Главная » Учебно-методические материалы » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » Государственные и муниципальные финансы: конспект лекций. Новикова М.В.

ЛЕКЦИЯ № 9. Государственный внебюджетный фонд (2)
18.12.2011, 16:11

Фонды размещают средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и другие активы, перечень представлен выше.

Основной целью «держания» пенсионных активов признается сохранение пенсионного резерва и его прирост. Если средства переданы управляющей компании, в ее обязанности входит возврат переданных ей сумм. Из этого следует ответственность управляющей компании перед Фондом.

В России существует лишь несколько компаний, способных обеспечить возвратность резервов.

Полученные доходы: от вложений пенсионных резервов расходуются на текущее содержание фонда, на вложения в имущество фонда, и самое важное – на пополнение средств пенсионных резервов.

Покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, осуществляется также за счет использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

В развитых странах пенсионный возраст превышает российский. Все японцы работают до 70 лет. В США средняя продолжительность жизни 76,7 года, а пенсионный возраст для граждан с 65 лет.

В Италии мужчины выходят на пенсию в 65 лет, женщины – в 60. Во Франции повысили пенсионный возраст до 62,5 лет. В Великобритании пенсионный возраст для мужчин наступает в 65 лет, для женщин – в 60.

В России пенсионный возраст наступает для мужчин – в 60 лет, для женщин – в 55 лет. При этом предполагается повысить пенсионный возраст. В Казахстане для женщин поднят пенсионный возраст до 58 лет, для мужчин – до 63. Такая тенденция наблюдается во многих странах бывшего СССР.

Отличительной особенностью пенсионной системы Дании является делегирование полномочий по социальному обеспечению на муниципальный уровень – коммуны.

Местные власти вправе предоставить помощь своим гражданам в виде пенсий и пособий. Помощь оформляется в виде банковских чеков.

На общественном транспорте предоставляются льготы слабо-защищенным слоям населения: пенсионерам, студентам, детям, инвалидам, безработным.

Фолькетинг – парламент Дании – возмещает коммунам расходы, связанные с социальным обеспечением. Дания – одна из немногих европейских стран, где пособия в сфере социального обеспечения и здравоохранения предоставляются в основном бесплатно. Закон, на основе которого существует социальная помощь, действует с 1974 г.

В Канаде существует система социальной помощи пенсионерам. На федеральном и региональном уровнях готовятся программы по обеспечению этих категорий льготами.

Они имеют право на бесплатные услуги стоматолога, пользование общественным транспортом, на получение субсидированного жилья.

Пенсионный возраст в Канаде составляет 65 лет. Величина пенсии ежеквартально индексируется: с 1 июля 2006 г. она повысилась на 0,7 % и составила 466,63 доллара в месяц.

Отдельно прописываются программы по обеспечению канадских ветеранов войны пенсиями и различными льготами. Ветераны могут возместить затраты на покупку одежды, поездки в магазины, банки, церкви, к друзьям.

Кроме того, предоставляются льготы в виде бесплатных услуг по уходу на дому, на лекарства, слуховые и другие медицинские аппараты.

В Англии пенсионный возраст составляет для женщин – 60 лет, для мужчин – 65 лет. Размер выплат не зависит от стажа работы и от уровня зарплаты в прошлом.

Но пенсионеры-англичане живут за счет дивидендов от вложений в негосударственные пенсионные фонды. Благодаря этому они могут позволить себе хорошие условия жизни, дорогие лекарства, путешествия.

В США ветераны боевых действий обладают множеством льгот в налогообложении, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, обладают льготами при покупке жилья, транспортными льготами.

В Израиле ветераны получают пожизненную пенсию в размере 1,5 тыс. долларов в месяц. Пострадавшие от терактов приравниваются к категории ветеранов и получают такую же пенсию.

В Германии больше половины населения – пенсионеры (это второе место в мире по количеству лиц, старше пенсионного возраста). Пенсионный возраст составляет 65 лет.

Средняя пенсия у мужчин – 1391 евро, у женщин – 1115 евро. Бюджет пенсионной системы (государственные и негосударственные пенсионные фонды) составляет около 220 млн. евро. Пенсионная система Германии распределительная и целиком и полностью зависит от стажа и зарплаты работника.

В пенсионный фонд отчисляется около 20 % от оплаты труда. Однако всех этих средств не хватает, чтобы обеспечить многочисленную категорию пенсионеров. Поэтому существует процедура доплаты части пенсии из федерального бюджета.

