Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Государственные и муниципальные финансы: конспект лекций. Новикова М.В.

ЛЕКЦИЯ № 6. Межбюджетные отношения (1)
18.12.2011, 15:58

Основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальными образованиями основываются на законодательных началах Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), постановлений и распоряжений Правительства, а также на нормативно-правовых актах субъектов РФ, муниципальных образований.

Ежегодно подвергаются совершенствованию методы укрепления бюджетного федерализма. Основаниями этого являются подведение итогов за пройденный финансовый год, прогноз социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, ежегодное Послание Президента РФ Федеральному cобранию РФ, программы развития бюджетного федерализма в РФ.

Основная задача, стоящая перед исполнительными органами, – приведение федерального законодательства в соответствие с законодательством о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и, частично, Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"», в соответствии с которыми были подготовлены соответствующие поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.

Изменения налогового законодательства касаются централизации в федеральном бюджете 6,5 % налоговой ставки налога на прибыль организаций, остальная часть, т. е. 17,5 %, должна зачисляться в региональные бюджеты. При этом региональные власти могут самостоятельно принимать решение по понижению ставки налога на прибыль (но не ниже 13,5 %). В распоряжении центрального бюджета остается зачисление в полном объеме земельного налога и поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых и нефти (95 % от поступлений).

Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы закрепляется Бюджетным и Налоговым кодексами, поскольку это создает условия для внедрения средне– и долгосрочного бюджетного планирования, повышает стабильность и предсказуемость доходов территориальных бюджетов.

Произошло существенное расширение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по формированию расходов соответствующих бюджетов. В соответствии с законодательством объем и порядок осуществления выплат определяются регионами и муниципальными образованиями.

После того как Государственной думой были одобрены законодательные инициативы Правительства РФ по поводу снижения ставки единого социального налога (с 35,6 % до 26 %) и перевода основной массы натуральных льгот отдельным категориям граждан в денежную форму, регионы получили существенную прибавку в объемах поступлений доходов.

Кроме этого, произошли изменения в сторону улучшения финансового положения предприятий жилищно-коммунальной сферы и транспортных организаций, повысилась прозрачность финансового обеспечения государственных обязательств по предоставлению льгот. В итоге произошел рост ресурсного потенциала регионов, увеличились поступления доходов в бюджетную систему РФ. Распределение единого социального налога:

1) в федеральный бюджет – 20,0 % поступлений;

2) в бюджет Пенсионного фонда РФ – 14,0 %;

3) в бюджет Фонда социального страхования РФ – 2,9 %;

4) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 1,1 %;

5) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2,0 % поступлений.

Закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставил возможность органам государственной власти субъектов и органам власти местного самоуправления самостоятельно решать вопросы по определению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы различных отраслей. Местные власти получили полную независимость от Федерального центра по установлению сроков и темпов повышения данной статьи расходов.

Важный момент в увеличении доходной части бюджета – монетизация льгот.

В денежную форму переведены льготы для федеральных государственных служащих и сотрудников силовых ведомств по бесплатному проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения.

Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты в части средств, предоставляемых бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.

Целевое их назначение и состав формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства. Осуществляются трансферты через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, определены Бюджетным кодексом РФ.

К ним относятся:

1) бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

2) дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;

3) субвенция – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Отчисление субвенций происходит из Федерального фонда компенсаций;

4) субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.

Основными формами предоставления трансфертов из федерального бюджета являются бюджетные кредиты, субсидии, субвенции, дотации.

Бюджетные кредиты из федерального бюджета предоставляются не более чем на год. Это отличает бюджетный кредит от других видов трансфертов, так как он действует на принципах возвратности.

Объем кредита определяется при составлении проекта федерального бюджета. Каждый субъект имеет право на приобретение такого рода финансовых поступлений. Однако органы субъекта должны иметь хорошую кредитную историю. Никакой задолженности (по погашению уже взятого кредита, налоговым отчислениям и т. п.) перед Центром не должно быть. Как и любой другой кредит, бюджетный осуществляется под проценты, устанавливаемые федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проблема возникает в случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленный срок. В этом случае остаток таких кредитов выравнивается за счет дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами и подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

Государственные органы власти несут ответственность за использование бюджетных кредитов. Так, законодательством запрещено передавать кредитный ресурс из регионального бюджета юридическим лицам.

