Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Финансы: конспект лекций. Котельникова Е.А. |
18.12.2011, 21:38 | |
1. Социально-экономическая сущность государственного бюджетаБюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов государственной власти и местного самоуправления. Являясь составной частью финансовых отношений и имея денежную форму выражения, бюджет выполняет следующие функции: 1) распределительная – проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти; 2) контрольная – действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств; 3) регулирующая – проявляется в том, что с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отдельных отраслей и регионов, используя для этого соответствующие финансовые рычаги (бюджетно-налоговый механизм). Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: 1) федеральный бюджет; 2) бюджет субъектов РФ (область); 3) местные бюджеты (город, район). Бюджетная система функционирует согласно следующим принципам: 1) принцип единства – означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведение бухгалтерского учета; 2) принцип полноты, т. е. полноты отражения доходов и расходов бюджета и бюджета внебюджетных фондов (они подлежат отражению в обязательном порядке и полном объеме); 3) принцип реальности, т. е. достоверности расчетов доходов и расходов бюджета; 4) принцип гласности – обязательное опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытость СМИ; 5) принцип самостоятельности – этот принцип может быть полностью реализован лишь в условиях четкого разграничения полномочий между органами власти различного уровня, при котором на любом уровне управления обеспечивается соответствие доходов и стабильностью поступления денежных средств в бюджет; 6) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей носит целевой характер, т. е. обозначаются их направления и конкретные цели финансирования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетных средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ; 7) принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Уполномоченные органы, составляя, утверждая и исполняя бюджет, должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета; 8) принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны стремиться достигнуть заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. 2. Классификация доходов государственного бюджетаДоходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления. В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. Также в бюджет текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Источники доходов: 1) налоговые доходы: а) налог на прибыль; б) налоги на товары и услуги, лицензионные сборы; в) налоги на совокупный доход; г) налоги на имущество; д) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; е) прочие налоги и сборы; 2) неналоговые доходы: а) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; б) доходы от продажи земли; в) административные платежи и сборы; г) штрафные санкции (за налоговые нарушения); д) доходы от внешнеэкономической деятельности; 3) безвозмездные перечисления: а) от бюджетов других уровней; б) от государственных внебюджетных фондов; в) от государственных организаций. По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов. Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ, налоговые доходы и безвозмездные перечисления. К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи с установленными нормативами отчислений (в процентах) в бюджеты других уровней на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года). 3. Расходы государственного бюджета, их видыРасходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления. Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней должен базироваться на единых методологических основах, нормативах номинальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. В теории и практике финансов существует несколько определенных принципов в классификации расходов бюджета: 1) текущие расходы. Обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти. Эти расходы включают: а) оплату труда государственных служащих, командировочные расходы и расходы на служебные разъезды; б) выплату процентов по займам, по государственному внешнему долгу, субсидий и трансфертов (населению, предприятиям и организациям); в) расходы на выплату пенсий, стипендий, пособий; 2) капитальные расходы бюджета – это денежные затраты государства, связанные с финансированием инвестиционной и инновационной деятельности. Эти расходы еще называют бюджетом на развитие. Они включают: а) капитальное вложение в основные фонды; б) капитальное строительство; в) капитальный ремонт; г) приобретение земли; 3) функциональные расходы отражают расходы государства на выполнение им основных функций. Включают: а) расходы на исполнительную, законодательную власть, налоговые органы; б) расходы на судебную систему; в) расходы на национальную оборону; г) расходы на правоохранительные органы; д) расходы на промышленность; е) расходы на сельское хозяйство; ж) расходы на транспорт; з) расходы на финансирование, образование, науку; и) расходы на обслуживание и погашение государственного долга (как внешнего, так и внутреннего). Выделяют также денежные средства резервного фонда, которые должны пойти на непредвиденные нужды. Он устанавливается в размере 1 % утвержденных расходов федерального бюджета. 4. Бюджетный дефицитПредставляет собой превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на высокие налоговые ставки, федеральный бюджет РФ в течение многих лет принимается с дефицитом. Тем не менее в большинстве экономически развитых стран государственные бюджеты дефицитны, но в относительно устойчивых экономических системах это не является катастрофичным (бюджетный дефицит не должен превышать 2–3 % ВВП). Источники финансирования дефицита государственного бюджета делятся на две группы: внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся следующие средства: кредиты, государственные займы (облигационные), осуществляемые путем выпуска долговых ценных бумаг, бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней. Внешние источники включают в себя государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте, кредиты иностранных государств, банков и компаний и кредиты, полученные от международных финансовых организаций (МВФ). Часто для снижения бюджетного дефицита используется секвестрование, которое представляет собой пропорциональное снижение всех государственных расходов на одну и ту же величину в процентах ежемесячно по всем статьям до конца планируемого года. Кроме дефицита существует понятие профицита – это обратная сторона дефицита, т. е. превышение доходов бюджета над его расходами. Законодательно закреплено, что федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ должны быть составлены и утверждены без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения обнаруживается, что имеет место превышение доходов над расходами бюджета, то до его утверждения необходимо провести сокращение профицита в следующей последовательности: 1) сократить привлечение доходов от продажи государственной и муниципальной собственности; 2) предусмотреть направление денежных бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; 3) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов нижестоящим бюджетам. Если осуществление перечисленных мер не целесообразно, то следует сократить налоговые поступления за счет изменения налогового законодательства. | http://lib.rus.ec |