Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Государственные и муниципальные финансы: конспект лекций. Новикова М.В. |
18.12.2011, 16:07 | |
Основные принципы, формы, субъекты и объекты муниципального финансового контроля Основные принципы осуществления муниципального финансового контроля: законность, независимость, объективность, ответственность, гласность, системность. Принцип законности означает неуклонное и точное соблюдение норм и правил, установленных законодательством, правовыми актами местного самоуправления всеми субъектами муниципального финансового контроля. Принцип независимости означает, что субъекты муниципального финансового контроля независимы в части осуществления контрольной деятельности от органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, политических и иных общественных организаций. Воздействие и влияние на них с целью изменения формулируемых мнений и выводов по результатам контрольной деятельности не допускаются. Принцип объективности означает, что муниципальный финансовый контроль осуществляется с использованием официальных документальных данных и документированных в ходе контрольных мероприятий данных в установленном законодательством и правовыми актами местного самоуправления порядке, путем применения методов, обеспечивающих получение всесторонней и достоверной информации. Принцип ответственности означает, что к правонарушителям финансового законодательства применяются меры правовой ответственности. Освобождение от правовой ответственности лица, совершившего финансовое правонарушение, допускается по основаниям, предусмотренным законом, и в порядке, установленном законом. Не допускается сокрытие финансовых нарушений. Работники, осуществляющие контроль, несут ответственность за совершенные ими в области финансового контроля противоправные действия в соответствии с законодательством. Принцип гласности означает открытость и доступность для общества и средств массовой информации сведений о результатах контрольных (контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических) мероприятий в рамках муниципального финансового контроля при условии сохранения государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны. Принцип системности означает единство правовых основ контрольной деятельности, осуществляемой в рамках муниципального финансового контроля, организации взаимодействия субъектов муниципального финансового контроля. Формами муниципального финансового контроля являются:
Различают внутренний и внешний контроль. Внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется в рамках исполнительно-распорядительного органа – администрации города. Субъектами внутреннего контроля являются глава администрации города, комитет по финансам, главные распорядители, распорядители бюджетных средств, их подразделения и должностные лица в соответствии с их компетенцией. Предметами внешнего контроля являются также механизмы реализации внутреннего контроля, система организации и управления, направленная на повышение эффективности использования муниципальных ресурсов (денежных средств и имуществ). Как внешний, так и внутренний контроль может осуществляться с привлечением специализированных организаций и лиц: экспертов, аудиторов и др. Объектами муниципального финансового контроля являются главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджета города, муниципальные предприятия, учреждения и организации, доли в уставных капиталах которых находятся в муниципальной собственности, другие участники бюджетного процесса в городе, коммерческие и некоммерческие организации вне зависимости от вида деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности, если они от имени города приобретают и (или) осуществляют своими действиями имущественные и личные неимущественные права и обязанности. Методы осуществления муниципального финансового контроля Под методами муниципального финансового контроля понимаются способы, пути, приемы достижения целей финансового контроля. Методами муниципального финансового контроля являются проверка, ревизия, аудит, обследование, контрольный обмер, анализ, экспертиза и др. Комплексная ревизия (проверка) финансово-хозяйственной (исполнительно-распорядительной) деятельности в области муниципальных финансов – система контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, эффективности и целевого характера совершенных операций контролируемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление. Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной (исполнительно-распорядительной) деятельности в области муниципальных финансов – единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансово-хозяйственной либо исполнительно-распорядительной деятельности проверяемой организации. Аудит – анализ достоверности финансовой отчетности, реальности и полноты бюджетных проектировок, деятельности органов, исполняющих бюджет, финансовой деятельности субъектов ведомственной структуры расходов по исполнению бюджета города в целях определения соответствия требованиям законодательных и других правовых актов, предписанным условиям и установленным правилам, а также в целях выработки предложений по совершенствованию этой деятельности. Анализ – изучение предмета контроля путем его практического расчленения на составные части по признакам, свойствам для исследования причин и последствий выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования бюджетных средств и использования муниципального имущества. Обследование – ознакомление с состоянием определенного направления или вопроса финансово-хозяйственной или исполнительно-распорядительной деятельности контролируемой организации. Контрольный обмер – проверка достоверности составления актов на ввод объектов в эксплуатацию после окончания их строительства или капитального ремонта, сохранности товарно-материальных ценностей. Экспертиза – компетентное исследование каких-либо вопросов, требующее специальных знаний и представления мотивированного заключения. Полномочия органов муниципального финансового контроля при проведении контрольных мероприятий В соответствии с целями и основными задачами муниципального финансового контроля субъекты муниципального финансового контроля в пределах своей компетенции имеют следующие полномочия:
