Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Деньги, кредит, банки: учебное пособие. Жукова С.С.

Тема 5. Основы международных валютно-кредитных и финансовых отношений
17.01.2012, 19:52

1.    Международные валютные отношения и валютная система.

2.    Балансы международных расчетов.

3.    Сущность валютных операций и валютные риски.

4.    Международные валютно-кредитные и финансовые организации.

1. Международные валютные отношения и валютная система Международные валютные отношения - разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте.

Валютная система - форма организации валютных отношений, закрепленная законодательством.

Национальная валютная система - государственная правовая форма организации валютных отношений в рамках отдельной страны. Элементы национальной валютной системы:

1.    Национальная валютная единица.

2.    Конвертируемость

3.    Паритет национальных валют

4.    Режим курса национальной вапюты

5.    Унифицированные средства международной валютной ликвидности

6.    Валютная политика государства

7.    Формы безналичных расчетов в платежных и расчетных документах

8.    Кредитные инструменты, используемые для обслуживания внешних экономических операций

9.    Режим функционирования национального валютного рынка и рынка золота

10.    Национальные органы, обслуживающие и регламентирующие валютные отношения в стране.

Мировая валютная система - форма организации международных валютных отношений, закрепленных международными соглашениями. Элементы мировой валютной системы:

1.    Международные денежные единицы

2.    Конвертируемость

3.    Унификация режима валютного паритета

4.    Унификация режимов валютных курсов

5.    Унифицированные средства международной валютной ликвидности

6.    Международное валютное законодательство

7.    Унифицированные формы безналичных расчетов

8.    Унифицированные формы кредитных инструментов

9.    Унифицированный режим функционирования мирового валютного рынка и рынка золота

10.    Международные валютно-кредитные организации Национальная валюта - денежная единица страны.

Международные денежные единицы - являются национальными коллективными валютами, особым видом мировых кредитных денег. Они отличаются от национальных валют по эмитенту (выпускаются не национальными банками, а международными валютно-кредитными организациями); по форме (выпускаются только в безналичной форме путем записей на счетах). Золото выполняет функцию международного резервного средства.

Международная валютная ликвидность - способность отдельной страны или всех стран своевременно погашать свои международные обязательства.

Компоненты международной ликвидности:

•    официальные золотовалютные резервы (запасы золота и резервных валют, принадлежащих государству;

•    счета в международной валюте;

• резервная позиция в Международном валютном фонде (возможность получения кредитов в иностранной валюте.

Режим валютного курса - порядок установления курсовых соотношений между валютами.

Различают фиксированный курс и плавающий. При режиме фиксированного валютного курса центральный банк устанавливает курс национальной валюты на определённом уровне по отношению к валюте какой-либо страны или к международной денежной единице. Особенность фиксированного курса состоит в том, что он остаётся неизменным в течение некоторого времени. Режим плавающего курса -отличается тем, что валютный курс относительно свободно меняется под влиянием спроса и предложения.

К промежуточным вариантам валютного курса можно отнести:

-    режим «скользящей фиксации» - Центральный банк ежедневно устанавливает валютный курс исходя из определённых показателей: уровня инфляции, состояния платёжного баланса, изменения официальных золотовалютных резервов и пр.;

-    режим «валютного коридора» - Центральный банк устанавливает верхний и нижний пределы колебания валютного курса. Чем шире коридор, тем в большей степени движение валютного курса соответствует реальному соотношению рыночного спроса и предложения на валюту;

-    режим «совместного» или «коллективного» плавания валют -курсы валют стран-членов валютной группировки поддерживаются по отношению друг к другу в пределах валютного коридора и совместно плавают вокруг валют, не входящих в группировку.

Валютные ограничения - это введённые в законодательном или административном порядке ограничения операций с национальной и иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями. Валютная конвертируемость (обратимость) - это возможность конверсии (обмена) валюты данной страны на валюты других стран.

Валютный курс - соотношение между денежными единицами разных стран, то есть цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны (или в международной денежной единице). Валютные курсы формируются в повседневном обороте в процессе сопоставления валют на валютном рынке через механизм спроса и предложения. Стоимостной основой валютного курса служит паритет покупательной способности, то есть соотношение валют по их покупательной способности.

Важное экономическое значение валютного курса предопределяет необходимость его государственного регулирования:

-    валютная интервенция (покупка-продажа иностранной валюты на национальном рынке);

-    операции Центрального банка на открытом рынке (покупка-продажа ценных бумаг);

-    изменение Центральным банком уровня процентных ставок и норм обязательных резервов.

