Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Деньги, кредит, банки: учебное пособие. Жукова С.С.

Тема 7. Роль и функции Центрального банка в регулировании экономики
17.01.2012, 20:02

1.    Возникновение Центральных Банков.

2.    Формы организации и условия функционирования Центрального Банка в экономике.

3.    Структура Банка России и органы управления.

4.    Функции Центрального банка.

5.    Операции центрального банка.

1. Возникновение Центральных Банков

Выделяются два пути возникновения Центральных Банков:

•    исторически - эволюционный;

•    исторически - революционный.

По первому пути развития Центральный Банк формируется на основе крупнейшего коммерческого банка страны. Таким образом, появляется Центральный Эмиссионный Банк, начинается сотрудничество между ним и государством. Со временем Центральный Эмиссионный Банк начинает проводить государственную политику, как в сфере денежного обращения, так и в сфере кредитных отношений. Центральный Эмиссионный Банк наделяется контролирующей и регулирующей функциями.

Данный путь развития характерен для Западной Европы 16 - 18 веков. К началу 18 века Центральные Эмиссионные Банки стран Западной Европы становятся государственными, то есть занимают первый уровень кредитной системы.

По этому пути развития были созданы банки Англии, Испании, Франции, Италии.

По второму пути развития Центральный Банк создается государством искусственно на основе государственных постановлений, что изначально ставит банк на первый уровень кредитной системы государства. Таким образом, банк наделяется эмиссионной, контрольной и регулирующей функциями.

Данный путь развития характерен для США, Германии, России 19 века.

2. Формы организации и условия функционирования Центрального Банка в экономике Центральный Банк - орган государственного денежно - кредитного регулирования экономики, наделенный правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, контроля за деятельностью кредитных учреждений.

В настоящее время различают следующие формы организации Центрального Банка:

•    Центральный Банк как государственный институт, то есть 100%

капитала принадлежит государству (Германия, Франция, Великобритания).

•    Центральный Банк как смешанное акционерное общество, большая

часть капитала принадлежит государству (Япония - 51%, Бельгия -49%), прочие акции принадлежат национальным кредитным институтам. Как правило, держателями акций Центрального Банка являются коммерческие банки.

•    Центральный Банк как акционерное общество, все акции Центрального

Банка находятся в руках национальных кредитных институтов. Государство не участвует в капитале такого банка (США, Италия). Капитал Центрального Банка России полностью принадлежит государству. Центральный Банк России функционирует как независимое государственное учреждение, на принципах:

1.    самостоятельности;

2.    самофинансирования;

3.    самоокупаемости.

Целями деятельности Банка России являются:

•    защита и обеспечение устойчивости рубля;

•    развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

•    обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Важным условием эффективного функционирования Центрального Банка является его независимость от государства и исполнительных органов власти. Самостоятельность Центрального Банка определяют следующие критерии:

1.    процедура отзыва и назначения руководства;

2.    право государственных органов на вмешательство в денежнокредитную политику Центрального Банка;

3.    наличие ограничения кредитования правительства.

В зависимости от вмешательства государственных органов в деятельность Центрального Банка можно выделить 4 группы стран:

1.Страны,    законодательства которых закрепляют решение всех важнейших вопросов деятельности Центрального Банка за правительством (Италия, Франция);

2.Страны,    законодательно и четко установившие возможность вмешательства государства в деятельность Центрального Банка (Швеция, Великобритания, Япония).

3.Страны,    законодательство которых закрепляет полную независимость Центрального Банка от органов государственного управления. При этом Центральный Банк должен согласовывать свою деятельность по вопросам денежно - кредитной политики с экономической и финансовой политикой государства (США, Канада, Австрия, Дания, Россия).

4.Страны, законодательство которых фиксирует полную независимость Центрального Банка, которому запрещено согласовывать свою денежно - кредитную политику с правительством (Германия, Швейцария).