При организации и проведении контрольных мероприятий, оформлении и реализации их результатов работники органов муниципального финансового контроля обязаны руководствоваться законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления. Обязанности руководителей проверяемых организаций Руководитель проверяемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения проверяющими контрольных мероприятий – предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными услугами. По требованию руководителя группы проверяющих (проверяющего) при выявлении фактов злоупотребления должностными лицами своими полномочиями или порчи имущества руководитель проверяемой организации в соответствии с действующим законодательством РФ обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. В случае отказа работниками проверяемой организации представить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проводить контрольные мероприятия, руководитель группы проверяющих (проверяющий), а в необходимых случаях – руководитель контролирующего органа сообщают об этих фактах в орган, по поручению которого проводится контрольное мероприятие. Устранение нарушений, выявленных контрольными мероприятиями Отчет об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе ревизии (проверки), предоставляется в орган либо должностному лицу, осуществлявшему проверку, в течение календарного месяца со дня подписания акта (отчета) контрольного мероприятия. Предписание по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе ревизии (проверки), подлежит обязательному исполнению руководителями проверенных организаций в полном объеме и в установленные сроки. Отчет об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе ревизии (проверки), представляется в орган муниципального финансового контроля в течение календарного месяца со дня подписания акта (отчета) контрольного мероприятия. Меры, применяемые при нарушении бюджетного законодательства Нарушения бюджетного законодательства при формировании, исполнении бюджета города, подготовке финансовой отчетности влекут применение мер, предусмотренных бюджетным законодательством. Подготовка материалов для применения мер принуждения и привлечения руководителей к предусмотренным законодательством видам ответственности осуществляется органами или должностными лицами, осуществляющими муниципальный финансовый контроль и установившими нарушения бюджетного законодательства. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства руководителем финансового органа, исполняющего бюджет Нарушения бюджетного законодательства при исполнении бюджета города влекут применение таких мер, как:
За нецелевое использование бюджетных средств и иные нарушения бюджетного законодательства руководители (должностные лица) главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета города привлекаются к дисциплинарной, материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ. Подготовка материалов для привлечения руководителей к указанным в настоящем подпункте видам ответственности осуществляется органами муниципального контроля, установившими нарушения бюджетного законодательства. Порядок применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства руководителем финансового органа, исполняющего бюджет Применение вышеуказанных мер осуществляется на основании приказа руководителя органа, исполняющего бюджет города, – председателя комитета по финансам администрации города или его заместителя (в соответствии с их полномочиями). Приказ издается на основании:
Представление (заключение) оформляется в течение двух месяцев после подписания акта проверки (ревизии) органом муниципального финансового контроля, установившим нарушения бюджетного законодательства. Приказ издается в течение десяти дней с момента подписания заключения должностного лица комитета по финансам администрации города или поступления в комитет по финансам администрации города от органа муниципального финансового контроля представления и акта проверки (ревизии). Блокировка расходов бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования средств бюджета города, по главным распорядителям, распорядителям либо получателям средств бюджета города, финансирование которых осуществляется через лицевые счета, открытые в комитете по финансам администрации города, производится путем уменьшения лимитов бюджетных обязательств текущего года. В случае, если блокировку расходов бюджета не удается произвести в пределах срока действия лимитов бюджетных обязательств текущего года, она осуществляется за счет доходов бюджетополучателя за текущий финансовый год от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход, а при отсутствии таких доходов – в следующем финансовом году. Отмена блокировки расходов бюджета города, по которым выявлены факты нецелевого использования средств бюджета города, осуществляется председателем комитета по финансам администрации города по заключению органа муниципального финансового контроля, установившего нарушения бюджетного законодательства, или должностного лица комитета по финансам администрации, уполномоченного совершать указанные действия. В отношении получателя средств бюджета города, не являющегося бюджетным учреждением (кредитной организацией), применение мер принуждения, предусмотренных БК РФ, осуществляется в порядке, установленном законодательством. Действия по списанию денежных средств в бесспорном порядке (блокировке расходов бюджета) могут быть обжалованы бюджетополучателем в судебном порядке. | http://lib.rus.ec |