Валютная котировка - установление валютного курса, определение пропорций обмена валют. Кросс-курс - это соотношение двух валют, которое вытекает из их курсов по отношению к третьей валюте.

Валютная политика - комплекс мер по государственному регулированию национального валютного рынка и валютных отношений.

ЦБ осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с федеральным законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

ЦБ определяет:

1.    Границы и порядок обращения в стране иностранной валюты.

2.    Все виды валютных операций.

3.    Особые правила осуществления нерезидентами операций с иностранной валютой.

4.    Порядок обязательной продажи экспортной выручки, ввоза и вывоза иностранной валюты.

5.    Формы учета и отчетности по валютным операциям.

6.    Разрабатывает валютное законодательство.

7.    Регламентирует работу национального валютного рынка.

8.    Регулирует, поддерживает курс национальной валюты (валютная интервенция и валютная экспансия).

2. Балансы международных расчетов

Балансы международных расчетов - это соотношение денежных требований и обязательств, поступлений и платежей одной страны по отношению к другим странам.

Расчетный баланс - это соотношение требований и обязательств данной страны по отношению к другим странам на какую-либо дату независимо от сроков поступления платежей. Такие требования и обязательства возникают в результате экспорта(импорта) товаров и услуг, предоставления (получения) займов и кредитов. Сальдо расчетного баланса характеризует состояние страны как государства -кредитора при положительном сальдо или как государства - дебитора при отрицательном сальдо.

Баланс международной задолженности близок к расчетному балансу. Большинство стран является нетто-должниками вследствие широкого привлечения внешних займов, что привело к обострению проблемы внешней задолженности в этой группе стран.

Платежный баланс - это соотношение суммы платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени.

Нулевое сальдо означает, что платежи данной страны уравновешены ее поступлениями, т.е. государство занимает активную позицию в международных экономических отношениях, как по покупке, так и продаже товаров, услуг, капиталов.

Положительное сальдо свидетельствует о превышении поступлений над платежами. Положительное сальдо можно рассматривать негативно, если государство активно экспортирует сырье, материалы, товары. Положительное сальдо рассматривают позитивно, если оно является следствием активного экспорта услуг и капитала.

Отрицательное сальдо платежного баланса характеризует страну как импортера, т.е. платежи превышают поступления. Это свидетельствует о не конкурентоспособности продукции данной страны на мировых рынках.

3. Сущность валютных операций и валютные риски

Под валютными операциями понимаются:

а)    приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б)    приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в)    приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г)    ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д)    перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е)    перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Валюта Российской Федерации:

а)    денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б)    средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Внутренние ценные бумаги:

а)    эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б)    иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

Внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к внутренним ценным бумагам.

Валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Валютный риск - вероятность валютных потерь, связанная с изменением курса иностранной валюты при проведении внешнеэкономических, кредитных и других операций.

Кредитный риск - риск, обусловленный неплатежеспособностью клиента рассчитаться по своим обязательствам.

Конверсионный риск - риск валютных убытков по операциям.

Методы управления валютными рисками:

•    Использование принципа взвешивания рисков

•    Учет внешних рисков

•    Систематический анализ финансового состояния клиента

•    Проведение политики диверсификации

•    Использование плавающих процентных ставок

•    Страхование

Страхование валютных рисков - это операции, позволяющие полностью или частично минимизировать валютный риск.

Хеджирование - это система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятное изменение валютных курсов с целью минимизации возможных убытков.

Методы хеджирования:

1.    Операции типа «своп»

2.    Форвард

3.    Фьючерсы

4.    Опционные сделки

Операции типа «своп» - продажа наличной валюты (спот) с одновременной покупкой ее на срок (форвард) или наоборот. Это разность в процентных ставках по двум валютам на один и тот же срок.

Спот - наличная валютная сделка, при которой платеж производится на второй рабочий день, не считая дня заключения сделки. Эта разница во времени определена международной практикой и связана с необходимостью оформления сделки в банке.

Форвард - контракт на покупку финансовых активов (валюты) с поставкой на определенную дату в будущем.

Фьючерс - разновидность форварда, торговля осуществляется на специальных биржах.

Опцион - сделка, по которой уплата известной премии дает право купить или продать ценные бумаги или товары по установленной цене в любой день в течение определенного срока либо отказаться от сделки без возмещения убытков. Размер премии определяется с учетом риска колебания цен и курсов.