3.Структура Банка России и органы управления

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетнокассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Одним из органов управления ЦБ является Совет директоров коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1)    во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу, обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2)    утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России и заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации "О государственной тайне", и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу;

3)    утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики Российской Федерации и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу;

4)    рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года:

общий объем расходов на содержание служащих Банка России;

общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;

общий объем капитальных вложений Банка России;

общий объем прочих административно-хозяйственных расходов Банка России;

5)    рассматривает и представляет в Национальный банковский совет при необходимости на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями предложения по дополнительным расходам;

6)    утверждает смету расходов Банка России, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов Банка России, не позднее 31 декабря предшествующего года;

7)    при необходимости утверждает смету дополнительных расходов Банка России после утверждения Национальным банковским советом дополнительных объемов расходов Банка России;

8)    устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;

9)    принимает решения:

о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;

об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; об определении лимитов операций на открытом рынке; об участии в международных организациях;

об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);

о применении прямых количественных ограничений; о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца; о порядке формирования резервов кредитными организациями; об осуществлении выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

10)    вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России;

11)    утверждает порядок работы Совета директоров;

12)    представляет в Национальный банковский совет для назначения кандидатуру главного аудитора Банка России;

13)    утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России;

14)    определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации;

15)    утверждает перечень должностей служащих Банка России;

16)    устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы Российской Федерации, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации, за исключением Банка России;

17)    готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение:

предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

предложения по порядку формирования провизий Банка России и порядку распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

отчет о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды;

При Центральном Банке Российской Федерации создан Национальный банковский совет. Национальный банковский совет -коллегиальный орган Банка России.

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.

Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

Председатель Национального банковского совета избирается членами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

Председатель Национального банковского совета осуществляет общее руководство его деятельностью, председательствует на его заседаниях. В случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его функции выполняет заместитель, избираемый из числа членов Национального банковского совета большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального банковского совета при кворуме в семь человек.

При принятии Национальным банковским советом решений мнение членов Национального банковского совета, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Национального банковского совета.

В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Национального банковского совета является решающим.

Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал.

Заседания Национального банковского совета назначаются Председателем Национального банковского совета либо в случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его заместителем, а также по требованию Председателя Банка России или не менее трех членов Национального банковского совета.

Члены Национального банковского совета своевременно уведомляются о заседании Национального банковского совета.

В компетенцию Национального банковского совета входит:

1)    рассмотрение годового отчета Банка России;

2)    утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:

общего объема расходов на содержание служащих Банка России;

общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;

общего объема капитальных вложений;

общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;

3)    утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;

4)    рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;

5)    рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6)    решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

7)    назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

8)    ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:

реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

банковского регулирования и банковского надзора;

реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;

организации системы расчетов в Российской Федерации;

исполнения сметы расходов Банка России;

подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;

9)    определение аудиторской организации - аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;

10)    утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

11)    внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансовохозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;

12)    утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

13)    утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

Центральный Банк России подотчетен Государственной Думе Российской Федерации. Её полномочия:

1.    назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

2.    назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;

3.    направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

4.    рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

5.    рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

6.    принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

7.    проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

8.    заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

4. Функции Центрального банка

ЦБ выполняет следующие функции:

Функция монопольной эмиссии банкнот. Данная функция является старейшей и одной из наиболее важных функций центрального банка. С развитием капитализма она претерпела существенные изменения: если на ранних этапах становления кредитных систем эмиссию банкнот осуществляли и коммерческие банки, то в процессе централизации банкнотной эмиссии в ряде крупнейших коммерческих банков и трансформации этих банков в центральные банки монополия на выпуск банкнот закрепилась за одним банком - центральным.

В настоящее время центральный банк обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который осуществляет процесс кредитования коммерческих банков, бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.

В некоторых странах Центральный Банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому функция эмиссионной монополии Центрального Банка несколько снижена, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы.

В условиях золотого монометаллизма банкноты центрального банка имели двойное обеспечение - золотом и коммерческими векселями. После отхода от системы золотого стандарта эмиссия банкнот осуществляется преимущественно под правительственные облигации. В связи с этим непосредственная связь банкнот с товарным обращением значительно ослабла.