Существует возможность получения производственной пенсии. За счет прибыли предприятия создается пенсионная касса. После 10 лет работы на данном предприятии работник уже имеет право на получение производственной пенсии.

Если пенсионер умирает, то его государственную пенсию могут получать жена или несовершеннолетние дети. Такая пенсия уже будет выплачиваться в меньшем размере.

Другой вид пенсии – частная. В течении трудоспособного возраста гражданин «откладывает себе на пенсию» в негосударственные пенсионные фонды.

В США стоит проблема пенсионного обеспечения. Этой проблеме уделяется много внимания со стороны президента. Речь идет о реформировании социальной системы, построенной на основе Закона 1935 г. «О социальном обеспечении».

Закон прежде всего определяет перечень нуждающихся категорий населения, виды страхования (пенсионное по возрасту, пенсионное для иждивенцев, социальное страхование нетрудоспособных), источники финансирования социальных проблем и мера ответственности плательщиков взносов и другое.

Система пенсионного обеспечения в Америке распределительная. Еще 50 лет назад 16 работающих американцев содержали одного пенсионера, в настоящее время трое работающих приходятся на одного пенсионера.

По прогнозам социального комитета ООН, через 20 лет в США одного пенсионера будут содержать двое работающих. В результате на плечи трудоспособного населения ложится увеличивающаяся финансовая ответственность по содержанию пожилых граждан.

Средняя пенсия в Америке составляет 14 200 долл. в год. Это сумма составляет 90 % от общего совокупного дохода населения.

Если «разбросать» эту сумму на 16 трудящихся, получится, что каждый должен внести 1000 долл. в фонд национального страхования.

В настоящее время трудоспособный гражданин уплачивает 4700 долл. Через 20 лет сумма увеличится на 2400 долл. и составит 7100 долл. в год. Не все смогут оплатить такие взносы.

Уже к 2018 г. поступлений в фонд национального страхования не будет хватать на социальные выплаты. В 2027 г. дефицит бюджета фонда будет составлять более 200 млрд. долл. К 2042 г. пенсионные выплаты составят 10,4 трлн. долл.

Выходом из сложившейся ситуации скорее всего станет увеличение налога с оплаты труда до 18 %. Сейчас он приблизительно равен 12 %.

Уже готово решение этой проблемы. Граждане, родившиеся до 1950 г. целиком и полностью будут зависеть от государственного пенсионного обеспечения. Для них социальная система будет носить распределительный характер.

Трудоспособное население моложе 1950 г. рождения часть пенсионных взносов будет вкладывать на индивидуальные инвестиционные счета.

Накапливаемые средства на этих счетах могут приносить дополнительный доход, если будут инвестироваться в отрасли, приносящие прибыль. Однако гарантий получения дохода от инвестиций не обеспечено.

Система индивидуальных счетов будет управляться государственными органами власти. На данный момент система инвестирования пенсионных средств в негосударственные фонды существует для государственных федеральных служащих.

Система уплаты страховых взносов такова:

1) 4 % взносов – уплачивает работник на индивидуальное страхование;

2) 2,2 % взносов – уплачивает работодатель на старую систему страхования;

3) 6,2 % взносов – уплачивает работодатель на старую систему страхования от фонда оплаты.

В течение первого года каждый работник сможет инвестировать на индивидуальный счет не больше 1000 долл.

Недостатком новой системы будут является риски с вложением средств в активы. Американцы должны быть готовы к тому, что размер их пенсии значительно уменьшится.

В России новая модель пенсионной системы предполагает расчет пенсий исходя из заработной платы работника в полном объеме. В расчет берется весь трудовой стаж гражданина. Развитие отечественной пенсионной системы предполагается оставить старую модель распределения.

Эта же модель подразумевает персонифицированный учет пенсионных накоплений и пенсионных обязательств государства. Таким образом, современная система пенсионных отношений является смешанной.

С 2025 г. осуществится окончательный переход на накопительную систему, и распределительная система перестанет существовать. С 2010 г. пенсионеры смогут получать пенсии по старости, накопившиеся за время трудового стажа.

Однако накопительная система имеет как положительные стороны, так и недостатки. Поэтому, две системы должны существовать вместе, дополняя друг друга.

Старая система по сути является перераспределительной между группами с различным уровнем дохода, а новая пенсионная модель предполагает использовать при расчете пенсии размер заработной платы.

