др.

В соответствии с гражданским кодексом РФ, действующим с 1995 года, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в различных организационно-правовых формах. Основными из них являются следующие:

Коммерческие организации, которые, в свою очередь делятся на:

·       акционерные общества ;

·       хозяйственные товарищества или общества;

·       кооперативы.

Некоммерческие организации, которые, в свою очередь, делятся на:

·       общественные и религиозные организации и объединения;

·       некоммерческое партнёрство;

·       учреждения;

·       фонды;

·       ассоциации и союзы.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, которые могут функционировать как для получения прибыли, так и для выполнения определённых функций.

Рассмотрим более подробно приведённые организационно-правовые формы организаций.

Акционерные общества (АО) представляют собой основную организационно-правовую форму предпринимательской деятельности среднего и крупного капитала. Капитал АО разделен на определенное число акций, которые обычно объединяются в пакеты. Владельцы пакетов акций – акционеры являются совладельцами АО. Как юридическое лицо АО имеет в собственности обособленное имущество и выступает как самостоятельный субъект права, подчиняясь правовым нормам, установленным Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах». Последний определяет порядок создания и правовые положения АО, права и обязанности акционеров, защиту их прав: право голоса на общих собраниях, право на получение дивидендов и т.д.

АО могут быть двух типов: открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). Различие между ними заключается в том, акции ОАО свободно продаются на рынках ценных бумаг и другими способами, а акции ЗАО продаются только по решению Правления.

Действующее законодательство предусматривает создание АО путем учреждения, а также реорганизации в виде слияния, разделения, преобразования, выделения, присоединения и т.п. Также предусмотрена трехзвенная система управления, включающая общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган  (рис. 4.1.1).

Рис.  4.1.1.

В зависимости от конкретных условий эта система может быть видоизменена.

Общее собрание акционеров – высший орган управления АО. С точки зрения состава –  это весьма неоднородный орган, так как акционеры могут быть разделены, как минимум, на три группы:

1.    Акционеры, приобретающие акции в целях спекуляции ими в качестве рантье. Это мелкие акционеры, им принадлежит небольшая доля собственности, они заинтересованы в получении высоких дивидендов. Они могут свои акции продать или купить, в зависимости от конъюнктуры на рынках.

2.    Акционеры – работники предприятия. Им не безразлична судьба их предприятия, где они получают заработную плату и социальные льготы. Поэтому они не склонны к продажам своих пакетов акций и отрицательно относятся к акционерам первой группы.

3.    Крупные акционеры, приобретающие акции из предпринимательских соображений: для развития производства, реконструкции и продажи предприятия, приобретение мелких пакетов акций с целью укрупнения и последующей перепродажи и т.д. Эта группа акционеров фактически управляет АО, назначая совет директоров. К акционерам первой группы они относятся как к источнику каких-то дополнительных возможностей по обогащению и, как правило, не очень с ними считаются. К акционерам второй группы они, как правило, относятся как к фактору стабильности АО.

Влияние указанных категорий акционеров на решения, принимаемые собранием различно в зависимости от распределения между ними акций.

Общее руководство деятельности АО осуществляет совет директоров (наблюдательный совет), количественный состав которого от 5 до 9 человек. Введение в действие ФЗ «Об акционерных обществах» внесло существенные изменения в деятельность Совета директоров. Члены стали избираться на год, переизбираться и досрочно складывать свои полномочия. Усилена роль и ответственность его членов, совет отвечает за стратегию развития АО и за приоритетные направления этого развития, за рост уставного капитала, за размещение облигаций и т.д. Требования к Совету директоров определены в Уставе АО. Все вопросы управления текущей деятельностью АО решает исполнительный орган АО – Правление, на которое возложена организация выполнения общих решений собрания акционеров и Совета директоров. Компетенция этого органа определяется Уставом АО, права и обязанности устанавливаются договором, который члены Правления заключают с Советом директоров.

