Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Государственные и муниципальные финансы

Территориальные финансы и региональные бюджеты (1)
22.12.2011, 12:34

Экономическая сущность территориальных финансов, их место и роль в современной экономике

Территориальные финансы(региональные финансы) — это денежные фонды административно-территориальных единиц.
Рассредоточение административной ответственности, передача и закрепление за различными уровнями власти полномочий сдвигают процесс принятия решения на нижние уровни власти.

В общем объеме средств, составляющих государственные финансы, высока доля средств, направляемых на удовлетворение непосредственных потребностей граждан. Расход этих средств локализуется местом проживания людей, получающих общественные услуги. В этой связи возникает территориальный аспект распределения государственных финансовых ресурсов. Возникает объективная необходимость в формировании и распределении денежных средств у соответствующего конкретной территории органа власти. В пределах территориальных подразделений любого государства формируются и расходуются финансовые ресурсы федерального уровня. Экономические субъекты платят налоги в федеральный бюджет. Население данной территории может получать финансирование из федерального бюджета. Кроме того,предприятия и организации также платят налоги и финансируются изгосударственного и из местного бюджетов (рис. 38).

Рис. 38. Распределение доходов между бюджетами различных уровней и основные направления их финансирования

Финансовые ресурсы, необходимые для финансирования важных территориальных задач, образуют самостоятельное звено финансовой системы, опосредованное территориальными фондами денежных средств

Местные финансы создают условия для более эффективного использования денежных фондов территорий в сравнении сгосударственными финансами.

В унитарном государстве нижестоящие органы власти полностью подотчетны центральному правительству. Их возможности по формированию и использованию финансовых средств ограничены рамками, устанавливаемыми центральным правительством. В странах с федеративным типом государства региональные финансы отличаются более сложной структурой и автономностью каждого элемента.

К территориальным финансам в федеративном государстве относятся:

  • финансы членов Федерации;
  • финансы местных органов власти, предприятий местного подчинения, муниципалитетов.

Местные финансы включают самый многочисленный перечень территориальных единиц. Эти финансы имеют свои особенности:

  • региональные финансы выполняют свои функции и существуют не для всего общества, а лишь для определенной его части, проживающей на конкретной территории;
  • объем ресурсов, аккумулируемых в фондах местных органов власти, зависит от отведенных им полномочий и их обязанностей;
  • региональные финансы участвуют в перераспределении собранных ресурсов по наиболее важным для территорий направлениям;

Региональные финансы приближены к потребностям конкретного режима.

Структура региональных финансов современного государства

Региональный бюджет выступает основным централизованным денежным фондом на территории, из которого происходит финансирование территориальных потребностей.

Основные финансовые средства территорий могут быть представлены следующим образом (рис. 39):

Территориальные бюджеты — основная составляющая местных финансов. Региональный бюджет финансирует предприятия местного подчинения, определяет уровень обязательных инвестиций в регионе. Через эти бюджеты реализуется социальная политика, балансируются потребности экономической и социальной сфер.

Внебюджетные фонды территорий образуются по решениям соответствующих органов власти и расходуются в строгом соответствии со своим целевым назначением на экономические и социально-территориальные нужды. Внебюджетные фонды территорий — особая форма образования и использования финансовых ресурсов: средства, проходящие через них, вообще не отражаются в бюджете.

Источником региональных финансов являются также ресурсы хозяйствующих субъектов. Источниками финансовых ресурсов в данном случае служат: часть прибыли муниципальных предприятий; выручка бюджетных учреждений от оказания платных услуг на территории в области здравоохранения, образования, сдачи в аренду муниципальной собственности.

Заемные средства — еще одна составная часть финансов территорий (рис. 40).

Рис. 40. Структура заемных средств территориальных бюджетов

В разных странах заемные средства в территориальных финансах используются по-разному (рис. 41):

Рис. 41. Распределение источников заемных средств в территориальных бюджетах развитых стран

Принципы формирования и исполнения территориальных бюджетов

Бюджетная деятельность местных органов власти должна быть подчинена определенным принципам, которые содержат фундаментальные требования к образованию и исполнению этих бюджетов.