Функция банка банков. Центральный Банк является I звеном кредитной системы. Центральный Банк выполняет регулирующую и контрольную функции относительно других банков (проверки, устанавливает соответствующую отчетность кредитных организаций).

При осуществлении центральным банком функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков в его задачи входят:

¦    выдача лицензий на банковскую деятельность;

¦    проверка отчетности, предоставляемой банками;

¦    ревизии на местах;

¦    установление минимальной величины банковского капитала;

¦    организует межбанковские расчеты;

¦    предоставляет кредиты;

¦    установление норматива обязательных резервов и системы экономических нормативов, контроль за их соблюдением.

Функция банка правительства. Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, центральные банки осуществляют операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Внешнеэкономическая функция центрального банка.

Центральный банк является органом валютного контроля, проводником государственной валютной политики:

1.    определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование;

2.    проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами;

Исторически золотовалютные резервы использовались для обеспечения денежной эмиссии. В настоящее время золотовалютные резервы не являются эмиссионным инструментом, а используются в основном для определения международной валютной ликвидности государства. Государство обладает ликвидностью, если размер его золотовалютных резервов больше его внешнего долга.

3.    проведение внешних расчетов и платежей;

4.    обслуживание внешнего долга;

5.    регулирование курса национальной валюты на внешнем и внутреннем рынках.

6.    регулирует международные расчеты, платежный баланс;

7.    контролирует движение валютных ценностей;

8.    организует составление платежного баланса;

9.    сотрудничает с центральными банками других стран, международными и региональными валютно-кредитными организациями.

Функция денежно-кредитного регулирования. Денежнокредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Денежно-кредитная политика

- это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. В условиях реформирования экономики России, коренной реорганизации её кредитно-банковской системы и совершенствования денежно-кредитной политики особое место отводится роли Центрального Банка России в осуществлении денежно-кредитного регулирования экономики, возникновения и развития новых звеньев кредитной системы -коммерческих банков и небанковских финансовых институтов.

Ключевой составляющей современной политики является намерение правительства и Банка России проводить политику финансовой стабильности, которая предусматривает удержание темпов роста цен; обеспечение стабильности изменения номинального курса национальной валюты и поддержание реального курса рубля по отношению к доллару США; удержание процентных ставок на реальном положительном уровне. Предусматривается активизация государственной инвестиционной политики.

Реализация указанных мер должна положительно сказаться на производстве товаров и услуг, общий объём которых формирует ВВП России, а также росте реальных денежных доходов населения, увеличении доли чистых налогов, сокращении дотаций выделяемых государством, инвестиций непроизводственного характера.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2)    нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;

3)    операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);

4)    рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);

5)    валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);

6)    установление ориентиров роста денежной массы (таргетирование);

7)    прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает центральный банк на том или ином этапе развития страны. Так, в современных условиях наибольшее значение в развитых странах приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отходит на второй план. В странах же, идущих по пути развития рыночных отношений, установлению минимальных резервных требований отводится центральное место, а операции на открытом рынке только начинают развиваться.

5. Операции Центрального банка

Согласно законодательству Центральный Банк имеет право проводить следующие операции:

•    проведение государственной денежно - кредитной политики;

•    эмиссия денег и организация денежного обращения;

•    кредитование коммерческих банков;

•    организация безналичных расчетов;

•    организация банковских операций, бухгалтерского учета и

статистической отчетности о работе банков;

•    государственную регистрацию кредитных организаций;

•    организация государственного контроля за деятельностью кредитных

учреждений;

•    реализация облигаций государственного займа;

•    регулирование золото - валютных резервов в стране;

•    составление платежного баланса страны.

Пассивные операции центральных банков: эмиссия банкнот, прием вкладов коммерческих банков и казначейства, операции по образованию собственного капитала.

Активные операции центральных банков: учетно-ссудные операции, вложения в ценные бумаги, операции с золотом и иностранной валютой.

Учетные операции - это покупка центральным банком векселей у государства и банков. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом векселей, так как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов.

Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами (ломбардные кредиты).

Вложения в ценные бумаги осуществляются с целью:

1.    кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита;

2.    регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций в ходе проведения денежно-кредитной политики.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