План:
6.2.1. Понятие зависимости, закона, закономерности
6.2.2. Основополагающие законы организации
6.2.3. Принципы организации
6.2.1. Понятие зависимости, закона, закономерности
Каждый менеджер должен понимать, что, любая организация действует в поле законов и закономерностей природы и общества. Напомним, что закон – это объективно существующая, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь или зависимость между явлениями в природе и обществе. Существует две категории законов – законы природы, в том числе законы природы человеческого общества, и законы, придуманные людьми. Законы природы объективны, непротиворечивы и нерушимы. Законы, придуманные людьми, переменчивы и противоречивы.
На основе знания закона возможно достоверное предвидение течения процессов. Познать закон – значит, раскрыть ту или иную сторону сущности исследуемого явления. Познание законов организации является важнейшей задачей теории организации.
Применительно к организации, закон – это необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внешней и внутренней среды, обусловливающая их упорядоченные изменения.
Понятие закона близко к понятию закономерности, которая может рассматриваться как некое расширение цепи: зависимость → закон → закономерность. Между этими категориями существует постоянная взаимосвязь: вновь открытые законы и закономерности служат очередной ступенью познания новых зависимостей и законов (рис. 6.2.1).
Рис. 6.2.1.
Законы различаются по степени общности и сфере действия. Всеобщие законы выражают взаимосвязь между наиболее универсальными свойствами и явлениями природы, общества и человеческого мышления. Это область философии.
Частные, или специфические законы изучаются частными естественными науками (физикой, химией, биологией и др.) или науками об обществе (историей, социологией, экономикой и др.) (рис. 6.2.2.).
Рис. 6.2.2.
Выявление законов и закономерностей развития организационных систем может идти двумя путями:
· анализ большого количества конкретных организационных систем: исследование этапов их развития, факторов общности и различия, формулирование закономерностей, апробация последних на вновь выбранных системах;
· перенос закономерностей, известных в других областях развития.
На протяжении многих столетий человечество стремилось разглядеть закономерности, и первая попытка создать универсальную методологию развития принадлежит Гегелю. До сих пор в философии наиболее общими законами развития считаются три основных закона диалектики, обоснованные Гегелем: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Огромное число научных работ в самых разных сферах посвящены раскрытию закономерностей и законов. Например, законы-аксиомы американского эколога Барри Коммокера:
- все связано со всем;
- все должно куда-то деваться;
- ничего не дается даром;
- природа знает лучше.
На основе анализа общих свойств сложных систем (самоструктурированность, необходимое разнообразие, динамичность, адаптивность и др.) в работе Т.А. Акимовой сформулирован ряд основных требований к законам организации:
· законы организации не должны противоречить всеобщим законам развития и функционирования природы и общества;
· законы организации опираются на общие свойства сложных систем;
· законы организации должны выявляться и подтверждаться на достаточно больших и достоверных информационных фондах на базе системных исследований;
· законы должны быть согласованы друг с другом и представлять из себя непротиворечивую систему;
· законы организации должны быть инструментом для решения проблем организации.
Основополагающие законы организации
Любая организация – это сложная динамическая система и ей присущи общие системные свойства. Организации развиваются по объективно существующим законам, которые познаваемы и должны целенаправленно использоваться в процессе деятельности. Рассмотрим сущность следующих законов: самосохранения, развития, синергии, информированности – упорядоченности, единства анализа и синтеза, гармонии.
Закон самосохранения
На организацию действуют две группы противоположных факторов: факторы сохранения и факторы разрушения организации.
К факторам сохранения относятся:
а) внутренние факторы:
- высокий профессионализм персонала;
- стабильность кадров;
- хорошая технологическая, информационная и иная оснащённость;
- квалифицированное руководство;
б) внешние факторы:
- хорошая ресурсообеспеченность;
- наличие высокого спроса;
- положительные действия государства, общественности и т.д.
К факторам разрушения относятся:
а) внутренние факторы:
- недостаток или избыток чего-либо;
- плохая оснащенность;
- слабое руководство;
- низкий профессионализм персонала;
- текучесть кадров и т.д.
б) внешние факторы:
- низкий спрос;
- налоговый и бюрократический пресс;
- плохая ресурсообеспеченность;
- нормативное вмешательство в структуру;
- отсутствие эффективного страхования и т.д.
Реальное самосохранение возникает в том случае, если суммарное действие факторов сохранения превышает суммарное действие факторов разрушения.
Формулировка закона самосохранения: любая организация стремится противостоять внешним и внутренним разрушающим воздействиям и использует для этого весь свой потенциал.
Для анализа положения организации важным является определение показателя «уровня самосохранения», который вычисляется как разность между потенциалами созидания и разрушения, деленная на суммарный объем ресурсов созидания. Различается семь уровней самосохранения в зависимости от запасов прочности организации. Результат действия закона будет благоприятным, если руководитель и подчиненные осведомлены о законе самосохранения. Одним из условий самосохранения организаций является страхование ресурсов и рисков.
Закон развития
Формулировка закона развития: каждая организация в процессе своего развития стремится достичь наибольшего суммарного потенциала.
Различают:
- нормальное развитие, т.е. развитие, соответствующее объективным возможностям и условиям;
- ускоренное развитие, т.е. развитие более высокими темпами (это сложный вариант и может создать проблемы для организации);
- замедленное развитие, т.е. развитие более низкими темпами.
Развитие организации находит свое выражение в жизненном цикле организации.
Основными факторами развития организации являются:
- элементный состав организации;
- взаимосвязь элементов, структура организации;
- динамичность, нацеленность на развитие;
- своевременное обновление организации.