К межбюджетным трансфертам относят дотации. В составе федерального бюджета формируется специальный фонд по дотационным отчислениям регионам – Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Целью создания данного Фонда явилось выравнивание бюджетов субъектов РФ.

Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, подлежащий утверждению на очередной финансовый год, определяется путем умножения объема указанного Фонда, подлежавшего утверждению на текущий финансовый год, на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен). Объем финансовых средств фонда утверждается во втором чтении, а распределение дотаций проходит в третьем.

Общий объем дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ, определяется по формуле:


ФФПР = U1 + U2 + U3,

где ФФПР– общий объем дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ;

U1– объем дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ на первом этапе;

U2– объем дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ на втором этапе;

U3– объем дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ в особых случаях.


На первом этапе определяется уровень расчетной бюджетной обеспеченности распределения дотаций из Фонда (он не должен превышать уровня, установленного в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности). Определяется по формуле:

U1 = Степень сокращения отставания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ от уровня, установленного в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равной 85 % х Объем средств, необходимый для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ до уровня, установленного в качестве первого критерия выравнивания бюджетной обеспеченности.

На втором этапе объем дотаций из Фонда распределяется между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых с учетом дотаций из Фонда, распределенных на первом этапе, не превышает уровня, установленного в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, и определяется по формуле:

U2 = (объем дотаций из Фонда на очередной финансовый год без учета объема средств, определяемых как дополнительные дотации – U2х Объем средств, необходимый для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ с учетом дотаций из Фонда, распределенных на первом этапе, до уровня, установленного в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности / Общий объем средств, необходимый для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности всех субъектов РФ с учетом дотаций из Фонда, распределенных на первом этапе, до уровня, установленного в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.


На Министерство финансов РФ возлагается обязанность до 1 августа текущего финансового года направить в субъекты данные для проведения расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на очередной финансовый год.

До 1 октября текущего финансового года названное Министерство осуществляет сверку исходных данных с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Внесение каких-либо изменений в исходные данные по расчетам дотаций из Федерального фонда после 1 октября уже не допускается.

После того как произведены все расчеты, проект распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ передается в Государственную думу. Далее, как уже отмечалось, проект бюджета Федерального фонда принимается в третьем чтении закона о федеральном бюджете в Совете Федерации.

В распоряжении Правительства РФ от 28.01.2005 г. № 80-р. утверждается распределение дотаций по регионам. Дотируются меры по обеспечению сбалансированности бюджетов (табл. 6).

На Министерство финансов РФ возлагается обязанность направить дотации по месту их назначения.

Таблица 6



Продолжение табл.6



Продолжение табл.6



Чем больше сумма дотаций, тем меньший уровень бюджетной обеспеченности отмечается в регионе. К субъектам с минимальным уровнем дотационных поступлений относят Удмуртскую республику, Республику Хакасия, Белгородскую область, Калининградскую область, Мурманскую область, Новгородскую область. Остальные регионы относятся к регионам со средней и низкой бюджетной обеспеченностью.

К самым нуждающимся, так называемым регионам-рецепиентам, относятся Республика Дагестан, Республика Саха, Алтайский край, Чеченская республика. Общий прирост дотационных поступлений в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составил 13 % (увеличился в 1,3 раза).

Другим способом поддержки региональных бюджетов являются субсидии. Трансферты такого типа призваны обеспечить долевое финансирование программ развития инфраструктуры субъектов. Кроме того, с помощью субсидий из федерального бюджета региональные власти формируют в составе своих бюджетов фонды по муниципальному развитию. В этих целях при федеральном бюджете создается Федеральный фонд регионального развития. Объем Фонда утверждается в третьем чтении закона о федеральном бюджете. Существует некий конкурс между социальными региональными программами, федеральными целевыми программами, которые претендуют на софинансирование. Отбор наиболее приоритетных осуществляется согласно законодательству и нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ.