Правление АО обычно состоит из двух типов представителей – работающих и неработающих в АО. Записанные в Уставе функции правления АО, как правило, практически трудно выполнимы, так как отдельные члены Правления всегда тесно связаны с высшим руководством АО и попадают в Правление не имея необходимых навыков и компетентности. Кроме того, у них могут быть свои программы использования АО, не совпадающие с действительным их развитием. Простые акционеры имеют мало шансов получить членство в Правлении. Поэтому создание эффективных систем управления текущей производственно-хозяйственной деятельностью АО должно осуществляется  путём своевременного пересмотра системы управления и при отсутствии надлежащего управления применять процедуры внешнего управления.

Обширный сектор российской экономики занимают акционерные общества с государственным капиталом. По критерию участия в капитале можно выделить три группы АО: со 100% государственным капиталом, с принадлежащим государству контрольным пакетом акций, с пакетом акций, не являющимся контрольным.

Практика управления АО в России показала достаточно низкую её эффективность. Основные проблемы здесь: недостаточный уровень развития рынка ценных бумаг, отсутствие гарантии защиты прав акционеров на получение дивидендов, отсутствие права на получение полной информации о работе АО, постоянных противоречий  между собственниками-акционерами и управляющими директорами и др.

Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации с уставным капиталом, разделенным на доли (вклады), принадлежащие его отдельным участникам. Участниками их могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы МСУ не вправе выступать их участниками. Различают:

·       полное товарищество, то есть такое, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом;

·       товарищество на вере (коммандитное товарищество), то есть такое, в котором наряду с выше названным полным товариществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков в пределах  внесенных ими вкладов, но при этом не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности;

·       общество (товарищество) с ограниченной ответственностью – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники отвечают по обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими долей;

·       общество с дополнительной ответственностью – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники такого общества солидарно несут ответственность по его обязательством всем своим имуществом в размере, пропорционально стоимости их вкладов.

Кооператив – это добровольное объединение граждан для совместной деятельности (производство, переработка, сбыт, оказание услуг и т.д.), основанное на их личном трудовом участии и на объединении их имущественных паёв. Если результаты совместного труда членов кооператива реализуются на рынках, то такой кооператив называется производственным (артелью), если результаты совместного труда потребляются самими членами кооператива, то – потребительским. Кооператив в процессе своего существования может переходить из статуса производственного в статус потребительского и наоборот несколько раз (например, гаражно-строительный кооператив на начальном этапе – строительства и продажи гаражей является производственным, затем на этапе эксплуатации гаражей, принадлежащих своим членам – потребительским, а затем при открытии на своей территории автосервиса для всех желающих – снова производственным).

Некоммерческие организации (НКО) – это такие организации, основной целью которых не является получение прибыли и распределение её между  членами организации. НКО, как правило, создаются для выполнения каких-либо функций независимо от того является ли их выполнение прибыльным или убыточным. Они могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций и объединений, задачей которых является удовлетворение физических лиц в социальных, культурных, информационных, религиозных, спортивных и иных потребностях не имеющих коммерческого характера. Могут они создаваться и в форме  некоммерческих партнерств, отличие которых от предыдущей категории заключается только в том, что их членами могут быть как физические, так и юридические лица. Особую категорию в НКО составляют фонды, представляющие собой организации с учредителями, но без членства и предназначенные для выполнения каких-либо специальных функций (например, предвыборные фонды). Близкую к фондам категорию НКО составляют ассоциации и союзы, в которых учредители являются одновременно и их членами, имеющими полную юридическую и хозяйственную самостоятельность. Ассоциации и союзы также предназначены для выполнения каких-либо специальных функций (например, ассоциация юристов или футбольный союз).

Государственным или муниципальным унитарным предприятием (ГУП или МУП соответственно) называется организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество является неделимым и не распределяется по паям. Как правило, ГУПы и МУПы являются некоммерческими, прибыли не имеют и выполняют конкретную государственную (например, производство вооружения и боеприпасов) или муниципальную (например, снабжение водой) функцию. ГУПы и МУПы, приносящие прибыль, рано или поздно должны быть приватизированы.