4. Международные валютно-кредитные и финансовые

организации

Международные валютно-кредитные и финансовые организации -международные экономические институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений.

Банк международных расчетов (БМР) первый международный банк. Он создан в 1930 г. на основании межправительственного соглашения Англии, Бельгии, Германии, Италии, Франции и Японии и был размещен в Базеле. Целью создания БМР провозглашалось содействие сотрудничеству центральных банков стран - участниц и обеспечение международных расчетов между ними.

Являясь учредителями БМР, центральные банки этих стран выступают одновременно и его клиентами. Приоритет в управлении деятельностью БМР традиционно сохраняется за странами Западной Европы, хотя США наращивают здесь свое влияние.

Более 30 государств в настоящее время являются членами БМР.

Управление деятельностью БМР осуществляется Общим собранием и Советом директоров, а сам Банк, в сущности, является акционерной расчетной палатой.

Согласно уставу основными его функциями являются обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций и выполнение роли доверенного лица при проведении межгосударственных расчетов участников. Банк проводит депозитноссудные, фондовые и другие операции, в том числе с золотом, а также осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

БМР является признанным в мире крупным экономическим информационно-исследовательским центром. Он проводит политику активного сотрудничества с другими международными кредитнофинансовыми организациями.

Международный валютный фонд (МВФ) начал свою деятельность с марта 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих руководящий орган МВФ состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и собирается ежегодно. Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с установленными квотами) участников, размер которых зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле.

Основными функциями МВФ являются:

•    содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества;

•    поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений;

•    предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов.

Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т.д.

Членство в Фонде является обязательным условием для вступления страны в МБРР и другие, родственные ему валютнокредитные организации.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) начал функционировать с июня 1946 г. в качестве специализированного, независимого в решениях от ООН органа. По мере расширения деятельности Банком были образованы четыре родственных ему подразделения: Международная финансовая корпорация (МФК) в 1956 г., Международная ассоциация развития (MAP) в 1960г., Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) в 1966 г. и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) в 1988 г. В настоящее время и эти учреждения вместе образуют Группу Всемирного банка со штаб-квартирой в Вашингтоне, а МБРР именуют Всемирным банком (ВБ).

Группа выступает партнером в создании рынков, укреплении экономического потенциала, содействует повышению уровня жизни граждан, особенно в беднейших из развивающихся стран.

Всемирный банк является самым мощным подразделением Группы, обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд. долл.

Совет управляющих высший руководящий орган Банка. Он состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, возглавляется президентом, решает вопросы приема новых стран, изменений размера акционерного капитала, временного приостановления членства и др. Советы управляющих Банка и МВФ ежегодно проводят совместные заседания.

Совет исполнительных директоров руководит повседневной деятельностью, постоянно функционирует в штаб квартире и еженедельно проводит заседания.

Основными функциями ВБ являются:

•    инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений, от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики;

•    аналитическая и консультативная деятельность, по экономическим вопросам;

•    постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ;

•    посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.

Прибыль используется на собственное развитие, а дивиденды акционерам не выплачиваются.

В своей деятельности ВБ придерживается определенных принципов, а именно:

•    выделение ресурсов только для эффективных капиталовложений, безусловно, содействующих экономическому росту развивающихся стран;

•    принятие инвестиционных решений исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов;

•    предоставление кредитов только под гарантии правительств стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются;

•    отсутствие ограничений использования предоставленных, ресурсов рамками одной страны-участницы;

•    направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах Банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.

Существенная часть ресурсов выделяется развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы.

Долговые обязательства ВБ являются высоко ликвидными и одними из самых надежных в мире.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие наивысший рейтинг на мировом рынке, примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у ВБ.

Корпорация может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку. Она финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий. Большое внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Предоставляются также консультативные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спектру направлений.

Одними из главных принципов деятельности МФК являются:

-финансирование не более 25% общей суммы расходов по проектам;

-приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (не владение контрольными пакетами).

Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3-15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет.

Международная ассоциация развития (МАР) создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у ВБ. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок 30-40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют страны с годовым доходом на душу населения, не превышающим 835 долл. Средства МАР формируются за счет взносов (по подписке и добровольных) более богатых участников, а также прибыли и платежей по предоставленным кредитам. Российская Федерация вносит существенный вклад в пополнение средств Ассоциации.