Окончательное решение о предоставлении субсидий принимается после расчета показателей бюджетной обеспеченности субъекта.

Расчет показателей осуществляется в последний момент, когда уже распределены дотации. В основе расчета лежит анализ обеспеченности субъекта РФ, социально-инженерной инфраструктуры, вложений инвестиционных ресурсов в основной капитал.

В соответствии с Постановлением от 18.08.2005 г. № 524 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из Федерального фонда регионального развития в 2005 году» субъект РФ имеет право на получение средств Фонда, если:

1) уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ после распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ не превышает среднего по РФ уровня более чем на 10 %;

2) уровень обеспеченности субъекта РФ объектами социальной и инженерной инфраструктуры и инвестициями в основной капитал на душу населения ниже среднего по РФ уровня на 60 %.

Для субъектов, имеющих право на получение субсидий, Министерство финансов РФ рассчитывает долю субъекта в объеме средств Федерального фонда регионального развития. В этих целях используется формула:


Д = (Оур х Чнас х I / БО) / (Оур х Чнас х I / БО),


где Д – доля субъекта РФ в общем объеме средств Фонда;

Оур – общее отклонение уровня обеспеченности субъекта РФ объектами социальной и инженерной инфраструктуры и инвестициями в основной капитал на душу населения от среднего по РФ уровня;

Чнас – численность постоянного населения субъекта РФ;

I – индекс бюджетных расходов субъекта РФ;

БО – бюджетная обеспеченность субъекта после распределения дотаций.

Кроме этого, рассчитывается уровень софинансирования развития общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения за счет средств Федерального фонда регионального уровня:


Ус = 0,5 / БО,


где Ус – уровень софинансирования развития общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения;

0,5 – средний уровень софинансирования развития общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения.

Уровень софинансирования развития общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения за счет средств Фонда не может превышать 75 % общего объема средств Фонда и консолидированного бюджета субъекта РФ, предусмотренных на реализацию указанных целей.

Субсидии федерального значения могут направляться на развитие объектов социальной инфраструктуры (дошкольные и общеобразовательные учреждения, государственные муниципальные учреждения здравоохранения), а также объектов инженерной инфраструктуры.

В соответствии с этим субъекты РФ определяют мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры. При этом реализация мероприятий должна уложиться в срок не более трех лет.

Региональные власти до определенного срока должны представить информацию о размере средств консолидированного бюджета данного субъекта. Если указанная информация не представлена до этого срока, регион автоматически лишается права на получение субсидий из Фонда.

После 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (отчеты по использованию средств из консолидированного бюджета на социальные нужды региона и муниципального образования предоставляются Министерству финансов РФ), перечисляются необходимые средства.

Однако Фонд имеет право осуществить финансирование раньше указанного срока, если региональные власти производят софинансирование за счет Фонда.

Если нарушаются сроки финансирования программ социального развития, действия региональных властей противоречат БК РФ, то поступление средств приостанавливается. Если в течение трех месяцев нарушения не будут исправлены, данный регион лишается выделенных ему средств, а изъятые субсидии распределяются между другими регионами.

Полученные средства из Фонда субъект может потратить на формирование в составе своих бюджетов фондов по поддержке муниципальных образований. Дальнейший маршрут средств такой же. Субсидии должны быть истрачены на развитие дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения, объектов инженерной инфраструктуры.

В дальнейшем исполнительные органы власти субъектов должны отчитаться за целевое использование выделенных средств.

Для определения обеспеченности субъекта объектами социальной и инженерной инфраструктуры и инвестициями в основной капитал на душу населения рассчитывается специальный показатель.

Этот показатель основывается на отклонении уровня обеспеченности субъекта перечисленными объектами от среднего такого же показателя по России.

Общее отклонение рассчитывается исходя из представленных Федеральной службой государственной статистики данных касательно отклонений по соответствующим отраслям.