Однако уровень зарплат разный, и, соответственно, размеры пенсии тоже будут отличаться. Распределительная система основана на принципе солидарности поколений. Согласно новой модели средства гражданина, постепенно накапливаясь, будут потрачены только на его пенсию.

С другой стороны, ставится вопрос о гражданах, не накопивших себе пенсию (низкая зарплата, недостаточный трудовой стаж). Такая категория граждан будет «выброшена» за черту бедности.

Важным отличием новой пенсионной модели от старой является совершенно иная схема индексации пенсий.

Будет составляться прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на один год. Данные показатели лягут в основу составления бюджета Пенсионного фонда и будут учитываться при индексации пенсий.

В 2007 г. средний размер пенсии установлен на уровне 3072,13 руб. Прожиточный минимум пенсионера 2133,1 руб.

Как видно, средняя пенсия превышает величину прожиточного минимума почти на 30 %. Численность людей, достигших пенсионного возраста, по России составила 39 млн. человек.

Нововведением Закона льготирования является изменение порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них право. С прошлого года начала действовать новая система льготирования.

Основной ее принцип – предоставление льгот в денежном виде. Функции по выплате этих сумм возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы. При вступлении в силу закона о монетизации льгот, были внесены поправки в части замены натуральных льгот денежными средствами. Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ внесены изменения в федеральные законы «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О государственной социальной помощи».

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно закону о льготах, если гражданин имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким положениям закона, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

Аналогичная ситуация складывается, если гражданин имеет право на получение льгот по нескольким федеральным законам или нормативно-правовым актам.

В таком случае гражданин должен выбрать, к какой льготе (к какому законодательному акту) приурочить денежную выплату.

Уже с 1 января 2006 г. ежемесячная денежная выплата с учетом стоимости набора социальных услуг выдается гражданам, отказавшимся от полного или частичного получения социальных услуг.

Особое внимание правительство оказывает пенсионерам – жителям Крайнего Севера. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 г. № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» определены правила предоставления компенсаций для пенсионеров, проживающих на Крайнем Севере.


Финансирование программ в регионах

В 2000–2006 гг. Пенсионным Фондом Российской Федерации были профинансированы программы расходов на оказание помощи пенсионерам, на поддержание материально-технической базы социальных организаций, на ликвидацию последствий от стихийных бедствий, на газификацию домов.

В частности, на оказание помощи по газификации домовладений неработающих пенсионеров в 2002–2006 гг. за счет средств ПФР направлено 420,7 млн. руб. За период 2003–2006 гг. помощь оказана 35,2 тыс. человек.

За период с 2000 по 2006 гг. профинансированы расходы на празднование Дня Победы в размере 1 503,9 млн руб. Для улучшения условий проживания пожилых граждан и инвалидов в учреждениях социального обслуживания, на укрепление материально-технической базы Фондом направлены средства в размере 14 135,8 млн руб. Средства были потрачены на капремонты, приобретение медикаментов и оборудования.

За счет средств ПФ осуществлялось финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. За 2001–2006 гг. направлено средств Фонда в общей сумме 436,8 млн руб., из них на оказание адресной социальной помощи – 341,1 млн руб., на строительство жилых домов для пострадавших от наводнения в 2002 г. в Южном федеральном округе – 95,7 млн рублей.

В прошлогоднем периоде были осуществлены выплаты на обязательное медицинское страхование пенсионеров. Всего потрачено на эти цели около 11 165,3 млн руб. Медицинскую помощь получили более 17,5 млн человек.


Таблица 12

Финансирование социальных программ за 2000–2006 гг. в млн. руб.

Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве. Был образован Указом Президента от 7 августа 1992 г. № 822 «О фонде социального страхования в Российской Федерации» и действует на основе Постановления Правительства от 12.02.1994 г. № 101.

Денежные средства Фонда являются государственной собственностью. Бюджет Фонда утверждается Правительством РФ, отчет о его исполнении также рассматривается и утверждается этим органом.

Взносы в Фонд социального страхования (ФСС) отчисляются от зарплаты сотрудника. Размер выплат входит в себестоимость продукции и услуг.

Ставки ЕСН в части социальных выплат составляют:

1) до 280 000 руб. – 2,9 %;

2) от 280 001 руб. до 600 000 руб. – 8120 руб. + 1 % с суммы, превышающей 280000 руб.;

3) более 600 000 руб. – 11 320 руб.;

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей и жителей районов Крайнего Севера применяются более низкие ставки:

1) до 280 000 руб. – 1,9 %;

2) от 280 001 руб. до 600 000 руб.– 5320 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 280 000 руб.;

3) более 600 000 руб. – 8200 руб.