Несмотря на юридическую самостоятельность, МАР во многих случаях осуществляет совместную с ВБ деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвестором гарантий от политических рисков, а именно: экспроприации, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т. п. Агентство предоставляет также консультативные услуга правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.

Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют частные инвестиции в течение 15-20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн. долл.

Региональные международные кредитно-финансовые институты

Межамериканский банк развития (МаБР учрежден в 1959 г.). Африканский банк развития (АфБР 1964 г.) и Азиаткий банк развития (АзБР 1966 г.). Учредителями банков кроме развивающихся стран соответствующих регионов стали и другие государства: США, Япония, отдельные страны Западной Европы.

Это позволило расширить финансовые возможности их деятельности.

Банки имеют сходные цели, осуществляют однотипные операции, сотрудничество между собой и с другими международными институтами. Развивающиеся страны-участницы получают их финансовую поддержку для реализации преимущественно инфраструктурных проектов, а также на развитие предприятий добывающей и обрабатывающей отраслей.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) учрежден в 1958 г. странами членами ЕС. Целями создания Банка провозглашались долгосрочное (20-25 лет) финансирование слабо развитых регионов, осуществление совместных проектов стран-участниц, совершенствование отраслевой производственной структуры европейских государств, а также льготное (до 30 - 40 лет) кредитование ассоциированных участников.

Совет управляющих, состоящий из министров финансов стран-участниц, и Директорат президент и несколько его заместителей возглавляют Банк.

Развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций основные направления вложений Банка. Дополняя средства заемщиков, его кредиты традиционно покрывают не более половины стоимости расходов по проектам и могут предоставляться в евро и других валютах. Рыночная конъюнктура определяет размер платы за кредит. Такие страны, как Италия, Англия, Франция и Ирландия являются лидирующими заемщиками Банка.

Помимо этого ЕИБ на льготных условиях финансирует развивающиеся страны, ассоциированные члены ЕС.

Кроме ЕИБ в рамках ЕС и Европейской валютной системы (ЕВС) действуют и другое, менее масштабные кредитно-финансовые организации, в том числе Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) и Европейский денежный фонд сотрудничества (ЕДФС). Эти организации выполняют возложенные на них учредителями функции и решают свои задачи.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) учрежден в 1991 г. для содействия странам Центральной и Восточной Европы, в том числе СНГ, в становлении рыночной экономики. Учредителями Банка в настоящее время являются 60 государств, включая все европейские страны, РФ, ряд стран других регионов мира (США, Японию) и такие организации, как ЕС и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР расположена в Лондоне, а 28 представительств во всех странах-участницах (кроме Армении).

Совет управляющих во главе с председателем и двумя заместителями руководит Банком и состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и представителей от ЕС и ЕИБ.

ЕБРР взаимодействует со многими международными институтами и в первую очередь с Группой ВБ. Он привлекает к участию в осуществлении различных проектов также частные национальные коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие кредитнофинансовые учреждения.

Привлекая средства на международных рынках на весьма выгодных условиях, ЕБРР предоставляет свои услуги по коммерческим ценам. Главным образом это дополнение усилий других кредиторов для оказания поддержки предприятиям, нуждающимся в финансовых ресурсах. Гарантии на экспортные кредиты и розничные банковские услуги он не предоставляет. Банк действует как в государственном, так и в частном секторах экономики, принимая на себя риски, непосильные многим национальным и зарубежным инвесторам.

Основными функциями ЕБРР являются:

•    прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов;

•    инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций государственных и частных предприятий:

•    предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала;

•    финансирование с помощью посредников мелких и сре4них предприятий.

К числу операционных приоритетов Банка относятся: развитие частного сектора, охват всех стран-операций, работа с финансовыми посредниками, вложения в акционерные капиталы. Кроме того, он стремится обеспечивать экологически чистое и устойчивое развитие экономики стран-участниц, в том числе путем повышения эффективности энергоиспользования.

В своей деятельности Банк придерживается следующих основных принципов:

•    ограничение объема финансирования пределами 35% общих издержек по каждому проекту;

•    требование к другим, в частности промышленным инвесторам, приобретения контрольных пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями;

•    предоставление на проекты частного сектора не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала;

•    требование к другим участникам со финансирования выделения дополнительных средств;

•    не предоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций;

•    необязательность денежной формы доли местного участника проекта.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