Пример расчета показателя:


Оур =ΔД + ΔШ + ΔБ+ ΔЖ + ΔИ,


где Оур – общее отклонение уровня обеспеченности субъекта РФ объектами социальной и инженерной инфраструктуры и инвестициями в основной капитал на душу населения от среднего по РФ уровня;

ΔД – отклонение уровня обеспеченности субъекта дошкольными учреждениями от среднего уровня по России;

ΔШ – отклонение уровня обеспеченности субъекта общеобразовательными учреждениями от среднего по РФ уровня;

ΔБ – отклонение уровня обеспеченности субъекта учреждениями здравоохранения от среднего уровня по РФ;

ΔЖ – отклонение уровня обеспеченности субъекта РФ объектами инженерной инфраструктуры от среднего по РФ уровня;

ΔИ – отклонение уровня обеспеченности субъекта РФ инвестициями в основной капитал на душу населения от среднего по РФ уровня;

Отклонение уровня обеспеченности субъекта РФ дошкольными учреждениями определяется по формуле:


ΔД = (ДРФ– Дсуб) / ДРФ,


где ДРФ – охват детей дошкольными учреждениями в среднем по РФ;

Дсуб – охват детей дошкольными учреждениями в субъекте РФ.

Формула отклонения уровня общеобразовательными учреждениями в регионе:


ΔШ = (ШРФ – Шсуб) / ΔШРФ,


где (ШРФ – удельный вес численности учащихся, занимающихся во вторую смену, по РФ;

Шсуб – удельный вес численности учащихся, занимающихся во вторую смену, в субъекте.


Формула отклонения обеспеченности учреждениями здравоохранения в субъекте РФ:


ΔДБ = (БРФ – Бсуб) / БРФ,


где БРФ – количество больничных коек в расчете на 10 тыс. человек в среднем по России;

Бсуб – количество больничных коек в расчете на 10 тыс. человек в субъекте РФ.


ΔЖ = (ЖРФ – Жсуб) / ЖРФ,


где ЖРФ – площадь благоустроенного жилья на душу населения в среднем по РФ;

Жсуб – площадь благоустроенного жилья на душу населения в субъекте РФ.


ΔИ = (ИРФ – Исуб) / ИРФ,


где ИРФ – объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в среднем по РФ;

Исуб – объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в субъекте РФ.


Как известно, Россия подала заявку на участие в зимних Олимпийских играх. Федеральное правительство разработало и внедрило целевую программу «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 гг.)». С 2006 г. из федерального бюджета выделяются субсидии для обеспечения текущего управления федеральной целевой программой.

Главным распорядителем средств является Министерство экономического развития и торговли РФ. Непосредственный исполнитель программы – федеральное государственное унитарное предприятие «Объединенная дирекция федеральной целевой программы».

Основанием для предоставления субсидии является договор о предоставлении субсидий, заключенный между Министерством экономического развития и торговли РФ и Объединенной дирекцией.

Министерство экономического развития и торговли РФ передает Объединенной дирекции функции заказчика-застройщика, государственных капитальных вложений, финансирования программных мероприятий. К таким функциям можно отнести:

1) функции заказчика-застройщика по стройкам и объектам Программы;

2) функции по финансированию государственных капитальных вложений;

3) функции по привлечению на конкурсной основе управляющей компании;

4) сбор и систематизацию статистической информации о реализации программных мероприятий;

5) мониторинг результатов программных мероприятий;

6) расчет показателей результативности и эффективности реализации программных мероприятий;

7) подготовку ежеквартальной отчетности о результатах реализации федеральной целевой программы;

8) подготовку бюджетной заявки на очередной финансовый год;

9) внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля над ходом программных мероприятий.

Ежеквартально Министерство экономического развития и торговли РФ в пределах установленных лимитов перечисляет субсидию с лицевого счета через Казначейство исполнителю.

В 2006 г. из федерального бюджета было выделено около 5 млн руб. А в 2007 г. из федерального бюджета запланировано выделить на эти цели 15 млн руб. Ежеквартально дирекция представляет отчет об использовании субсидий, а Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет контроль надлежащего применения целевых средств. В случае, если будет обнаружено нарушение, исполнитель (дирекция) лишится средств.