Организации, осуществляющие свою деятельность в области информационных технологий, имеют более низкую базу исчисления налога:

1) до 75 000 руб. – 2,9 %;

2) от 75 001 руб. до 600 000 руб. – 2175 руб. + 1 % с суммы, превышающей 75 000 руб.;

3) более 600 000 руб. – 7425 руб.

Организации-резиденты технико-внедренческих экономических зон, адвокаты, индивидуальные предприниматели освобождены от обязанности по уплате социальных выплат.

Для осуществления обязанностей по социальному обеспечению ФСС собирает средства за счет:

1) страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

2) страховых взносов граждан;

3) доходов от инвестирования денежных средств Фонда в государственные ценные бумаги и банковские вклады;

4) добровольных взносов граждан и юридических лиц;

5) поступлений из федерального бюджета на расходование средств на определенные случаи (например, на выплаты пострадавшим от Чернобыльской АЭС);

6) другие поступления.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» на ФСС возложены следующие задачи:

1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

4) разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

5) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

6) сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда направляются на выплату пособий:

1) по временной нетрудоспособности;

2) беременности и родам;

3) женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

4) при рождении ребенка;

5) при усыновлении ребенка;

6) по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

7) на погребение;

8) по дополнительным дням ухода за ребенком-инвалидом до достижения им возраста 18 лет;

9) оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения.

Средства Фонда направляются на частичную оплату путевок, содержание спортивных школ, частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан; оплату проезда к месту лечения и обратно.

За счет накоплений Фонда обеспечивается его текущая деятельность.

Выделяются деньги на проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются строго на цели, закрепленные Положением о ФСС. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

В составе ФСС образуется фонд развития социального страхования. Он образуется за счет взимания пеней и различных штрафов в размере 20 %.

На 2007 г. Правлением Фонда и Правительством РФ были утверждены доходы в сумме 258 806 047,5 тыс. руб.(из них на обязательное социальное страхование 169 264 828,5 тыс. руб.) и расходы в сумме 287 493 479,5 тыс. руб. (из них на обязательное социальное страхование 199 603 929,6 тыс. руб.).

В расходовании средств бюджета ФСС львиную долю занимают социальные выплаты.

Финансирование пособий по защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вследствие воздействия радиации после аварии на производственном объединении «Маяк», осуществляется в сумме 30 500,0 тыс. рублей.

Финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами и ветеранов протезами осуществляется в размере 6 378 591,2 тыс. руб.

Оплата стоимости путевок сроком пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга не более 42 дней в санаторно-курортные учреждения производятся в размере 7 075 019,8 тыс. руб.

669 600,0 тыс. руб. будет истрачено Фондом на капитальное строительство своих подразделений.

Отдельной статьей выделяется расходование денежных средств на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Размер этих выплат зависит от того, к какой категории имеющих право на получение пособие родители относятся.

Для граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, будет выделено из бюджета ФСС 12 928 200,0 тыс. руб.

Для граждан, подвергшимся радиационному воздействию и подпадающим под статьи Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», будут предоставлены выплаты в размере 243 300,0 тыс. рублей.

Значительная сумма 3 676 192,5 тыс. руб. будет направлена на оплату полной стоимости путевок. Перечень бесплатных путевок установлен законодательством.

Как уже было отмечено выше, в задачи Фонда входят исследовательские работы в области социального страхования. На финансирование этих целей выделено 52 146,5 тыс. руб.

За счет межбюджетных трансфертов региональные власти могут на местах решать социальные проблемы своих граждан.

Так, в Самарской области с 1 января 2007 г. увеличился размер социальных пособий.

Неработающие мамы получают выплаты по уходу за детьми в размере 1,5 тыс. руб. Вышедшим на работу после декретного отпуска выплаты составляют 40 % от заработка (но не более 6 тыс. руб.).

Также с 1 января увеличились денежные пособия на содержание детей-сирот – до 4 тыс. руб. на каждого ребенка. Пособия по уходу за инвалидами увеличились до 480 руб.

Правительство области старается увеличивать бюджетное содержание военнослужащим и другим категориям, зависящим от бюджета. В этом году зарплаты бюджетникам были увеличены на 10 %.

http://lib.rus.ec




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