Принцип единства бюджета означает, что все доходы должны поступать на единый балансовый счет и точно также расходоваться с него по строго установленным направлениям.

Принцип самостоятельности местных бюджетов означает, что любое территориальное образование составляет свой бюджет в рамках имеющихся у него полномочий.

Принцип сбалансированности территориального бюджета означает, что его доходы и расходы должны быть равными по объемам.

Принцип целевой направленности расходования средств означает, что средства территориальных и местных бюджетов могут расходоваться строго по целевому назначению, утвержденному местными и центральными органами власти.

Система доходов региональных бюджетов

Собственные доходы бюджета — это доходы, которые полностью или частично закреплены на постоянной основе за определенным уровнем бюджетной системы.

Территориальные налоги делятся на региональные и местные.

Отчисления от налогов, перераспределяемые по установленным нормативам в порядке бюджетного регулирования, называютсярегулирующими налогами.

Основную часть доходов регионального бюджета составляют налоги (до 60-70%), а также сборы, закрепленные за данным бюджетом и имеющие постоянный и обязательный характер. В зависимости от количества уровней территориального управления налоги делятся на региональные и местные.

К региональным налогам относятся средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты.

Первостепенность государственных интересов над региональными обусловливает закрепление за нижестоящими бюджетами наименее значительных по объему и периодичности сбора налоговых источников, которые зачастую не могут в полном объеме профинансировать их расходную часть. Поэтому возникает потребность в перераспределении между бюджетами поступлений от наиболее значимых по объемам и стабильных налогов, которые поступают в централизованный (общегосударственный) бюджет. Отчисление налогов по нормативам, выраженным в процентах, из централизованного бюджета в нижестоящие называетсябюджетным регулированием.

Назначение собственных и регулирующих налогов в разных национальных законодательствах различно. Однако в целом систему налоговых доходов в территориальных бюджетах можно представить следующим образом 
(рис. 42):

Рис. 42. Система налоговых доходов региональных и местных бюджетов

Доля собственных налогов в доходах территориальных бюджетов невысока.

Значение собственных налогов в доходной части территориального бюджета невелико: не выше 5% от общей доходной базы. Основной из собственных налогов — транспортный. Кроме того, к собственным налогам относят налог с продаж, который распространяется на розничную торговлю, или же им облагается валовой доход предприятий розничной торговли.

Подоходный налог с граждан добавляет в налоговую доходную базу до 20% от ее общего объема. Местные налоги составляют существенную долю всех налоговых поступлений в территориаль-ные финансы (рис. 43):

Рис. 43. Доля местных налогов в региональных бюджетах развитых стран

Неналоговые доходы отражают реальные возможности местных органов власти управлять принадлежащей им собственностью.

Все местные налоги можно подразделить на поимущественные и на налоги на определенные виды деятельности. Объектом поимущественного дохода являются земля, строительство и другая недвижимость. К налогам на определенные виды деятельности можно отнести налог на предпринимательскую деятельность, а также профессиональную и артистическую.

Другой источник поступления средств в территориальные бюджеты — неналоговые доходы. К традиционным источникам неналоговых доходов относят доходы от управления госсобственностью (сдача в аренду госимущества и земли; дивиденды от использования госимущества, а также по акциям, принадлежащим государству) и доходы от ее продажи — приватизации госимущества. Кроме того, значительную часть в неналоговых доходах могут занимать штрафы и пени, выручка от оказания ведомственными структурами платных услуг.

Межбюджетные поступления нужны для сбалансирования бюджетов территорий.

Межбюджетные платежи имеют чисто перераспределительный характер, и поскольку они проходят трансфертом через централизованный бюджет, то их еще называют межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты предназначены для передачи права расходования средств от бюджета высшего уровня к бюджету низшего уровня. Обусловленные субсидиипредназначены для оказания помощи бюджетам-получателям при выполнении последними строго оговоренных условий для решения определенных задач. Такой вид трансфертов называют еще целевым грантом, или субвенциейБезусловные субсидиипредставляют собой перераспределение ресурсов в нижестоящие бюджеты и называются дотациями, или блок-грантами (рис. 44).

Рис. 44. Система финансирования нижестоящего бюджета вышестоящим
http://www.grandars.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0