Закон развития опирается на несколько принципов:
- принцип инерции: изменение потенциала организации должно начинаться спустя некоторое время после начала функционирования новых ресурсов компании и продолжаться некоторое время после их выбытия;
- принцип самозависимости: на повышение потенциала организации влияет потенциал самой организации;
- принцип эластичности: каждая организация пытается сгладить последствия возмущающих воздействий;
- принцип непрерывности: процесс изменения потенциала организации идет непрерывно;
- принцип стабилизации: организация стремится к стабилизации эффективных этапов жизненного цикла.
Закон синергии
Формулировка закона синергии: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо меньше.
Любая организация обладает определенным потенциалом, который зависит от огромного числа факторов – элементов. Различные сочетания потенциалов этих элементов создают различные потенциалы организации в целом. Потенциал организации может меняться либо плавно при постепенном изменении соотношения потенциалов отдельных элементов, либо скачкообразно при каком-то особенно удачном соотношении (комбинации) потенциалов отдельных элементов. Такое скачкообразное изменение потенциала называется синергетическим эффектом, а процесс стремления к точке синергетического эффекта – синергетическим процессом.
Возникновение такого эффекта обусловлено следующими факторами:
- специализацией элементов;
- кооперацией, т.е. связью элементов в ходе их совместной деятельности;
- комбинированием, т.е. соединением разных видов деятельности;
- интеграцией, т.е. соединением усилий разных элементов организации.
В реальной организации синергетический эффект может быть не получен, если:
- не реализуются вышеперечисленные факторы;
- система управления неэффективна и приводит к потерям;
- присутствуют «узкие места», т.е. значительную роль играют относительно
худшие элементы.
Закон информированности-упорядоченности
Под информацией понимаются данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решения. Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации и наличие между ними установленного взаимодействия.
Формулировка закона информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внешней и внутренней среде, тем эффективнее её сопротивление внешним и внутренним разрушающим воздействиям.
Для того, информация оказала реальную пользу организации, она должна быть упорядочена:
- по содержанию: экономическая, производственная, правовая и т.д.
- по назначению: для одной цели, для нескольких целей, для одного человека,
для нескольких людей и т.д.
- по характеру закрепления информации: фиксируемая, не фиксируемая, на
бумажных носителях, на электронных носителях;
- по времени: оперативная, текущая.
Следствие данного закона состоит в том, что информированность работника после достижения его критичного уровня переходит в его компетентность.
Закон единства анализа и синтеза
Анализ отражает разделение организации на составные элементы. При этом возможны три ситуации:
- элементы независимы друг от друга, поэтому каждый из них выделяется
и изучается автономно;
- элементы в определенных отношениях связаны, взаимозависимы; в ходе
аналитических действий такие связи учитываются в меру необходимости;
- элементы взаимосвязаны, взаимовлияют и определяют друг друга,
поэтому они анализируются в комплексе, а выделение может быть лишь
условным.
Синтез отражает объединение определенных элементов в единое целое. При этом решаются две задачи:
- согласование характеристик выделенных частей;
- соединение частей и формирование целостной организации.
При синтезе возможны три ситуации:
- для объединения подходят практически любые элементы, т.к. их
взаимосвязь незначительна и несущественна для организации;
- объединяемые элементы определенным образом будут взаимодействовать
друг с другом, поэтому они подбираются с учетом взаимодействия;
- объединяемые элементы будут тесно взаимосвязаны, в связи с этим
необходимо проводить их разносторонний подбор.
Если в организации меняются те или иные элементы (анализ), то это приводит к определенному изменению организации в целом (синтез). Для того чтобы изменить организацию (синтез), необходимо в той или иной мере изменить ее элементы (анализ).
Формулировка закона единства анализа и синтеза: каждая система стремится настроиться на наиболее экономичный режим деятельности за счет постоянного анализа своей существующей структуры и функций и синтеза новой структуры и функций.
Закон композиции и пропорциональности (гармонии)
В любой организации имеется определенный набор элементов (композиция), которые находятся между собой в определенном соотношении (пропорции). При этом в реальной организации возможны два варианта:
- имеются все необходимые элементы, составляющие композицию и между ними имеется объективная необходимая пропорциональность; такая организация называется гармоничной; однако на практике это не встречается или встречается редко и кратковременно;
- нарушается композиция и (или) пропорциональность элементов; это в частности проявляется через наличие узких мест в организации.
Формулировка закона композиции и пропорциональности: каждая система стремится к оптимальному взаимному расположению элементов и оптимальным связям между ними.
В теории организации выделяется ряд принципов, обеспечивающих закон композиции и пропорциональности:
- планирование;
- координирование;
- стабилизация;
- согласование;
- полнота.
Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и в обеспечении требуемых для них пропорций.
6.2.3. Принципы организации
В теории организации принципы имеют две направленности:
- принципы организации организаций;
- принципы организации людей.
1. Принципы организации организаций:
- для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура;
- для каждой организации существует минимальный коэффициент полезного действия, или эффективность, при которой организация должна быть ликвидирована или «заморожена»;
- для каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда как за счет повышения эмоционального уровня работника, так и за счет большего изобретательства (генерации идей). 2. Принципы организации людей:
- для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой;
- процессы восприятия и запоминания необходимо приближать к процессу мышления;
- для эффективного осмысления нового необходимо иметь большие знания по данной тематике;
- любой человек видит в тексте или слышит в беседе ту информацию, на которую он настроился и к которой приготовился;
- доходчивость сообщения будет выше при использовании нескольких форм подачи одной и той же информации. |