Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Деньги

Разрешение противоречий товара при помощи денег
16.12.2011, 15:35

Разрешение противоречий товара при помощи денег

На основе исследования фактического материала К.Маркс научно доказал, что деньги - историческая категория, присущая товарному производству. Но, чтобы понять происхождение и товарную природу денег, выяснить, как и почему из товарного мира выделились деньги, прежде всего, рассмотрим противоречия товара и форму их разрешения. Современная экономическая теория выделяет основные противоречия товара, возникшие при обмене и разрешаемые деньгами, как всеобщим стоимостным эквивалентом:

  • противоречие между потребительной и меновой стоимостью;
  • противоречие между конкретным и абстрактным трудом (между субъективной и объективной полезностью);
  • противоречие между частным и общественным характером труда.

Деньги по своей глубинной сущности - это отделившаяся от товара меновая стоимость, используемая в повседневной хозяйской практике.

Товар - единство потребительной и меновой стоимости, а стоимость - это единство полезности блага и затрат на его производство.

Стоимость- это вещественная форма затрат абстрактного общественного труда, выражающая отношение продавца к покупателю или издержек к полезности.

Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека, его полезность.

Меновая стоимость - это способность товара обмениваться в определенных количественных соотношениях на другой товар.

"Предметы, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют совсем небольшую меновую стоимость, или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы, имеющие очень большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительную стоимость или совсем ее не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на нее совсем ничего нельзя купить. Напротив, алмаз почти не имеет никакой потребительной стоимости, но в обмен на него можно получить очень большое количество товаров." 

Деньги как мера стоимостей и как средство обращения образуют единство противоположностей. Одна функция предполагает другую, так как с помощью денег обеспечивается движение стоимости и потребительной стоимости. На этой основе К.Маркс сформулировал методологическое положение: "... товар становится деньгами прежде всего как единство меры стоимостей и средства обращения..." 

В единстве функций меры стоимостей и средства обращения проявляются их противоположность и противоречие. Во-первых, в качестве меры стоимостей деньги выступают как идеальные, а в функции средства обращения - как реальные деньги. Во-вторых, функцию меры стоимостей выполняют полноценные деньги, в то время как в функции средства обращения они заменяются знаками стоимости.

Процитируем К.Маркса: "Как результат первого процесса обращения, продажи, появляется исходный пункт второго процесса, деньги. На место товара в его первоначальной форме вступил его золотой эквивалент. Этот результат может прежде всего образовать пункт приостановки процесса, так как товар в этой второй форме обладает собственным способным к выжиданию существованием. Товар в руках своего владельца - не потребительная стоимость, теперь (он) имеется налицо в форме, всегда пригодной для употребления, ибо она всегда способна к обмену, и только от обстоятельств зависит, когда и в каком пункте поверхности товарного мира он вступит опять в обращение. Пребывание товара в виде золотой куколки образует самостоятельный период в его жизни, в котором он может оставаться более или менее продолжительное время".

Когда товар поступает на рынок, т.е. в сферу обмена, то здесь это противоречие проявляется как противоречие между потребительной ценностью и меновой ценностью, или между частной и общественной полезностью товара. Это последнее противоречие разрешается путем раздвоения товара на товар и деньги.

Разрешением противоречия, заключенного в товаре, служит операция обмена товара на деньги, в ходе которой потребительная ценность товара окончательно отделяется от его ценности. Так рынок решает задачу обеспечения общества в лице покупателей необходимыми ему благами, а производителей этих благ вознаграждает соответствующим доходом.

Итак, необходимость денег вызвана противоречием между меновой ценностью и потребительской ценностью, заключенным в товаре. Противопоставление двух связанных между собой категорий ценности присутствует в рассуждениях всех классических экономистов по поводу теории цены. У А.Смита это противопоставление потребительной ценности и меновой ценности, а у основоположников теории предельной полезности - противопоставление между субъективной полезностью и объективной полезностью.

Эти две стороны ценности представляют единство противоположностей. Единство потребительной и меновой ценности определяется тем, что это однопорядковые величины. Меновая ценность - это некоторое количество потребительной ценности, измеренное в универсальной величине, принятой для этой цели обществом.

Причину возникновения денег в условиях товарного производства очень хорошо, на наш взгляд, описал российский экономист М.А.Портной:

"Итак, всякий товар, т.е. продукт, созданный для продажи, несет в себе противоречие как объект общественных экономических отношений, представляющее собой единство и борьбу противоположностей, и выражается как ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных противоречий между:

  • личностью и обществом;
  • потребительной ценностью (полезностью) и ценностью (общественной полезностью);
  • явлением и сущностью;
  • частным и общим (общественным).