Согласно действующему законодательству государство и муниципалитеты прямо не вмешиваются в деятельность организаций и предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Вместе с тем, они устанавливают определённые условия их функционирования, например:

-      установление нормативных требований к содержанию предпринимательской деятельности через стандарты качества, экологические стандарты, санитарные нормы и т.д.,

-      определение процедур ведения хозяйственной деятельности путем выдачи лицензий,

-      введение санкций за отступление от норм законодательства.

Важной функцией государства и муниципалитетов также является содействие развитию предпринимательства, которое заключается в формировании среды благоприятной для проявления деловой активности экономическими субъектами.

Как выше уже было отмечено, с переходом к рынку в корне меняются задачи и характер управленческой деятельности предприятия. На первый план выходит цель получения прибыли. Адаптация предприятий к рыночным условиям требует изменения выполняемых функций, дополнения структур новыми звеньями, пересмотра системы полномочий и ответственности.


4.1.3.  Организация малых предприятий.

В мировой практике нет унифицированного определения малого предприятия. В разных странах используется свыше 50-ти различных статистических показателей, характеризующих малые и средние предприятия, однако главный количественный показатель – численность работающих.  Согласно российскому законодательству, выделение малых предприятий производится по предельным уровням численности персонала по отраслям: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; в науке, научном обслуживании, в сельском хозяйстве – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населении населения – 30 человек; в остальных отраслях – 50 человек. Для малых предприятий, имеющих юридическую самостоятельность, характерна финансово-хозяйственная независимость, упрощенная оргструктура, способность к быстрой перестройке. На начало 2000 года доля малых и средних фирм в % к общей численности занятых составляла в странах ЕС –  72%, США –  58%,  Японии –  78%, России – 10%. Структура малого бизнеса в России на этот период следующая: промышленное производство –  29.1%, торговля и общественное питание – 27.9%, строительство – 18.5%.

Малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности отдельными гражданами, предприятиями, организациями и государственными органами. Для образования новых и развития действующих малых предприятий  создаются целевые фонды за счет добровольных взносов предприятий, организаций и граждан, в том числе иностранных. Весьма часто на малых предприятиях право собственности и право распоряжения совмещаются, руководитель принимает на себя решение большинства проблем. С увеличением масштабов производства оргструктура усложняется, права собственности разделяются.

В России сформированы институты государственной поддержки и развития малого предпринимательства, происходит становление негосударственной инфраструктуры. Среди них выделяют организации двух типов: формирующиеся самостоятельно и при участии государства. К организациям первого типа относятся биржи, посреднические организации, коммерческие банки, консалтинговые фирмы и др. Второй тип организаций – это инвестиционные и инновационные фонды с государственным или смешанным капиталом и т.д. Используются различные формы государственной поддержки: прямое субсидирование, жесткий контроль и регулирование, исполнение определенных функций. Обязанность государственных органов состоит в предоставлении малым предприятиям информации о действующем законодательстве, возможных партнерах, биржевых сводках, котировании акций по минимально возможным расценкам и др.

Любой начинающий предприниматель после регистрации своего предприятия имеет право:

-      открыть счет в банке,

-      получить кредит,

-      получить информацию о потенциальных партнерах,

-      повысить свою квалификацию,

-      организовать реализацию продукции и услуг.

В федеральных программах предусматривается выделение следующих основных направлений по государственной поддержке малого предпринимательства:

-      формирование нормативно-правовой базы,

-      совершенствование системы финансовой поддержки,

-      информационное обеспечение,

-      содействие внешнеэкономической деятельности и т.д.

Дальнейшее расширение перечня мероприятий по поддержке малого бизнеса это:

-      оснащение малых предприятий современным оборудованием и технологиями,

-      создание системы лизинга оборудования,

-      содействие выходу их на международный рынок,

-      повышение квалификации персонала и т.д.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 44
Гостей: 44
Пользователей: 0