Актуальной темой становятся аномальные явления погоды, влияющие на хозяйственную жизнь страны. В 2006 г. федеральный бюджет выделил средства субъектам для возмещения ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям по причине аномалий погоды.

В зимний период 2005–2006 гг. погибло много посевов озимых зерновых культур и многолетних плодовых насаждений. Субсидии на эти цели были предоставлены в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Регионы, пострадавшие от аномальной зимней погоды, должны были представить Министерству сельского хозяйства РФ документы о гибели растений из-за неблагоприятных агрометеорологических условий.

К ним относят результаты экспертизы о гибели посевов озимых зерновых культур и многолетних плодовых насаждений. На основе этих данных федеральное правительство в лице Министерства сельского хозяйства РФ принимает решение о выделении субсидий. Самыми пострадавшими территориями признали Республику Башкортостан (143 440 тыс. руб.), Республику Татарстан (110 323 тыс. руб.), Краснодарский край (167 585 тыс. руб.).

Министерство сельского хозяйства РФ доводит перечень получателей целевых средств с указанием размера по каждому получателю до Казначейства.

За использованные субсидиарные средства региональные власти должны отчитаться перед Министерством сельского хозяйства.

С 2007 г. начала действовать федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 г.». В рамках этой программы предусматриваются строительство жилья для молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе, реализация мероприятий по развитию газификации и водоснабжения в сельской местности.

Распределение средств федерального бюджета на вышеназванные цели осуществляется исходя из потребности субъекта РФ в специалистах агропромышленной и социальной сферы с учетом их нуждаемости в жилье; числа молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Предпочтение отдается тем регионам, которые обеспечивают больший вклад в общий объем сельскохозяйственного производства в РФ и имеют больший бюджетный дефицит.

Субсидии субъектам РФ выделяются только в том случае, если на их территории существует необходимая нормативно-правовая база в жилищной сфере. Кроме этого, региональные власти должны участвовать в долевом финансировании мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов.

Общая потребность субъектов РФ в жилье для молодых семей и молодых специалистов определяется как сумма потребности в общей площади жилья перечисленных категорий населения, занятых в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы на селе.

Потребность в средствах федерального бюджета на строительство жилья для молодых семей и специалистов определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 м2 общей площади жилья в сельской местности субъекта. Данный показатель утверждается Минрегионом России и корректируется с учетом специфики жилищного строительства в сельской местности на коэффициент 0,75 и коэффициент инфляции.

Органы власти субъекта должны представить заявку и пакет документов на получение субсидий.

За основу расчета принимаются численность сельского населения субъекта РФ и уровни обеспеченности централизованным водоснабжением и газификации природным газом в сельской местности.

Лимит средств федерального бюджета по субъектам РФ определяется дифференцированно: по численности постоянно проживающего сельского населения в целом по РФ; численности постоянно проживающего сельского населения субъекта РФ и коэффициента выравнивания:


Л = (Лгод / НРФ x Нс) + (Лгод / НРФ x Нс) x К,


где Л – лимит средств федерального бюджета субъекта РФ на развитие газификации и водоснабжения в сельской местности;

Лгод – годовой лимит средств федерального бюджета;

НРФ – численность постоянного сельского населения РФ;

Нс – численность постоянного сельского населения иного субъекта РФ;

К – коэффициент выравнивания. Применяется для расчета лимита в случае неравномерности обеспечения газификацией и водоснабжением в сельской местности по субъектам РФ. Данный коэффициент определяется по формуле:


К = (ПРФ – Пс) / 100,


где ПРФ – средний процент обеспеченности водопроводами и газопроводами сельского населения РФ;

Пс– процент обеспеченности сельского населения субъекта РФ водопроводами и газопроводами.

Продолжает действовать программа по возмещению части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях в 2006–2007 гг. на срок до 5 лет. Средства возмещаются лишь в том случае, если кредитные деньги тратятся на целевые нужды: на приобретение племенного скота, племенного материала рыб, техники и оборудования для животноводческих комплексов и промышленного рыболовства.

http://lib.rus.ec




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