Сами по себе эти противоречия разрешиться не могут. Для их разрешения необходимо столкновение данного товара с его противоположностью, в роли которой на стадии примитивного бартера выступает другой товар, а на более развитых этапах - деньги. Средством разрешения противоречий товара служит обмен, сделка купли-продажи, в которой участвуют на одной стороне продавец - владелец товара, а на другой стороне покупатель - владелец эквивалентной ценности. При этом продавец выступает как отдельный индивид, олицетворяющий частное начало, а покупатель - как представитель общества, олицетворяющий общественный интерес. Обмен представляет собой акт общественного признания полезного характера производственной деятельности данного индивидуума (или предприятия) и тем самым разрешает противоречие между личностью и обществом и все следующие за ним противоречия.

Поскольку в этом акте покупатель выступает как представитель общества, то факт покупки данного товара означает, что общество в его лице одобрило производственную деятельность личности, являющейся товаровладельцем и продавцом данного товара.

В результате обмена потребительная ценность (полезность) товара отделяется от его ценности (общественной полезности). С развитием обмена и появлением денег товарный мир разделяется на два полюса: на одном помещаются все товары, олицетворяющие теперь потребительную ценность (полезность); на другом - им противостоят деньги, которые служат воплощением ценности (общественной полезности).

Все товары теперь становятся разновидностями одного и того же явления. Все они - полезности, предназначенные для удовлетворения разнообразных потребностей, тогда как их общая сущность выражается отныне в деньгах. Товары - это теперь продукты соответствующего назначения, а деньги - это воплощение и мера их ценности.

Товары, прошедшие обмен, превращаются из потенциальных ценностей в реальные. Пока они не проданы, это были продукты частной хозяйственной деятельности, целесообразность которой оставалась под вопросом. Пройдя сделку купли-продажи, товар становится составной частью общественного богатства, выраженного в деньгах. Частные усилия, затраченные на его создание, признаются как достойная часть общественных усилий, величина которых представлена в денежной форме.

Таким образом, деньги - это:

  • воплощение ценности, олицетворение общественной полезности;;
  • сущность товаров как ценностей, их общее свойство как составных частей общественного богатства." .

Значение денег как средство обращения трудно преувеличить, поскольку они позволяют уйти от бартерной формы торговли. Замена бартера денежным обменом отделяет акт продажи от акта покупки. Если существуют деньги, то продавец товара должен лишь найти того, кто хочет купить его товар, а, получив деньги, он может покупать все, что ему вздумается. Замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения, приводит к снижению издержек обращения. Денежный обмен требует гораздо меньших усилий и времени, чем бартер. Снижая издержки обращения, деньги стимулировали развитие специализации и торговли.

Суммируем значение функции денег как средства обращения.

В качестве средства обращения деньги:

  • опосредуют движение товаров и услуг, облегчая процесс их обращения;
  • преодолевают количественные, временные и пространственные границы, присущие бартеру;
  • сокращают издержки обращения

Деньги, возникшие из разрешения противоречий товара стихийно, тем не менее, стали не просто предметом повышенного интереса для административных систем государств.

Государства стали:

  • навязывать контролируемым экономикам платежные средства, контролируемые государствами (валюту);
  • законодательно ограничивать хождение иных платежных средств;
  • и в итоге, оставили легальным денежным средством лишь валюту соответствующего государства.

И монетаристская и кейсианская теории прямо проповедуют регулирование видов денег, денежной массы и процентных ставок с целью воздействия на экономику.

Таким образом, деньги, возникшие эволюционно из экономических отношений, постепенно были вытеснены государством и заменены на деньги, возникшие юридическим, законодательным путем. Лишь во времена экономических кризисов, когда государство оказывается не в состоянии поддерживать должным образом функции национальной валюты как денег, экономика прибегает к использованию товарных, полновесных денег либо к бартеру.

Таким образом, амбивалентность базиса и надстройки, экономики и законодательства проявляется в изменении природы и сущности денег.

Результаты применения и воздействие денег на различные стороны деятельности и развития общества характеризуют их роль.

Роль денег прежде всего проявляется в результатах участия денег в установлении цены товара.

Роль денег меняется в связи с изменениями условий развития экономики. При переходе к рыночной экономике их роль повышается.

В юридической российской практике понятие "деньги" имеет толкование, отличное от экономического.

Ст. 140 ГК РФ называется "Деньги (валюта)" и гласит: "Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации". Тем самым юридическое определение слова "деньги" эквивалентно экономическому значению "валюта" и рассматривается как установленная законом денежная единица данного государства.

При этом в работе будет доказано, что понятие "валюта" не включает в себя ни товарные, ни финансовые деньги и есть лишь подмножество понятия "кредитные деньги", и, конечно же, существенно уже понятия "деньги"

Во избежание путаницы будем использовать экономическое значение слова "деньги".

http://www.gribov.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 45
Гостей: 45
Пользователей: 0